Логопедическое занятие "Путешествие в страну правильной речи"

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

Новизна педагогической деятельности:

Преодоление системного недоразвития устной и письменной речи, формирование интереса к речевому общению, коммуникативных навыков с использованием игровой деятельности и компьютерных технологий – залог успешного усвоения школьной программы учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся в СКОШИ-8 вида г. Поронайск.

Актуальность: поступающие в первый класс дети с ограниченными возможностями имеют крайне ограниченный словарный запас, недоразвитую мелкую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. В условиях современной деятельности учителю-логопеду требуется качественного изменения форм оказания логопедической помощи. Таким образом, необходимость оказания логопедической помощи с использованием игровой, занимательной деятельности, а так-же современных, коррекционных, компьютерных технологий это путь к успешному усвоению школьной программы, адаптации и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель урока – совершенствовать речевое общение в творческих и игровых ситуациях.

Задачи урока:

  1. Коррекционно-образовательная: закреплять знания о механизме образования звуков (гласный-согласный) и их акустических особенностях; закреплять понятия “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”; совершенствовать навык чтения; формировать начальный навык работы на компьютере с использованием манипулятора “мышки”.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать фонематические процессы, навык звукового анализа и синтеза, дыхательную систему, мелкую моторику; произвольное внимание и память; обогащать активный и пассивный словарь.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать самостоятельность при выполнении задания и черты гармоничной, и незакомплексованной личности ребёнка.

Оборудование:

  1. Демонстрационное: костюм “Незнайки”; костюм “Фея”; костюм “Букварь”; шкатулка; предметные картинки (доктор, учитель); карточки с элементами букв; сюжетные картинки; мяч; компьютерная логопедическая – коррекционная программа:“Игры для тигры”; (Модуль“Синтез”); компьютер; интерактивная доска; Презентация(Слайды №17).
  2. Раздаточное: “Су-Джок”, сигнальчики (“красный-синий”), карточки с буквами; схемы для составления предложения (по количеству детей); книги (по количеству детей).

Словарная работа: активизировать в речи слова: путешествие, путешествовать.

Форма организации: групповая.

Методы и приёмы:

– игровая ситуация;
– игровые упражнения и задания по обучению и профилактике чтения и письма;
– загадывание загадок;
– компьютерные технологии;
– чтение слов.

Формы, способы и средства результатов обучения:

– устный ответ;
– работа по карточкам;
– самостоятельная работа;
– индивидуальный опрос;
– групповой опрос;
– взаимопроверка.

Педагогические технологии:

– игровые технологии;
– здоровьесберегающие технологии;
– разноуровневое обучение.

Ход урока

1. Организационный момент:( мобилизирующая часть).

Логопед: Здравствуйте ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Я “соберу” все огорчения в шкатулку.

2. Основная часть:

Логопед: А теперь ребята я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране “Правильной речи”.

(Слайд№1).

– Мы не надолго превратимся в путешественников. А что такое путешествие? (ответы детей).

Логопед: Путешествие – это поездка на транспорте (поезде, самолёте или ходьба пешком по дальним странам, а люди которые путешествуют называются путешественники), познают окружающий мир. А вы хотите путешествовать?

Логопед: В нашей стране есть города, горы, моря и озёра. Вы готовы отправиться со мной. Давайте вспомним наше правило:

Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить (хором).

Логопед: Чтобы попасть в первый город на нашем пути “Звукоград”, вам надо превратится в “звукознаек”. Ну-ка глазки закрывайте в “звукознаек” превращайтесь (звучит фонограмма) на счёт “3” перепрыгнем через ленту.

Слайд№2. “Звукоград”

Вот вы и превратились в “Звукознаек” и оказались в “Звукограде”. Ну, а “звукознайки” должны знать все звуки. Что такое звук? Какие звуки вы знаете? (ответы детей).

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. Игра: “Верни мне гласный”.

1. “Мяч лови и мяч бросай,

Какой гласный – называй”. (Дети встают в круг. Логопед по очереди бросает мяч каждому ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч в руки логопеду, называя гласный из этого слова.)

Слова: (лак, мак, рот, лук, мир, бак, том, бал).

2. Игра: “ Раз, два три сигнальчик подними”. (Логопед произносит звуки, а дети поднимают сигнальчики: красный-гласный, синий – согласный). (Приложение   №1; Приложение  №2).

Логопед: Отправляемся дальше в путь. Посмотрите, что это раскинулось перед нами? Это же озеро “Спокойствия”.

(Слайд №3).

– Давайте посидим на берегу озера на песочке, поиграем с камушками.(в руках у детей “Су-Джок).

Логопед: Какой шарик по форме?; по цвету, на ощупь, из чего сделан?”

(Ответы детей). Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.

“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю
Взад-вперёд его качу, вправо, влево
Как хочу!
Танцевать умеет танец!
На мяче мой каждый палец!
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю,
Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет.
Вот я фокусник какой!”

