Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Ведь «здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества» - подчеркивается в Резолюции Всероссийского совещания по проблемам оптимизации здоровья.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что в подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений. «Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности.
Движение составляет основу любой детской деятельности. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Однако важно отметить, что современные дети не реализуют эту потребность на должном уровне, онидвигаются в 2 раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Самостоятельная двигательная активность ограничивается как в детском саду, так и в семье созданными условиями:
- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
- ограничением двигательной активности детей на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- требованиями (запретами) взрослых (не лезь, не беги, упадешь и т.д.);
- увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
- преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телевизора, компьютерные игры);
- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Гигиенисты и врачи утверждают:без движений ребенок не может вырасти здоровым.
Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении.
Движение способствует активному восприятию окружающей обстановки и ориентировке в ней, развитию ощущений, восприятий, представлений, формированию знаний, проявлению волевых усилий, ярких, эмоциональных переживаний. Всё это оказывает влияние на совершенствование способностей ребёнка, его всестороннее развитие.
В своей двигательной деятельности ребёнок использует разные виды движений, физических упражнений, что благотворно сказывается на физиологических функциях детского организма, помогает ему приспосабливаться к условиям внешней среды, обогащает опыт ребёнка.
Ограничения двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, приводят к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижается иммунитет и замедляется рост. Для детей потеря в движениях – это потеря в развитии, здоровье, знаниях.
Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня.
В СанПиНах 2.4.1.2660-10 в ГлавеXIII п. 13.2.отмечается, что следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 летв организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю.
В соответствие с ФГТ двигательная активность детей реализуется через содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» через следующие формы:
- непосредственно образовательную деятельность;
- образовательную деятельность в режимные моменты;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Из всех перечисленных форм работы по развитию двигательной активности детей особое значение имеет самостоятельная двигательная деятельность. Ей отводится значительное место в двигательном режиме дошкольников. Успешное развитие самостоятельной двигательной деятельности в большой мере определяет развивающая двигательная среда, созданная в группах детского сада.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе есть центры физического развития. Воспитатели каждой группы уделяют большое внимание оснащению центров, т.к. развитие ребенка, его физическое развитие напрямую связано с богатством и разнообразием представленных в центре пособий. Особенностью центров является то, что в них представлено как традиционное оборудование, рекомендованное программой М.А. Васильевой, так и нетрадиционное, которое изготовлено педагогами и родителями.
Широкий спектр нестандартного физкультурного оборудования вносит разнообразие и эффекты новизны, способствует развитию интереса детей к выполнению заданий, укреплению здоровья детей, улучшает качество выполнения упражнений, придает им необходимую эмоциональную окраску, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Также в центрах физического развития представлены:
- дидактические игры;
- альбомы для рассматривания с детьми по формированию здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, о видах спорта, тематически направленные на реализацию содержания образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность»;
- сборники художественных произведений по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни;
- картотеки.
В каждой группе есть стенка для самостоятельной двигательной активности детей «Тихий тренажер», которая служит для развития координации движений, пространственного восприятия, тренировки мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, пособия «Ровная спинка» - ориентир для контроля осанки. Ориентиры выполнены в виде схематической фигуры с изображением точек касания пяток, икр, ягодиц, плеч, затылка ребенка и места постановки стоп. Дети в течение дня могут самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, изучить свои особенности.
Правильно размещённый и оснащённый центр физического развития способен стимулировать детей к движению и оптимизировать самостоятельную двигательную активность.
При подборе материалов оснащения центров, при его размещении соблюдались следующие условия:
Размеры и конструкция всего оборудования и пособий соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям.
Пособия многофункциональны, т.е. дети имеют возможность по–разному действовать с одним и тем же пособием.
Крупное оборудование мобильно, имеет приспособления для изменения положения в пространстве.
Пособия и оборудование отвечают гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей, экологически чистые и прочные.
Цвет физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Все пособия и атрибуты размещены доступно, удобно для использования их детьми.
Реализуя новый подход к организации самостоятельной двигательной активности детей в группе педагогами созданы игры с рисунками на полу. Такие игры способны расширять двигательный опыт ребенка и обогащать его новыми координационно-сложными движениями способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и качеств личности, формированию физических навыков и умений. Они удовлетворяют двигательную потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, можно отметить, что центры физического развития, правильно размещенные, богатые многофункциональным оборудованием и пособиями, как магазинного, так и изготовленного педагогами и родителями, формируют у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, благотворно влияют на физическое, умственное развитие, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
Список литературы:
- Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная активность детей в условиях групповой комнаты//Инструктор по физической культуре.-2011.-№6.