Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.
Задачи: воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к людям, доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту; воспитывать культуру общения; развивать умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование: пословицы о доброте и вежливости, сочинения на тему «Что такое вежливость и доброта?», фонограммы песен: «Если добрый ты», «Улыбка», рисунки детей «Делай добро», «Помоги том, кому трудно»
Ход праздника
1. Учитель.
Доброе утро! Здравствуйте!
Как приятно, что при встрече.
Мы знакомым и родным:
– С добрым утром!
– Добрый вечер!
– Доброй ночи говорим!
– Здравствуйте, ребята! Когда вы встречаетесь друг с другом вы говорите Здравствуйте или просто Привет.
Б) Давайте поздороваемся, при помощи игры которая называется «ПРИВЕТ»
– Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…..
– С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая всем…
– При встрече через много лет, вы крикните друзья ….
– И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….
– И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
– Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы….
А) Ребята, а вы знаете, в течение многих лет люди искали такие способы и формы приветствия, чтобы всем было бы удобно и хорошо. Хотите узнать какие формы приветствия у разных народов?
– У некоторых индийских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам.
– В некоторых племенах для приветствия снимали обувь.
– В Конго протягивали друг другу обе руки, при этом дуют на них.
– В Новой Зеландии, встречаясь и приветствую друг друга, трутся носами.
– Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.
– В некоторых племенах Кении, когда здороваются, всего лишь на всего плюют друг в друга.
– Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руки закладывают за ухо и высовывают язык.
Учитель. Все вы закончите школу и станете строителями, капитанами, космонавтами, врачами, инженерами… Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – воспитанными, вежливыми, отзывчивыми и добрыми
Появляются Знайка и Незнайка.
Знайка и Незнайка (вместе). Здравствуйте!
Знайка. Ой, чего вы тут собрались?
Незнайка. Кто вы такие? Зачем здесь собрались?
Учитель. У нас сегодня праздник «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»
На фоне фонограммы «Ели добрый ты».
Вежливость – одно из важных качеств воспитанного человека. До 16 в. «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
– Попробуем определить, какие вы «Знатоки» правил вежливости.
– Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». – Наши гости Знайка и Незнайка будут называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.
– Если вежливыми были действия, то хлопните в ладоши, а если не, то сидите без движения
– Поздороваться при встрече… (вежливо)
– Толкнуть, не извиниться…(невежливо)
– Помочь поднять, поднять упавшую вещь…(вежливо)
– Не вставать, обращаясь к учителю…(невежливо)
– Купить билет в автобусе... (вежливо)
– Не уступить место пожилому человеку…(вежливо)
(Выходят дети)
Ученик 1.
Друзья вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном..
Его зовут, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ученик 2.
«Спасибо, здравствуйте, простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ученик 3.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день»
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Ученик 4.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Ученик 5.
Не скажет он друзьям по школе:
«Алеша, Петя, Ваня, Толя»
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Только»
Ученик 6.
Ребята мы не можем тут
Сказать вам как его зовут
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Ученик 7.
Но, может быть, он вам знаком,
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы…Мы скажем вам «спасибо»
– Воспитанные дети должны всегда пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе.
– А ведь как много в нашем родном русском языке добрых, приветливых, ласковых слов! Давайте их вспомним. (Ответы)
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад:
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Исполняется песня «Улыбка».
Незнайка.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «ПОЖАЛУЙСТА» «СПАСИБО»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун
Знайка. Дети первыми здороваться со взрослыми, В школе надо здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать кого-либо издалека: подойди поближе и поздоровайся.
Учитель. Ребята, но не только слова должны быть вежливыми. Надо, чтобы поступки были разумными.
– А теперь представьте, вы оказались в такой ситуации…..
(Учитель вместе с детьми разбирает следующие ситуации)
Эта ситуация 4 «А» классу.
1. Мама просит тебя убраться в комнате, а к тебе пришел друг и зовет гулять. Как ты поступишь?
Эта ситуация 4 «Б» классу.
2. Миша и Петя готовили вместе домашнее задание. Работали они добросовестно. Тут пришла Петина мама с тяжелыми сумками. Она попросила Петю отнести сумки на кухню. Петя сказал: «Мама, мы учим уроки». Какие ошибки в поведении Пети вы заметили?
3. Ваш товарищ заболел. Вы пришли его навестить. Ваши действия?
4. Вам надо пригласить на день рождения своего друга. Как вы это сделаете?
Учитель. А знаете ли вы, как надо принимать гостей? Подарки? Посмотрите как принимает гостей наш именинник Боря.
Сценка «Как Боря гостей принимал»
Учитель. У Бори день рождения.
(Дети сидят за столом, поздравляют именинника, поют песню «Пусть бегут неуклюже…»Раздается стук в дверь – вбегает Миша)
Миша (Боре). На вот! Это тебе!
Боря. Спасибо!
(Боря небрежно бросает подарок на стол. Дети продолжают петь.)
Боря (Мише). А что ты мне принес? (разворачивает)
Миша. Я-я-я-я.
Боря. И зачем ты мне машинку подарил? У меня вон их сколько!
Миша. Извини, я не знал!
(Раздается стук в дверь-входит Петя, здоровается, поздравляет, дарит имениннику коробку конфет)
Боря (радастно). Вот спасибо! Я конфеты очень люблю. (Начинает есть конфеты громко чавкая, нахваливает.) Вот это да! Вот вкуснятина!
