Интеграция образовательных областей. “Познание”, “Коммуникация”, “Безопасность”, “Социализация”.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель занятия: Закрепить у детей нормы поведения на улице, дома. Закрепить правила обращения с основными предметами для жизни и здоровья детей, правила обращения с ними. Закрепить у детей чувство осторожности в обращении с электроприборами с точки зрения безопасности: нагревательные – опасные и нагревательные (неопасные) приборы. Чувство сострадания к тем, кто оказался в беде.
Материал к занятию: Пешеходный переход. Демонстрационный материал картинки: “Электроприборы”, Острые, колющие и режущие предметы; сюжетные картинки об опасных ситуация, Мебель-стол, стул; электроприборы: электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, настольная лампа, разрезные картинки электроприборов. Костюм Чебурашки;
Ход занятия
Дети и воспитатель входят в группу, здороваются с гостями. Перед ними пешеходный переход, далее домик и комната Чебурашки; в комнате есть стол, накрытый скатертью, стул, на столе лежат иголка, ножницы, кнопки, настольная лампа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Как много гостей к нам пришли сегодня (дети здороваются с гостями). Чем же мы с вами сегодня займемся? Давайте пойдем навестим Чебурашку. Он живёт с крокодилом Геной. Крокодил Гена ушёл на работу в зоопарк, он работает там крокодилом. Чебурашка остался один дома. Сейчас мы с вами пойдём к нему и узнаем, как он один дома и чем он занимается? Может быть ему нужна помощь?
Ну как, пойдём?
Дети: Да, пойдём (дети строятся парами и идут).
Воспитатель: (обращает внимание детей на дорогу) Нам с вами надо перейти эту дорогу. Но как? Светофора нет.
Дети: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Объясните почему?
Воспитатель: (Дети с воспитателем переходят дорогу идут дальше и останавливаются у домика Чебурашки). Вот мы и пришли. Давайте постучим. (Воспитатель стучит, Чебурашка открывает дверь). Чебурашка! Ты зачем открыл дверь, не спросив “Кто это?” Ребята! Скажите, можно ли открывать дверь, не спросив, “ Кто это?”.
Дети: Нет! Нельзя!
Воспитатель: Почему нельзя? Объясните, пожалуйста, Чебурашке.
Дети: Этот человек незнакомый.
Воспитатель: Правильно, вот видишь Чебурашка, не спросив, кто это? нельзя открывать дверь.
А если если кто-то пытается открыть дверь. Куда надо звонить? По какому номеру?
Дети: В полицию 02.
Воспитатель: Запомни это Чебурашка! А теперь нам можно войти в дом?
Чебурашка: Да! Можно!
Воспитатель: Посмотрим, чем ты тут занимаешься? (на столе лежат – ножик, гвоздик, ножницы, булавки, иголка, шило, кнопки). Что с ними ты хочешь делать?
Чебурашка: Играть буду.
Воспитатель: А с этими предметами можно ли играть? Как вы думаете ребята?
Дети: Нет, нельзя!
Воспитатель: Почему?
Дети: С ними можно пораниться, или порезаться об острые предметы.
Воспитатель: Правильно! Нельзя играть колющими и режущими предметами.
“Дом в порядке содержи
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Воспитатель: Чебурашка! Уберём все эти предметы в коробку, потому что такие предметы должны храниться в специально отведенных местах.
Чебурашка: Ладно! Только что-то скучно стало! Где-то у Гены есть электрочайник. Сейчас вскипячу водичку и будем пить чай с конфетами.
Воспитатель: Чебурашка маленький, разве ему можно пользоваться электрочайником?
Дети: Электрочайник – это опасный предмет, нагревательный. Им детям пользоваться нельзя.
Чебурашка: А чем же мне можно заняться пока Гена не вернётся?
Дети: Можно посмотреть телевизор, поиграть в компьютер, послушать сказку на магнитофоне.
Чебурашка: Но ведь магнитофон, компьютер и телевизор – это тоже электроприборы.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Чебурашке какими электроприборами можно пользоваться детям, а какие электроприборы опасны для детей. Мы с вами это уже знаем.
Воспитатель показывает картинки с различными электроприборами, а дети определяют, какие из них опасны, а какие неопасны при использовании. Примеры картинок с электроприборами; холодильник, лампа, вентилятор, чайник, утюг, миксер, магнитофон, компьютер, телефон, обогреватель, электроплита, телевизор.
Чебурашка: Я ничего не запомнил.
Воспитатель: Чтобы Чебурашке лучше запомнить опасные и неопасные электроприборы, предлагаю поиграть в подвижную игру: “Опасно-неопасно”.
Из предложенных картинок с электроприборами будем выбирать “опасные” предметы, и “неопасные” электроприборы.
Воспитатель: если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда. Недаром говорят: “Детские шалости – причина опасности”
Ребята, правда, здорово, что люди придумали все эти электроприборы и они так облегчают нам жизнь.
Воспитатель: Теперь познакомим Чебурашку с некоторыми правилами.
- Никогда не тяни за электрический провод руками.
- Никогда не играй со спичками!.
- Нельзя самим открывать окна, сидеть на подоконнике и выглядывать из них.
– Если дома появился сильный дым –
Ты не прячься, позвони по 01.
– Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
– Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, можно отравиться.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
Если опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Знай!
– Если ты потерял родителей в незнакомым месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице – к полицейскому, в магазине – к продавцу.
– Никогда не ходи гулять без спросу. Родители должны знать, где ты находишься.
– Не принимай от незнакомых взрослых угощение.
Чебурашка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я понял, что электроприборы могут быть опасными и неопасными. Я обязательно буду соблюдать все правила, которым вы меня научили.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. Мы теперь уверены, что с тобой не случиться беда. Ты запомнил что опасение – половина спасения. До свидания! (Дети идут в группу)
Анализ занятия
При планировании занятия были поставлены следующие цели:
- Образовательные – закрепление правил безопасного поведения, правильного безопасного использования предметного мира, закрепление осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям.
- Развивающие – закрепить у детей осознание социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Анализировать познавательный объект. Развитие монологической и диалогической речи.
- Воспитательные – закрепление социально-значимых качеств личности (самостоятельность, инициативность), нравственных качеств (сочувствие, сопереживание, гуманное отношение).
В занятии подведен итог пройденного материала. Учтены возрастные особенности детей. При организации занятия соблюдены все необходимые гигиенические, педагогические и эстетические требования (создана предметно-развивающая среда), материал соответствует теме и содержанию.
Были созданы проблемные опасные ситуации. Для мотивации и активации познавательной деятельности детей были применены следующие методы:
– методы, повышающие познавательную активность;
– сравнительный метод;
– метод вопросов.
Соблюдены дидактические принципы: (наглядность, доступность, принцип индивидуального подхода, психологического комфорта).
Материал усвоен. Дети получили стимул к самостоятельной деятельности по безопасности.