Логопед: Вот мы и пришли в “Буквоград”.

(Слайд №4).

– Здесь живут “Буквознайки”. А давайте и мы превратимся в “буквознаек”.

– Посмотрите кто это идёт к нам?

(Появляется Незнайка; в роли Незнайки ученик 5 класса; посещает логопедические занятия)

Логопед: Здравствуй Незнайка! Как ты оказался в “Буквограде”?

Незнайка: мне сказали, что у вас праздник “Правильной речи” и вы знаете все буквы. Вот я решил проверить, правда это или нет. Давайте поиграем, ребята!

1. Игра “Узнай букву”. Незнайка в руках держит образец с элементами букв, у детей аналогичные карточки. (Приложение №3).

Ответы учеников.

2. Игра “Волшебное слово”. Найдите слово, спрятанное в буквах.

Слайд №5.ШсАуРп.

Слайд №6. кМоАтК.

Слайд №7. мДуОрМа.

Слайд №8. сКуОлТш.

Ответы учеников.

Незнайка: Вы хорошо справились с заданиями, отправляйтесь дальше в путь.

Логопед: Посмотрите, на нашем пути возникло препятствие – очень высокие, опасные горы. Надо быть очень внимательными. Эти горы так и называются: “Горы Внимания”.

Слайд №9.

Вставайте по порядку, будем “змейкой” подниматься в горы (дети “змейкой” ходят по залу). Вот, наконец, мы и оказались на вершине горы. (Дети садятся на стулья).

1. Задание (работа по карточкам). Обведите в кружок только гласные буквы (а, м, о, п, с, у, в, ы, б,и). Ребята, проверьте работу своего товарища, обменяйтесь карточками.

Логопед: Спускаемся с горы. Задание на дыхание. Вдох носом и выдох через нос (-у-у-у-х – поднимаем руки вверх и опускаем руки вниз.(повторить 3 раза).

Логопед: Отправляемся дальше в путь.

Логопед: Ребята, перед вами город “Словоград”.

Слайд №10.

– Здесь живут “Словознайки”. К нам идёт “Фея Правильной речи”.

Фея: (в роли Феи – ученица 5-го класса; посещает логопедические занятия). Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в “Словоград”. Я приготовила для вас интересные задания. Вы с ними легко справитесь.

Логопед: Мы с радостью выполним все задания.

1. Игра “Подскажи словечко”.

Ба-ба-ба – у верблюда два….(горба).
Га-га-га – в ступе бабушка….(Яга).
Ча-ча-ча – птицы нет черней….(грача).
Ца-ца-ца – птица вывела ….(птенца).

Фея: Молодцы, ребята, весело играли, верно отвечали.

2. Работа с компьютером. (Данное задание выполняется под контролем педагога) “Игры для Тигры”. Блок “Фонематика”. – Модуль “Синтез”. Составь слова из трёх-четырёх слов. Определить первый звук в слове; количество звуков и букв. (Учитывать уровень развития ученика).

Фея: До свидания, ребята! Вам пора отправляться дальше в путь.

Логопед: Послушайте, что это за шум? Что за плеск волн? Это же огромное море, море “Молчания”.

Слайд №11.

– Я предлагаю вам немного отдохнуть. Релаксация.

Логопед предлагает представить картину. “Берег моря. Светит тёплое солнышко. Вот над пенной волной пролетела чайка, высматривая серебристую рыбку, дует лёгкий ветерок”.Выход из релаксации.

Логопед предлагает отправиться дальше в путь.

Логопед: А сейчас мы с вами прибыли на пик “Запоминаек”.

Слайд №12.

– Нам надо передать телеграмму родным и близким. Для этого надо запомнить и повторить цепочку слов. Логопед произносит цепочку слов, ученики по очереди повторяют цепочку слов.

Мак – бак – так.
Ток – тук – так.
Бык – бак – бок.
Дам – дом – дым.
Ком – дом – дым.
Комок – каток – поток.

Логопед: Отправляемся дальше в путь. Перед вами раскинулся город “Фразоград”. В этом городе живут “Фразознайки”.

Слайд №13

Задание. Составить предложения из трёх слов. (На интерактивной доске сюжетные картинки).

Слайд №14.

Слайд №15.

Слайд №16. Составить схему предложения. Назвать первое слово в предложении (второе, третье слово.) Ученики составляют схему предложения. ( ?____ ____ ____. )

Ответы учеников.

3. Заключительная часть.

К ребята выходит “Букварь” (ученик 5-го класса, посещающий логопедические занятия.)

Букварь: Здравствуйте дети! Вы мне очень понравились. Вы любознательные, сообразительные. Я думаю, Вам понравятся и пригодятся мои подарки. Это книги (раздаёт книги).

4. Итог:

Логопед: Ребята, наше путешествие заканчивается. Вы сегодня все с большим желанием и интересом выполняли задания, хорошо потрудились. Какие игры и задания вам понравились? Спасибо вам.

Слайд №17. До встречи.

Презентация