(Гости переглядываются, поочередно прощаются и уходят. Боря жует…жует..)
Боря. И чего же они разошлись?
Учитель. Ребята, а вы догадались, какие правила вежливости нарушил Боря? Конечно да.
Незнайка.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе.
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше ешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман.
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Знайка. Нельзя дарить старые, потрепанные вещи, Никто не дарит то, что подарили ему самому. Дарить надо то, что порадует твоего друга.
Учитель. Можно подарить другу стихи, песню, частушки.
Частушки «Заиграй-ка, балалайка!»
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение А.Барто – называется оно «Если вы ему нужны» – и подумайте, правильно ли поступил его герой.
Чтец.
Он знает, что такое лесть,
Умеет в душу к деду влезть.
Вот он вздыхает у дверей:
– Ты самый добрый, всех добрей..
Пойдем со мной смотреть зверей!
Растрогал бабушку вчера,
Сказал: – Ты вовсе не стара,
Другие бабушки старей..
Пойдем в кино со мной скорей!
Твердил соседке он не раз:
Ваш младший сын похож на вас…
У вас копеек десять есть?
Он знает, что такое лесть.
И если вы ему нужны,
Его улыбки так нежны.
Учитель. – Плохое качество у человека, который постоянно льстит и подлизывается.
Учитель. А вот в сценке А.Л.Барто «Любочка» происходит все наоборот.
– Есть у нас такие Любочки в нашей школе? Я думаю что нет!
Незнайка.
Вот какая хорошая девочка «Любочка»
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу, вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник,
Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий он простит.
Знайка. Дома помогай родителям, чем можешь. Если играешь старайся не сделать никому больно. Главное в игре – общее веселье и удовольствие.
Учитель. Иногда люди оскорбляют друг друга колкими, дерзкими, нехорошими словами. Сейчас почему то стало модным грубо ответить кондуктору в автобусе, огрызнуться с бабушкой из соседнего подъезда, передразнить одноклассника. А вот на добрые слова мы скупимся или стесняемся их произнести вслух. Но слово – это не просто звуки.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
– Доброе слово лечит, худое – калечит.
А сейчас давайте посмотрим на себя со стороны и вспомним, как мы ведем себя в школе.
Незнайка.
А в школе надо делать так.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Учитель. Ох, что-то Незнайка ты путаешь!
– Иногда бывает и так, как в этом стихотворении А.Л.Барто «Рыцари»
Чтец.
В коридоре, в классе ли –
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки
Шкаф тяжелый с книгами, с книгами
Три девчонки двигали, двигали.
А два парня – крепыша
Стул тащили, не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики.
Девочки – на лавочке.
Парни – на диванчике.
Учитель. Так ли должны мальчики вести себя по отношению к девочкам?
Знайка. К девочкам нужно относиться уважительно, помогать им и, если нужно защищать
Учитель. А сейчас послушайте еще одно стихотворение А.Барто «Друг напомнил мне вчера»
Чтец.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра,
Карандаш мне дал однажды
В стенгазете чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
Учитель. Разве друзья так поступают? Вот как поступает настоящий друг!
Песня «Если с другом вышел в путь»
Учитель. А сейчас мы выясним, знают ли вы вежливые слова сидящие в нашем зале……
– Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо)
– Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
– Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
– Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте)
– Когда нас бранят за шалости, говорим (прости, пожалуйста)
– И во Франции и в Дании, на прощанье говорят (до свидания)
Очень правильно, очень мудро,
Да не будет помехой лень,
– Утром говорить всем «доброе…(утро)»
– Ну, а днем говорить «добрый…(день)»
И ломать тут голову нечего,
Надо просто быть добрым очень,
– Вечером мы скажем «добрый…(вечер)»
– Пожелаем на ночь «доброй..(ночи)»
– Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?..
– Я думаю, что ДА!
– Как здороваются, например, хрюшки? ХРЮ-ХРЮ
– Как приветствуют друг друга собаки?
– А петухи?
– Кукушки? КУ-КУ
– А лягушки?
– Вороны?
– Вот видите у нас даже животные воспитанные, так мы с вами должны быть еще воспитаннее.
– Ребята! Твердите с утра по словарю:
– Спасибо, извините, позвольте, разрешите, я вас благодарю.
Прошла на параллелях 4-х классов АКЦИЯ «Твори добро», вам нужно было написать сочинение на тему «Что такое вежливость и доброта»
Мне хотелось бы озвучить несколько отрывков из ваших сочинений:
– Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта – это лекарство от много, и, прежде всего дурного.
– Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Награждение.
Рисуют дети не только сказки,
И яркое солнце в лучах заката,
Они используют яркие краски
Для ярких рисунков, а так же плакатов.
А также прошел конкурс рисунков «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно»
– И у нас конечно есть победители
Награждение.
Звучит тихо музыка песни «Дорога добра».
Учитель. Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить легче. Заканчивается наш праздник, я уверена, что в ваших сердцах добра стало немножко больше, вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.
А эти шары, которые держат ребята – символ двух прекрасных качеств – доброта и вежливость.
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря…
– А сейчас ребята закончим наш праздник всеми известной песней «Дорога добра».
– Спасибо вам! Всего доброго!