Поиск новых вариативных форм организации жизнедеятельности дошкольников – требование времени.
В условиях интенсивного процесса перемен, происходящих в жизни современного общества, изменений в сфере образования (гуманизация, демократизация, модернизация), связанных с определенными трудностями (дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, трудности трудоустройства родителей и др.), этот активный поиск новых вариантов организации жизнедеятельности детей не только оправдан, но и жизненно необходим меняющемуся обществу.
В конечном итоге он приводит к отказу от некоторых стереотипов в сознании людей, к отступлению от некоторых устоявшихся традиций, открывая новые, инновационные пути развития отдельных личностей, коллективов и общества в целом.
В настоящее время в практику дошкольных учреждений постепенно, все активнее
входят такие новые формы организации жизнедеятельности дошкольников как:
– дошкольные группы в общеобразовательных школах;
– комплексы “Детский сад – школа”;
– группы кратковременного пребывания детей в ДОУ;
– “Семейный детский сад” в ГДОУ, реализующем основную общеобразовательную
программу дошкольного образования.
Идеи создания таких групп, безусловно, новы, интересны, перспективны, и требуют осмысления и разумного подхода к их воплощению в реальную жизнь, в практику образовательных учреждений.
Введение новых вариативных форм дошкольного образования, а также мероприятия по преодолению дефицита мест в ДОУ были одобрены Президентом Российской Федерации и отражены в Послании Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010.
Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по образованию с целью определения единого подхода к развитию семейных детских садов в структуре ГОУ разработали и утвердили Положение “Методические рекомендации по организации деятельности “Семейный детский сад” в государственном образовательном учреждении Санкт– Петербурга, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования” (№ 993 от 30. 05. 11).
Новая, возникшая в современных условиях форма организации жизнедеятельности
детей “Семейный детский сад”, – не “панацея” (имеет свои “плюсы” и “минусы”), но
она реально позволяет изменить к лучшему ситуацию в дошкольном образовании (в
частности, преодолеть дефицит мест в ДОУ), а также обеспечить достижение целей,
которые определены Положением:
– поддержка многодетных семей;
– предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства без
прерывания процесса воспитания детей;
– развитие вариативных форм дошкольного образования.
Положение по организации семейных групп указывает на необходимость выполнения определенного алгоритма действий по их созданию в соответствии с Уставом ДОУ, вплоть до заключения договоров как между учреждением и родителями о пребывании ребенка в семейной группе, так и между учреждением и воспитателем семейной группы.
Однако необходимо понимать, что никакие рекомендации и инструкции не содержат в себе описание всех нюансов организации какой-либо деятельности.
В этом – сложность для исполнителей и свобода творчества для людей творческих.
Наше особое внимание к этой новой форме организации жизнедеятельности детей и к ее включению в качестве дополнительной “структурной единицы” в состав ДОУ было обусловлено особенностями самого учреждения: его малокомплектностыо, малой комплектацией кадрового состава ДОУ и перспективой последующего перехода в автономию.
Организации семейных групп предшествовала большая аналитическая и практическая работа, а также финансовый расчет.
Реализация проекта организации семейных групп в ДОУ на основе “Методических рекомендаций...” потребовала его открытого обсуждения в коллективе, а также обмена мнениями с родителями многодетных семей.
В учреждении была создана специальная комиссия по организации семейных групп.
Был объявлен конкурс среди родителей, претендующих на получение статуса “Семейный детский сад”.
Комиссией были обследованы жилищно-бытовые условия претендентов, оформлены соответствующие акты.
В итоге в конкурсе одержали победу 3 многодетные семьи (одна из которых отказалась от своей заявки на семейную группу уже через месяц).
При организации 3-х семейных групп по адресу проживания семей в качестве
достоинств новой формы для родителей мы выделили следующие:
– многодетной матери нет необходимости ожидать своей очереди на получение мест в
детском саду;
– мать постоянно находится рядом со своими детьми в качестве воспитателя
семейной группы, независимо от места их общего пребывания (по месту проживания
или в дошкольном учреждении); обладая при этом всеми правами работника
учреждения (по срочному договору), охраняемыми Законом.
Для малокомплектного детского сада такая форма также представляет
определенный интерес:
– в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы;
– увеличивается количество групп за счет каждой единицы структуры “Семейный
детский сад”.
В ходе подготовки к открытию семейных групп возникла необходимость решения
множества организационных вопросов:
– по комплектованию групп;
– по взаимодействию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и государственного
пожарного надзора с целью получения соответствующих разрешений;
– по разработке локальных документов: Положения ДОУ №74 “О семейном детском
саде”; форм заявлений, договоров с родителями;
– по внесению изменений в устав учреждения.
Методические рекомендации предусматривают 3 возможности организации режима работы семейной группы. Предпочтительным вариантом режима для нас как малокомплектного детского сада явился режим, предполагающий пребывание воспитанников семейной группы более 5 часов с предусмотренными условиями по организации питания детей с интервалом между приемами пищи 3-4 часа, а также условиями для сна и прогулок на базе учреждения. Выбранный режим (10 часов: с 9 до 19) был внесен в устав ГДОУ.
Родители с большим интересом и энтузиазмом включились в совместную с нами деятельность по организации предметно-развивающей среды как в предоставленных детским садом помещениях, так и по месту проживания семей.
В рамках проекта по организации семейных групп с целью реализации образовательной программы педагогами, психологами, дефектологом, мед. работниками ДОУ были проведены консультации, семинары, презентация по перспективному и календарному планированию, а также была представлена оздоровительно-образовательная база учреждения. Нам удалось вовлечь в эту деятельность некоторых, наиболее заинтересованных родителей, даже не имеющих педагогического образования, что и обусловило появление у них возможности длительного пребывания в разных формах организации совместной и самостоятельной деятельности в течение дня на базе дошкольного учреждения.
Таким образом, развитие такой государственной вариативной формы как “Семейный детский сад” на базе государственного учреждения показало явное отличие его от частного Семейного детского сада, которое выражается, прежде всего, в том, что в первом случае значительно усиливается ответственность родителей перед детьми и государством в целом за воспитание и образование детей-дошкольников. В то же время со стороны государства оказывается внимание детям многодетных семей, усиливается их финансовая поддержка и осуществляется контроль за полноценным развитием дошкольников.
Опыт организации семейных детских садов пока невелик, и требуется дальнейшая, активная и творческая проработка этой формы.