Урок обществознания "Закон и права"

Разделы: История и обществознание


Информационная карта урока

Введение

1. Тематическое планирование составлено по рабочей программе по обществознанию А.И. Кравченко.
Тематическое планирование в вечерней школе распределяет учебные часы по годам (конкретизирует распределение учебных часов). В нашей школе заочное обучение, поэтому на обществознание отводится 1 час в неделю при 36 учебных неделях. Таким образом, планирование рассчитано на 36 учебных часов в год.
Обучение на третьей ступени рассчитано на 3 учебных года при заочной форме обучения (10,11,12 классы). Всего 108 часов.
Урок служит для систематизации понятий о праве, его форме и структуре и происхождении. Во-вторых, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Социализация учащихся происходит через прорешивание тестов, решение жизненно-ориентированных практических задач; создание презентации к уроку (освоение ИКТ); умение работать с информацией, социальный опрос (в виде мини-соц. опроса).

2. Учащиеся в классе разного возраста, с различным перерывом в обучении от года до 19 лет. Не все могут посещать занятия ежедневно, поэтому материал должен отражать как можно больше содержания по теме и быть практико-ориентированный.

3. Место урока в учебном плане: урок “Закон и право” под №19 в 11 классе, третий в данном блоке.

Тип урока: применение знаний, систематизация и обобщение нового материла.

Тема урока: “Закон и право”.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный; практическая деятельность;  учитель ведёт урок, опираясь на ЗУН и деятельность учеников, выполняя действия корректировки.

Форма урока: лекционно-практическая.

Оборудование урока:

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации учеником;
  • тесты, практические задачи, презентация, раздаточный материал (статьи ГК РФ 492,493,501; 616, 623);
  • учебник;
  • план урока;
  • использование программы для создания презентаций Microsoft Power Point 97-2003/

План урока:

1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) изучение нового материла;
4) проверка выполнения д/з (доклады учащихся), и усвоенных знаний (тест);
5) результаты мини соц. опроса учителей учащимися;
6) выполнение гимнастики для глаз;
7) закрепление изученного материала (практическая работа);
8) инструктаж д/з;
9) итог урока.

Подробное описание хода урока:

I. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя: приветствие, создание психологической обстановки.

II. Актуализация знаний:

  1. Слово учителя.
  2. Фронтальная работа (ответы на вопросы).
  3. Постановка темы и цели урока обучающимися через наводящие вопросы.

III. Изучение нового материала. Показ слайдов № 2,3,4,5,6,7,8,9 с гиперссылками.

IV. Проверка выполнения д/з в виде докладов учащихся, которые иллюстрируются слайдами из презентации; выявление тенденций и конспектирование их учащимися.

  1. Доклад ученика по теме “Система права”. Показ слайда №10,11,12,13.
  2. Ученик задает вопрос одноклассникам и на базе их ответов строит свой доклад по теме “Основа нормативно-правовых актов в РФ”. Показ слайда №14,15,16.
  3. Слово учителя “Структура Конституции РФ”. Учитель показывает слайд №17,18,19.

V. Закрепление изученного материала. Выполнение теста с взаимопроверкой (тест, правильные ответы на слайдах №20,21).

VI. Выполнение гимнастики для глаз в соответствии со здоровье сберегающими технологиями.

Закройте веки и выполните следующие упражнения, не открывая глаз: – поводите зрачками вверх, вниз;

– поводите зрачками вправо, влево;
– сделайте круговые движения;
– сильно зажмурьтесь три раза.

VII. Выполнение практической работы. Форма организации учебной деятельности – групповая работа по технологии “мозговой штурм”. Учащиеся выполняют ситуационные задачи №1,2 (приложение задача №1,2 статьи ГК РФ 492,493,501; 616, 623).

VIII. Инструктаж д/з.

  1. Подготовиться к контролю знаний по отраслям российского права.
  2. Самостоятельно составить ситуационную задачу по статьям ГК РФ.
  3. Составить развернутый план по теме “Закон и право” (для тех кто сдает ЕГЭ).

IX. Итог урока.

Тема урока: Закон и право

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить основы правовой культуры.
  2. Воспитывать навыки правовой культуры.
  3. Развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие учащиеся!

Учитель. Сегодня у нас обобщающе-лекционное занятие по пройденному материалу с элементами нового материла.

