На сегодняшний день всем очевиден общественный интерес к языкам, изменение отношения к ним, взрыв мотивации их изучения. Все это не может ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков. Мы, учителя, хорошо знаем, что если есть мотивация в изучении иностранного языка, то при ежедневной кропотливой работе можно достичь определенных успехов. Существует ряд аспектов, которые помогают поддерживать интерес к изучению иностранного языка, в частности английского – элемент новизны, занимательный характер материала, включение учащихся в активную деятельность, приближенную к реальной жизни и, конечно же, внеурочные мероприятия: викторины, спектакли, конкурсы, конференции.
И вот на конференции я бы хотела остановиться подробнее. Из моего опыта работы в гимназии 75. Вот уже 10 лет проводятся «Рождественские чтения», цель которых вовлечь как можно больше учащихся в научно-исследовательскую деятельность по различным предметам.
Конкурсный характер способствует развитию творческих способностей, коммуникативных, поисковых, исследовательских навыков. Польза очевидна. Вся эта деятельность имеет воспитательное значение, расширяется кругозор, увеличивается активный языковой запас, формируется уважение к другим народам и культурам. У ребят создаются условия самостоятельно добывать знания, критически оценивать информацию, извлекать важное, делать выводы. Ученики много работают с научной литературой, словарями, разговорниками. Такая внеурочная деятельность, первые успехи и победы оказывают положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учеников, помогает ученику поверить в себя, в свои силы, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.
По рекомендации учителей интересные работы имеют дальнейшую жизнь. Работы отправляются на городские, республиканские и российские конференции. Ситуация успеха порождает у ребят желание продолжать научно-исследовательскую деятельность. Сразу же после «Рождественских чтений» они начинают обдумывать тему на следующую конференцию, имея определенный опыт, учитывая ошибки и недочеты. И до декабря идет поисковая, исследовательская, научная работа. С первых дней сентября педагоги помогают ребятам определиться с темой по тому или иному предмету. Данная работа не является рефератом. На выходе это научно-исследовательский труд, который претерпел: поиск; исследование; анализ; выводы.
Для конференции определены секции: математика, физика, биология, литература , английский язык и др. сразу после зимних каникул состоятся «Рождественские чтения». С каждым годом число участников возрастает. И вот уже ученики из близлежащих школ тоже охотно приходят со своими научными работами и участвуют в рождественских чтениях. Чтения проходят в два тура. В первом туре прослушиваются все учащиеся со своими работами – это стендовая защита. Каждая работа выставляется на стенд и авторы её защищают. Комиссия во главе с администрацией школы, в неё же входят учителя и ученики, прослушивают каждого учащегося, оценивают работы и отбирают наиболее интересные, актуальные исследовательские работы на второй тур.
Второй тур проходит через пару дней. В актовом зале все желающие ученики слушают выступление учащихся и отбираются самые лучшие работы, присваиваются первые, вторые, третьи места. Комиссию возглавляет доктор наук из Казанского авиационного университета Лунев Н.И., студенты разных ВУЗов (бывшие ученики нашей гимназии).
Мои ученики представляли секцию «Английский язык» работами на разные темы. Проведено исследование английских и русских пословиц и на их примере рассматриваются качества, преобладающие в характере русского и английского народов. Рассматривалась тема влияния языка и культуры на образ жизни современной России и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что вовлекая учеников в такую интересную, а главное полезную деятельность, мы с уверенностью можем говорить о новом поколении добросовестных исследователей, научных работниках, лингвистах, которых, к сожалению, сейчас так не хватает в современном мире.