Семейный клуб успешного родителя. Тема: "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(китайская пословица)

Экспериментальная деятельность: «Зрение как орган познания окружающего мира»

Материал на доску: «Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

Она отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью развитым чувством ответственности за судьбы страны». 

План проведения заседания «Клуба успешного родителя»:

I. Вместе
Приветствие. Игра на развитие навыков общения «Найди меня»

II. Для родителей (в отдельном от детей помещении)
Мини-доклад « Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Коротко о теме экспериментальной деятельности «Зрение как орган познания окружающего мира»

II (а) Для детей
Экспериментирование «Органы чувств»

III. Вместе
Совместная деятельность:
Познавательная – «Зрение как орган в познании мира»
Экспериментальная – «Почему у кошек в темноте светятся глаза»
(Изготовление макета кошачьего глаза)

IV. Рефлексия. «Блиц опрос».
Домашнее задание – создать копилку опытов.

V. Рекомендации (для домашнего пользования)
«Упражнения для активации работы глаза»,
«Комплексы зрительных гимнастик»,
пособие «Зрительные тренажёры».

Материал в родительском уголке:

«Профилактика нарушения зрения»
«О вреде и пользе компьютера»

Ход занятия

I. Игра «Найди меня»

Для проведения игры делимся на две команды: родители, дети. Одна команда (родители) ходит с закрытыми глазами по комнате и пытается найти своих детей.

Дети, разделившись на команды, пытаются найти друга на ощупь и узнать его

II. Мини-доклад « Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» (Приложение 1)

II(а). Экспериментирование «Органы чувств»

Цель: обобщать знания детей об органах чувств.

Задачи:

  • раскрыть значение органов зрения для познания окружающего мира;
  • дать знания по охране зрения человека;
  • формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование;
  • воспитывать чуткое отношение к людям с физическими недостатками. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих ему вред.

– Как мы познаём мир?

– Давайте поиграем. Кому-то из вас я завяжу глаза. Вам нужно выполнить моё задание с завязанными глазами.

– Найдите где я? (звенит колокольчик)

– Как вам удалось узнать, где я стою? (с помощью слуха)

– А сейчас поиграем в «Угадайку» (узнаём товарища на ощупь)

– Как вам удалось узнать друга? (с помощью рук)

– Сядем за стол. Девочки с одного края стола, а мальчики с другого.

Под салфеткой угощение. Девочки закрывают глаза, а мальчики дают им понюхать фрукты.

– Чем вас угощают мальчики? Как узнали? (с помощью носа)

Меняемся. Девочки дают попробовать сахар мальчикам.

– Чем угостили вас девочки? Как вам удалось узнать? (с помощью языка)

– А теперь я возьму книгу. Она называется…? Как я узнала? (увидела)

Вывод: что помогает нам узнавать окружающий мир?

Ответы детей. Используются пиктограммы.

III. Совместная деятельность

– Какой орган наиболее важен для человека?

Послушайте загадку. Это животное. Его тело покрыто перьями. У него есть крылья. Высиживает яйца. Ответы детей

– Сейчас увидите отгадку. Показывается изображение орла.

– Почему вы сразу не смогли отгадать загадку? Ответы детей

– Сейчас следующая загадка……….(Показывается отгадка)

– Почему вы так быстро отгадали? (Увидели)

– Так права ли русская пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?»

Вывод: глаза важный орган в познании окружающего мира.

– Давайте рассмотрим наши глаза в зеркальце. Из каких частей состоит глаз?

(Веко, ресницы, глазное яблоко в глазнице, зрачок)

– Для чего они нам нужны?

(Ресницы защитят глаз от летящей пыли; веко смоет соринки из глаза – оно влажное, и защитит глаз от летящего сора, закроет глаз во время сна и от яркого света; глазное яблоко движется в разные стороны всё рассматривая; бровь остановит текущий пот со лба)

– Посмотрите внимательно, какого цвета глазное яблоко?

– Радужная оболочка бывает разного цвета, в центре зрачок – черного цвета. Через него в глаз попадает свет, а за ним хрусталик, благодаря которому мы и видим изображения предметов.

(Схема строения глаза)

– В человеческом глазу зрачок круглый и при ярком свете он сужается в маленький кружок.

Опыт: Закрыть один глаз и после недолгого времени открыть.

Сравнить по размеру величину зрачков.

– Наши глаза могут рассказать другим людям очень многое о нас. Например, какое у нас настроение. (Упражнения «Покажи настроение»)

– А у всех ли людей хорошее зрение? Давайте попробуем закрыть глаза. Походите. Что вы чувствуете? Как вы поведете себя, если встретите незрячего человека? Ответы детей

– Какие приборы помогают человеку с плохим зрением? (очки)

– Врач, который проверяет зрение и при необходимости советует вам носить очки – окулист.