II. Актуализация знаний

Учитель. Я вам задам несколько вопросов, чтобы Вы вспомнили материал прошлого урока и могли назвать тему сегодняшнего занятия.

– Почему гражданское право относится к области частного права?

(Ч.П. – ограждает интересы отдельных лиц и входит в гражданское право).

– Что такое правоспособность? (выражается в способности субъекта иметь права и обязанности. Она возникает с рождения и прекращается со смертью).

– Что такое дееспособность? (Это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и осуществлять их. Наступает с 18 лет, а неполная дееспособность с 14 до 18 лет).

– С какого возраста разрешается заниматься предпринимательской деятельностью? (С 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет).

– Каковы возрастные ограничения правоспособности и дееспособности гражданина? (Возникает правоспособность с рождения и до смерти. Дееспособность с18 лет и неполная дееспособность с 14 до 18 лет).

– Дайте определение юридического лица. (Ю.Л. – организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие основные признаки юридического лица)

– Как сочетаются собственность и нравственность? (С. – имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-нибудь чего-нибудь; внутренняя установка индивида действовать согласно совести и свободной воле).

– И на все это нам дает право какой нормативный акт? (Закон).

– Регулировать все эти отношение в общество будет что? (Нормы и правила).

– Как нормы и правила можно назвать одним словом? (Право).

– И значит тема нашего сегодняшнего урока? (Закон и право).

– На доске написан план урока. Согласно теме урока и плана скажите, какова цель нашего урока?

III. Изучение нового материала

Учитель. Как вы думаете, что такое право? (Учащиеся предполагают) Запишите правильное понятие со слайда (слайд №2).

Учитель. Рассмотрим признаки права (слайд №3). Учащиеся читают по цепочке.

Учитель. Обсудим функции права (слайд №4). Учащиеся читают по цепочке и обсуждают.

Учитель. Согласно определению, признакам и функциям предположите, откуда к нам пришло право или каковы его источники? (обычай, прецедент, правовой акт, договор). После ответов детей учитель предлагает рассмотреть и записать источники права на слайдах № 5,6,7,8,9.

 

Учитель. Давайте сравним теории происхождения права, которые прописаны в учебнике на страницах 4,5 (теологическая, естественная, реалистическая, социологическая) с теориями, представленными в презентации. Вывод: юридический инцидент с социологической теорией совпадает, остальные теории, представленные в презентации расширяют материал.

IV. Проверка выполнения д/з (доклады учащихся) и усвоенных знаний (тест)

Учитель. Что такое система право нам расскажет Дима.

Ученик. Показывает дальше презентацию и комментирует (слайд №10).

Ученик. Как вы понимаете, что такое система? Учащиеся предполагают. Мы знаем из курса русского языка, что слово может иметь несколько лексических значений, поэтому я зачитаю вам два понятия № 1 и 4 из словаря Д.Н. Ушакова, которые подходят к нашей теме (доклад приложение № 1). Посмотрите, что такое система права с точки зрения обществознания на слайде (слайд №10).

Ученик. Рассмотрим из этого понятия, что такое отрасль права, институты права, подотрасль права (слайды № 11,12,13).

 

Ученик. Спасибо за внимание! Ваши вопросы?

Учитель. Посмотрим в учебнике на страницах 9,10, какие есть отрасли права.

Учитель. Послушаем выступление Кати по теме “Нормативно-правовые акты Российской Федерации”.

Ученица. Какие нормативно-правовые акты Российской Федерации Вы знаете, перечислите их? (Законы, Конституция РФ, Федеральные Законы, Законы субъектов РФ, Подзаконные акты “акты органов исполнительной власти, указы президента”). Спасибо, молодцы! На какие три ветви делится государственная власть? (законодательная, исполнительная, судебная) Вспоминаем из курса истории: какова была власть при императорском правлении? (самодержавной)

Сравниваем и конспектируем нормативно-правовые акты РФ со слайдов (№ 14, 15,16).

Учитель. Работаем дальше. Посмотрим в учебнике иерархию нормативных правовых актов. Что такое Конституция? Ученики отвечают.

Давайте посмотрим структуру Конституции РФ (слайды №17,18,19).

Учитель. Возьмите тесты, лежащие у вас на партах, и выполните их. После выполнения обменяйтесь с соседом по парте для проверки с эталоном со слайда.

