Урок развития речи. Тема: "Влияние sms общения на языковую грамотность школьников"

Разделы: Русский язык


Цель: Показать, что SMS-сообщения отрицательно сказываются на межличностных отношениях и ведут к снижению языковой грамотности, словарного запаса и выразительности как устной, так и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе
  • познакомить с особенностями использования языковых средств разговорного стиля

Развивающие:

  • закрепить полученные знания об обращении и употреблении его в речи
  • способствовать лингвостилистической культуры учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать умение общаться, четко выражать свои мысли.

Оборудование: проектор, монитор, словари, раздаточный материал, доска.

Тип урока: изучение новых знаний, развитие умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме. Актуализация знаний учащихся.

1) Слово учителя: Хотелось бы начать наш урок с печального заявления. Мне кажется, что родной язык под угрозой.

И его книжные варианты, и даже разговорный. Как мы говорим

КРУТО, СТРЕМНО, КЛЕВО – несколько слов – и все наши чувства и мысли выражены. Мы даже перестали разговаривать, глядя в глаза друг другу. Молодежь все больше общается при помощи SMS сообщений. Но, на мой взгляд, SMS – сообщения не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей остаются за пределами переписки. А ведь слово – это великая сила, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником. С помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии.

2) Формулирование темы и цели урока. Исходя из выше сказанного давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (высказывания учащихся). Верно, тема нашего урока: Влияние SMS общения на языковую грамотность школьников

(записать в тетрадях). Попробуем сформулировать цель урока.

Действительно, целью нашего урока будет являться проведение исследования и доказательства того, что SMS отрицательно сказывается на межличностных отношениях и ведет к снижению языковой грамотности, словарного запаса и выразительности речи как устной, так и письменной.

3) Выдвижение гипотезы.

Языковая грамотность и межличностные отношения будут развиваться, если люди будут больше взаимодействовать друг с другом через живую речь, а не по средствам СМС общения. Наша задача опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.В.Гоголя «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!» (Приложение 1, слайд 3) На уроке мы познакомимся с различными письмами людей. Посмотрим и проанализируем, как общались люди. (слайд 4)

III. Повторение пройденного.

Прежде, чем мы приступим к работе по теме, давайте повторим то, что нам уже известно (фронтальный опрос):

  1. Какие стили речи вы знаете?
  2. Что характерно для разговорного стиля?
  3. Как выделяется обращение на письме?
  4. Какие предложения называются неполными?
  5. Какие предложения называются односоставными?
  6. Назовите типы односоставных предложений.

IV. Изучение нового материала. Ну, а сейчас перейдем к теме урока.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение ученика шестого класса (зачитать).

Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут игриво,
Радуя, лаская и смеша
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.

4) Анализ стихотворения, беседа по вопросам. К чему призывает нас автор? В этом стихотворении прозвучало слово сленг, что означает это слово? Запишите в тетрадях,

5) Словарная работа со словарями в группах. Мы сейчас запишем слова, которые будем употреблять в течение урока:

сленг, письмо, сообщение, чувства, смайл?

Найдите и подчеркните орфограммы в словах. Какое же лексическое значение слова сленг, смайл? (зачитать)/

Ребята, давайте посмотрим на смайлы. Какие эмоции здесь изображены? А чьи эмоции они выражают? Что вызывают у вас эти эмоции? Что вы чувствуете, глядя на эти картинки? Где используются смайлы? Что же такое SMS? (зачитать)

sms (англ. short message service) «сервис коротких сообщений».

А сейчас я возьму телефон и напишу вам SMS сообщение.

(слайд 7 телефон на нем появляется текст)

6) Беседа по вопросам.

Ответьте мне на это сообщение. Ребята, а какие эмоции изображает мой смайл? А как вы думаете, у меня действительно все хорошо было на тот момент? Передала ли я вам свои чувства при помощи SMS?

Если бы пять лет назад спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить на этот вопрос. Сегодня каждый школьник знает и понимает о чем идет речь. Ребята, а как вы думаете, во времена ваших родителей как передавали короткие сообщения? Действительно, по стилю SMS– сообщения пришли на смену телеграммам, которые всегда отличались краткостью (ведь за каждое слово надо было платить). Было бы не обидно, если бы SMS– сообщения вытесняли лишь телеграммы, но так получается, что они вытесняют и письма из нашей жизни.

А кто из вас пишет письма? А хотели бы вы получить письмо?

Конечно, научно – технический прогресс постепенно вытесняет письма из нашей жизни. Порой действительно легче позвонить, чем написать письмо.

А ведь в письмах люди советовались, признавались в любви, поддерживали друг друга.

(слайды 8, 9)

Послушайте письмо А.С.Пушкина к П.А.Плетневу.

Петр Александрович Плетнев – поэт и критик, впоследствии профессор

российской словесности и ректор Петербургского университета, друг А.С. Пушкина. В это время в России была страшная болезнь – холера.

