Образовательные задачи:
1. Формирование навыков количественного счета в пределах десяти.
2. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?».
3. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
4. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
5. Ознакомление с нулем как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету.
6. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (куб, цилиндр ) , навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
7. Формирование временных представлений (части суток)
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие мыслительной и речевой деятельности, конструктивных способностей, творческого воображения, умения работать по заданной схеме, координации речи с движением, тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование:
Доска, объемные геометрические фигуры разных цветов, схема сооружения замка, карточки с цифрами, карточки с изображениями разного количества игрушек, четыре иллюстрации литературным произведениям, цветные карандаши, незаконченное изображение мишки (по количеству детей).
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры (куб, цилиндр).
Педагог. - Очевидно, кто-то пробрался к нам в группу и разбросал конструктор «Сказочный город». Давайте наведем порядок в игрушках, потому что именно игрушкам посвящена наша сегодняшняя встреча.
(Показать цилиндр)
Педагог. Цилиндром меня называют, друзья.
Похож на стаканчик с мороженым я.
Похож на колонну в старинном соборе.
Похож на бревно и на столбик в заборе.
Так как называется эта фигура? Вы запомнили?
Дети. Это цилиндр.
Педагог. - На что похож цилиндр?
Дети. - На стаканчик с мороженым, на колонну, на бревно и на столбик.
Педагог. - Давайте построим для наших игрушек вот такой сказочный замок из фигур ( показать схему). - Рассмотрите схему, старайтесь работать дружно, не мешать друг другу.
(Дети все вместе конструируют замок. Педагог оказывает им необходимую помощь. По предложению педагога дети рассказывают, какой красивый замок они построили, а потом дружно аплодируют себе.)
Педагог. - Мне очень понравилось, как вы работали. А теперь ответьте на мои вопросы. - Где в вашей постройке стоит желтый куб?
Дети. - Жёлтый кубик стоит внизу посередине.
Педагог. - А где находится красный куб?
Дети. - Красный куб находится справа от желтого.
Педагог. - Где стоят синие цилиндры?
Дети. - Синие цилиндры стоят в центре постройки.
Педагог. - Какая фигура выше всех?
Дети. - Зеленый треугольник находится выше всех.
Оценка.
Педагог. - А сейчас мы поиграем в новую игру «Найди нужную цифру». Каждый из вас выберет себе карточку, сосчитает игрушки на ней и скажет, сколько у него игрушек.
Дети отвечают.
Педагог. - Отлично. А теперь подойдите к столу и найдите карточку с цифрой, которая соответствует количеству игрушек на вашей карточке.
(Дети выполняют задание. Педагог предоставляет им возможность проверить друг друга.).
Оценка.
Физминутка. Мы, ребята, обезьянки
И живем мы в жарких странах
Любим мы жевать бананы
Бросать кокосы
Качать лианы.
Открывать пошире рот
И дразнить честной народ
Показать руками ушки
И пошлепать по макушке
На носочках прыгнуть вверх
Что-то крикнуть громче всех
А теперь остановились
И на место опустились.
Игра «Что? Где? Когда?»
Формирование временных представлений (части суток).
(Педагог помещает на доску четыре иллюстрации к сказкам).
Педагог. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Из какой сказки эти строки?
Дети. - Это строки из "Сказки о царе Салтане…" А.С.Пушкина.
Педагог. - О каком времени суток говорится в этом отрывке?
Дети. - В этом отрывке говорится о позднем вечере.
Педагог. - Покажите иллюстрацию к прочитанным строчкам.
Педагог. - В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
- Из какой сказки эти строки?
Дети. - Это тоже строки из «Сказки о царе Салтане….» А С . Пушкина.
Педагог . - О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети. - В них говорится о ночи.
Педагог. - Покажите иллюстрацию и к этим строчкам.
Педагог. - Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
- А это произведение вы узнали?
Дети. - Да, это «Дядя Степа» С.В.Михалкова.
Педагог. - О каком времени суток говорится в этих строчках?
Дети. - В них говорится о раннем утре.
Педагог. - Подберите иллюстрацию к этим строчкам.
Педагог. - У нас осталась одна иллюстрация.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется….
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Педагог. - Это строки из песенки «Улыбка».
О каком времени суток в них говорится?
Дети. - В них говорится про день.
Педагог. - Расставьте иллюстрации по порядку, начиная с той, на которой изображено утро.
(Дети выполняют).
Педагог. - Назовите части суток, начиная с утра.
Дети. - Утро, день, вечер, ночь.
Педагог.- Какое время суток бывает между утром и вечером?
Дети. - Между утром и вечером бывает день.
Педагог. - Какое время суток наступает после ночи?
Дети. - После ночи наступает утро.
Педагог. - Какое время суток бывает перед ночью?
Дети. - Перед ночью бывает вечер.
Педагог. - Я вами горжусь. Вы ответили на все мои вопросы.
Упражнение «Считаем и рассуждаем»
(повесить иллюстрации мишек и кукол на доске)
Педагог. - Сколько мишек стоит в ряд? Сосчитайте.
Дети. - В ряду десять мишек.
Педагог. - А сколько же кукол в ряду?
Дети. - Кукол тоже десять.
Педагог. - Что можно сказать о количестве мишек и кукол?
Дети. - Мишек и кукол поровну, одинаковое количество, по десять.
Педагог. - Верно. Вы очень хорошо считаете.
(Педагог убирает изображения пяти кукол)
Педагог. - Что теперь можно сказать о количестве кукол?
Дети. - Осталось пять кукол.
Педагог. - Сравните количество мишек и кукол.
Дети. - Мишек больше, чем кукол. Кукол меньше, чем мишек.
Педагог. - На сколько мишек больше, чем кукол? Сосчитайте.
Дети. - Мишек на пять больше, чем кукол.
Педагог. - На сколько кукол меньше, чем мишек?
Дети. - Кукол на пять меньше, чем мишек.
Педагог. - Верно.
(Педагог убирает оставшиеся изображения кукол.)
Педагог. - Сколько кукол осталось?
Дети. - Не осталось ни одной куклы.
Педагог. - Точно. У нас не осталось ни одной куклы. Если нет предметов, которые нужно сосчитать, это обозначают цифрой «ноль».
(Педагог помещает карточку с цифрой «ноль» и убирает изображения мишек.)
Педагог. - Сколько мишек на доске?
Дети. - Не осталось ни одного мишки.
Педагог. - Какой цифрой мы обозначим, что нет мишек?
Дети. - Мы обозначим отсутствие мишек цифрой «ноль».
(Педагог помещает на доске карточку с еще одной цифрой «ноль»)
Педагог. - Итак, сегодня мы познакомились с цифрой, которая показывает, что предметы, которые нужно сосчитать, отсутствуют. Это цифра «ноль».
Педагог. - Вы все хорошо отвечали и правильно выполняли задания. А сейчас мы превратимся в игрушечных медвежат. Покажите, как ходят медведи (под музыку) .
Подойдите к столам и посмотрите на рисунки. Что забыл нарисовать художник?
Дети. - Нет второй половины головы и туловища.
Педагог. - Поможем художнику, нарисуем остальные части тела.
(Дети рисуют и закрашивают, по своему желанию подбирают цвета)
Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том , что нового они узнали, чем им было интересно заниматься. Затем педагог оценивает деятельность каждого ребенка.)