Праздник "Проводы Масленицы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  • знакомство детей с народными традициями проводов зимы и встречи весны;
  • создание праздничной атмосферы; сплачивание детского коллектива и родителей
  • первоклассников; преемственность (общение первоклассников и пятиклассников).

Оборудование:

1) 6 воздушных шариков с загадками внутри;
2) 2 шарика для пинг-понга (блины № 1);
3) 2 ракетки для пинг-понга (сковорода);
4) 6 кругов из толстого картона или другого твёрдого материала (блины № 2);
5) 2 подноса;
6) 2 мешка для строительного мусора;
7) блины настоящие, варенье, сгущёнка, чай;
8) презентация.

Ход праздника

Учитель 1:

Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Здравствуйте, гости!
Милости просим!

Ученик 2.

Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостьюшку дорогую!

Ученик 3.

Масленица – самый веселый праздник!
Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Ученик 4.

Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!

Ученик 5.

Наша Масленица, ты широкая,
В школу к нам пришла
И веселье принесла!

(Дальше слово предоставляется пятиклассникам, которые пришли на праздник к малышам.)

1. Издавна сложился порядок провожания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

2. Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела песни в честь Масленицы. (Слайды 2 и3)

3. Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. В больших

деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там веселые концерты. (Слайды 4 и 5)

4. Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. (Слайды 6 и 7)

5. Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Крестьяне славили возрождение солнечных дней. (Слайды 8 и 9)

6. Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу (мать жены).

7. Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных. (Слайд 10)

8. Воскресенье – это проводы, прощёный день, которым завершается масленичный цикл. В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

9. В воскресенье “сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал “Масленичный поезд”: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. (Слайд 11)

10. За околицей устраивали большой костер. Зажигая ритуальный огонь в честь набирающего силу Солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны. Давали чучелу Масленицы блин, и “сударыня-Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блин, гори, Масленица!” (Слайд 12)

Учитель: В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы.

Первое испытание, которое я вам предлагаю – это разгадывание загадок:

(Высоко подвешены 6 воздушных шариков, внутри которых находятся записки с загадками. Дети должны подпрыгнуть, лопнуть шарик, прочитать и отгадать загадку)

(Пятиклассники помогают проводить конкурсы)

  • Висит за окошком кулёк ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
  • Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывёт. (Облако)
  • В белом бархате деревья,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападёт –
    Этот бархат опадёт. (Иней)
  • Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  • Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)
  • Что за звёздочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)

Второе испытание: “Кто сильнее?”

Добры – молодцы! Зиму попугайте, силой померяйтесь!

Участники парами встают лицом друг к другу, берутся за руки, нога одного участника ставится к ноге другого. Кто кого перетянет?

Третье испытание: “Блины”.

Каждый участник кладёт “блин № 1” на сковородку и бежит с ним до подноса, выкладывает его на поднос, возвращается к команде, передаёт сковородку следующему участнику.

Четвёртое испытание: “Самый меткий”.

Кто бросит “блин № 2” на поднос и не промахнётся. Промахнувшиеся дети выбывают из соревнования, попавшие продолжают игру до тех пор, пока не выявится один победитель.

Пятое испытание: “Лучший повар”.

Перевернуть “блин № 2” на сковородке, подбросив его и поймав. Побеждает тот, кто сделает это большее число раз за минуту.

Шестое испытание: “Бег в мешках”.

Седьмое испытание: “Пословицы”. (Слайд 13)

Соединить части пословиц:

Блин не клин, без пирогов не именины.
Блин брюха брюха не расколет.
Без блинов не Масленица, не портит.

(Дети читают заключительные стихи.)

Ученик 1.

Как на масляной неделе
Разыгрались вдруг метели!
А умчалась вдруг пурга
Солнце залило снега.

Ученик 2.

Как на масляной неделе
Кони белые летели.
И в серебряной пыли
Санки легкие несли.

Ученик 3.

Как на масляной неделе
Мы блины всем миром ели.
И румяны и жирны –
Вот такой величины!

Ученик 4.

А настало воскресенье –
То-то радость и веселье!
Собрался народ честной
На опушке на лесной.

Ученик 5.

Не стихали дотемна
Песни, смех и кутерьма.
И неслось над бором хором:
– Прощай, зимушка-зима!
– Прощай, Масленица!

Учитель:

А теперь, гости – дорогие. Пора и нам отведать блинов. Приглашаем всех на блины.

Презентация