Прочитайте и выполните задание. Проставьте цифры по значимости документа.

Указы Президента Российской Федерации 3
Нормативные акты министерств и ведомств 5
Конституция РФ 1
Постановления Правительства РФ 4
Федеральные законы 2

V. Результаты социологического опроса (двое учащихся опросили учителей мини-карточками)

Нами было опрошено 6 учителей, т.е. половина работающих в школе:

– на первый вопрос 5 учителей ответили, что это правила, установленные государством, и 1 человек рассмотрел право как возможность деятельности человека в рамках данного общества;
– на второй вопрос все учителя ответили, что это Конституция РФ, Законы. Постановления написали 4 человека. Указы и акты местного самоуправления упомянули по 2 человека. 1 учитель указал кодексы, т.е. свод законов;
– на третий вопрос все учителя ответили, что – это высший юридический акт. Структуры Конституции РФ указал 1 человек.

Вывод: все педагоги знают, что такое право и высшие юридические акты РФ. Для нас тема важная, которая пригодится в течение всей жизни.

VI. Выполнение гимнастики для глаз

Учитель. Выполним гимнастику для глаз.

Закройте веки и выполните следующие упражнения, не открывая глаз: – поводите зрачками вверх, вниз;

– поводите зрачками вправо, влево;
– сделайте круговые движения;
– сильно зажмурьтесь три раза.

VII. Закрепление изученного материала (практическая работа)

Форма организации учебной деятельности – групповая работа по технологии учебного мозгового штурма. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы (соединиться с соседней партой) для решения ситуационных задач по статьям Гражданского кодекса РФ.

На партах у вас находятся нужные статьи ГК РФ для решения ситуационных задач, а также вы можете использовать тексты учебника.

Задача 1. На прилавке магазина разложены меховые боа. Пока Яковлева рассматривала одну из моделей, Попова выяснила у продавца стоимость товара, заплатила сумму через кассу и предъявила чек продавцу. Яковлева стала настаивать, чтобы эта модель осталась за ней, так как она первой взяла ее в руки. Продажа товара производилась без товарного чека, подобной модели в продаже больше не было. Оставшиеся образцы Яковлеву не устраивали.

Что называется договором купли-продажи и каково его применение?

С какого времени договор розничной купли-продажи считается заключенным и когда наступает момент перехода права собственности на купленный товар?

Кому из покупательниц должен быть передан товар?

При разрешении данной ситуации следует использовать ст. 492, 493, 501 Гражданского кодекса РФ.

Ответ: (Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцу покупателем кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Право собственности переходит к покупателю с момента полной оплаты товара (если иное не предусмотрено договором)).

Задача 2. Предприятие арендовало складские помещения у другого предприятия. Арендатор произвел капитальный ремонт, сделал стеллажи, установил сигнализацию, исправил водопроводную и канализационные системы. После окончания ремонта и переоборудования складских помещений предприятие прекратило уплату арендной платы, считая, что понесенные расходы должны быть отнесены к статье расходов предприятия-владельца. Предприятие-владелец предъявило арендатору иск об уплате арендной платы и о расторжении договора аренды.

Должен ли арендатор производить текущий и капитальный ремонт арендуемого помещения?

Может ли арендатор отнести расходы по ремонту и улучшению нанимаемого помещения в счет арендной платы?

Где и как следует разрешить разногласия между предприятиями по условию задачи?

При разрешении ситуации использовать ст. 616,623 Гражданского кодекса РФ.

Ответ: (Если улучшения произведены без согласия арендодателя, их стоимость возмещению не подлежит.)

VIII. Инструктаж д/з

  1. Подготовиться к контролю знаний по отраслям российского права.
  2. Самостоятельно составить ситуационную задачу по статья ГК РФ.

IX. Итог урока

Учитель охарактеризовала работу учащихся на уроке. Объявила, что оценки выставит по результатам выполненных тестов и практических работ.

Далее учащиеся определили задачи урока и сделали вывод, были ли эти задачи решены. Что позволило обучающимся самим оценить свои знания.

Результаты социологического опроса учителей.

Список использованной литературы

  1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах 10-11 классы: справочные материалы. – М.:АСТ-Астрель, 2010.
  2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. – 8-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.
  5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: “Альта-Принт”, 2007.
  6. edu.tater.ru/upload/images/files/статьи к уроку
  7. www.consultant.ru

Приложения