(читает ученик)

7) Работа в группах с письмами. (Дидактические материалы на столах у каждой группы).

«22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.

Письмо твое от 19 го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созревают нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам, то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда…

Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера! Прощай. Кланяюсь всем твоим. Будьте здоровы. Христос с вами».

Задание:

  1. В каком стиле речи написано это письмо?
  2. Выпишите обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких они с адресатом отношениях?
  3. Выпишите разговорные и просторечные слова.
  4. Найдите слова с уменьшительно– ласкательным, шутливым значением.
  5. Выпишите неполные предложения.
  6. Найдите междометия. Какое настроение и чувство они выражает?
  7. Выпишите глаголы повелительного наклонения. Что эти формы выражают?
  8. Найдите и выпишите односоставные предложения.
  9. Вот так виртуозно выстраивал каждую фразу, каждое предложение Пушкин А.С.

Следующее письмо актера, певца и композитора А.Вертинского. Александр Николаевич являлся родоначальником отечественного жанра авторской песни. Жена его – Лидия Владимировна, была актрисой и художницей. (слайды 10, 11)

«Дорогая Лиличка!

Вчера у меня был выходной. И мы с Алешей пошли посмотреть квартиру Пушкина. На меня это произвело огромное впечатление. Я и сегодня не могу от него отделаться. Это ужасно

грустно. Диван, на котором он умер, перо, которым он писал в последний день, письмо его жене – « не кокетничай с царем», библиотека…

Там была какая – то ученая из Академии. Она нам много рассказывала – не все в квартире подлинное, его личное. Много пропало. Но заменено вещами, такими же, той же эпохи, только он к ним не прикасался. Все книги заменили точно такими же, а настоящие хранятся в сейфах Академии. Портреты и акварели подлинные. Его трость, сабля, которую ему подарили в Арзруме…

Квартира скромная… И все это было так недавно. Точно его вчера убили…

Я ходил по комнатам, и мне хотелось плакать.

Все еще держится теплая погода. Мне уже надоело здесь и скучно без тебя и детей. Вчера был на концерте Гилельса – он играет как зверь, какая силища! Точно в упор расстреливает толпу!...

9-го ночью я сажусь в дизель и 10-го утром буду дома.

Целую тебя, лапочка».

Задание

  1. Как обращается Вертинский к жене?
  2. При помощи какой морфемы образованы эти обращения?
  3. « … он играл как зверь, какая силища! Точно в упор расстреливает толпу!» Какие средства выразительности здесь использует автор?
  4. Какое настроение передает это письмо?

8) Анализ писем. Ответы групп.

О чем нам рассказывает адресат? Какие чувства передались вам, когда вы прочли это письмо? Зачитайте то место в письме, где вы почувствовали грусть. (дети зачитывают). А теперь переделаем это письмо для SMS сообщения. Что является главным для передачи SmS? (передать короткую информацию о главном). Что будет главным для нас в этом письме?

9) Работа у доски. Составьте сообщение. (запись у доски и в тетрадях)

А теперь добавьте смайл. Давайте сравним. Что общего между письмом и сообщением? (информация) Но что исчезло? (чувство). Давайте сравним еще несколько писем. (зачитать письмо Татьяны к Онегину). Послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которое вы будете изучать позже. О каком чувстве идет речь? А вот совсем другое письмо и другие чувства. Это письмо написанное солдатом на поле боя.(зачитать)

«Нас было 12 послано на Минское шоссе, преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя, и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, и не пропустим врагов до подхода своих… Вот я остался один, раненый в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто– нибудь когда-нибудь найдет мою записку и вспомнит нас… Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Ваш Александр Виноградов. 22/II 1942г.»

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали письмо? О чем нам рассказал солдат? Еще раз давайте повторим, что же общего между сообщением и письмом? В чем разница?

10) Слово учителя.

Вернемся к нашей гипотезе и проанализируем все плюсы и минусы смс общения и докажем ее.

Вывод: Без владения правильной речью невозможно передать красоту природы, любовь к матери, к Родине, к девушке, описать закат, звуки музыки. Мы должны в полной мере использовать богатство, разнообразие и выразительные средства русского языка. Только тогда мы сможем считать себя культурными людьми.

И.С.Тургенев сказал: «Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома! Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

V. Итог урока

Рефлексия урока.

Итак, ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (Отвечают дети.)

Как вы считаете стоит ли научиться писать письма? В течении нескольких лет Почта России, совместно с «Учительской газетой» проводит конкурс «Урок письма». Давайте мы с вами поучаствуем в нем.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Домашним заданием будет вам написать письмо себе в прошлое, себе первокласснику. Что бы вы изменили? От чего огородили себя?

И в конце урока я хочу показать вам небольшой фрагмент из фильма «Приходи на меня посмотреть».