– Почему мы постоянно думаем о защите глаз и люди говорят: – «Береги пуще глаза». Почему же может испортиться зрение? (Глаза трудятся целый лень: читаем, рисуем, смотрим ТВ, занимаемся у компьютера – глаза устают)

– Что нужно делать для сохранения и улучшения зрения?

Защищать глаза очками от солнца, ветра, воды, мусора
(предлагаем к рассматриванию коллекцию защитных очков);
делать гимнастику для глаз;
использовать зрительные тренажеры;
правильно витаминизировано питаться.

– Иногда люди говорят: «Не верь глазам своим». А можно ли безоглядно доверять своему зрению?

Примеры иллюзий зрения

<Рисунок 1>

Заяц или Утка?

<Рисунок 2>

Девушка или цветы?

– Только ли человеку нужно зрение?

Рассказ о зрении животных.

Глаза животных устроены иначе, чем у человека. У кошки зрачки на свету превращаются в узкую щель. <Рисунок 3>,

у козы, лошади – прямоугольный зрачок.<Рисунок 4>.

 

Придумала природа и глаза с двумя зрачками. Ими обладает рыбка, которая проживает в реке Южной Америки. Её так и называют – Четырехглазка. <Рисунок 5>.

У паука – восемь глаз, чтобы не упустить добычу и опасность вовремя заметить.<Рисунок 6>

Морской конёк, хамелеон – могут крутить глазами во все стороны. <Рисунок 7>.

У краба и улитки глаза находятся на рожках. <Рисунок 8>.

Люди видят своими глазами одно целое изображение, т.е. обладают бинокулярным зрением. Оно есть только у людей и мартышек. У остальных зрение монокулярное (т.е. простое боковое)

Рыбы – близоруки. Они рассматривают предметы вблизи, т.к. в подводном мире нет яркого света, видимость в мутной воде плохая.

У зверей, ведущий поземный образ жизни (кротов) глаза недоразвиты, они заросли кожей. <Рисунок 9>.

У многих животных, которые плохо видят – развивается тончайший слух, или обоняние – способность различать запахи, способны чувствовать тепло добычи на большом расстоянии.

Интересно устроены глаза насекомых. Они не могут закрывать глаза и спят с открытыми глазами. Глаза у них сложные, по-научному, фасеточные, состоят из маленьких глазков – шестигранных деталей (фасет). <Рисунок 10>

Для наглядности демонстрируется детская мозаика, где детали в форме шестигранников.

11У муравьёв 6 фасеток, они лишь отличают свет от тени. У обычной мухи 4 тысячи, у стрекозы 28 тысяч фасеток. Каждый из глазков – фасеток видит свой кусочек общей картинки. Отличный охотник – стрекоза – может охватить взглядом всё «поле боя».

Животные, которые охотятся по ночам, хорошо видят в темноте.

Самые зоркие на земле – птицы. Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят в 8 раз лучше человека; не только дальше, но и заметят больше мелких деталей.<Рисунок 11>

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Много интересного и необычного можно узнать о животных.

А почему же вспыхивают в темноте глаза домашнего кота, загораются в лесной чаще огоньки волчьих глаз <Рисунок 12>,

а в джунглях Амазонки горят красные глазищи крокодила?

Давайте проведём ещё один опыт.

Опыт «Светящиеся глаза»

Цель: выявить особенности строения глаз разных животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Для опыта приготовить: мел, ножницы, 1 лист черной бумаги, пустую банку из-под кофе (дно должно быть блестящим), резинку, фонарик.

Проведение опыта:

  1. В центре листа черной бумаги рисуем небольшой овал (длина 8 см и ширина 3 см).
  2. Вырезаем овал.
  3. Кладем бумагу на открытую банку так, чтобы овальная дырочка была в ее центре. Прикрепляем бумагу к банке резинкой.
  4. Отнести банку в темную комнату или выключить свет.
  5. Держать банку перед собой на вытянутых руках так, чтобы дырочка была напротив вас.
  6. Попробуйте разглядеть дырочку в бумаге. Её сложно увидеть в темноте.
  7. Возьмите фонарик и посветите им в дырочку. Лучи фонарика будут попадать на блестящее дно банки и светиться.

Вывод: Теперь мы знаем, что свет от глаз кошки – это свет, который попал в зрачок и отразился от блестящего, зеркального покрытия на задней стенке глаза. Это покрытие помогает кошкам лучше видеть в темноте и соответственно проще добывать себе пищу.<Рисунок 13>

IV. Рефлексия