Исследовательская работа по теме: "Личностный потенциал как условие психологического здоровья подростков"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века. Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин "здоровье" в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Анализируя актуальные вопросы современной науки, мы можем отметить, что эта проблема приобретает более масштабный характер: психологи "бьют" тревогу и все острее поднимают вопросы о психологическом здоровье человека, нации.
Проблемой психологического здоровья в современной психологии занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, а также многие зарубежные исследователи.

Понятие личностного потенциала является новым для психологической науки. В научных текстах категория «потенциал» используется довольно часто, под ней понимается возможности и способности человека. Понятие «личностный потенциал», «творческий потенциал» часто используется в научных текстах, но теоретически оказывается разработано недостаточно.

Определение этих понятий позволит более правильно построить развивающую работу в образовательных средах.

Подростковый возраст является критическим для развития личности, поэтому особенно важно решение проблемы сохранения ПЗ. ЛП может оказаться значимым условием сохранения ПЗ, как основы личностного развития подростков. Таким образом, тема данного исследования «Личностный потенциал как условие сохранения психологического здоровья подростков» является актуальной.

Объект исследования: психологическое здоровье.

Предмет: личностный потенциал подростков как условие сохранения психологического здоровья.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что высокие показатели проявления личностного потенциала взаимосвязаны с высокими показателями психологического здоровья подростков.

Цель: изучение взаимосвязи личностного потенциала и психологического здоровья подростков.

Задачи исследования:

  • Теоретический анализ понятий «Психологическое здоровье» и «личностный потенциал».
  • Выявить особенности (состояние) психологического здоровья подростков.
  • Выявить особенности личностного потенциала подростков.
  • Выявить взаимосвязь личностного потенциала и психологического здоровья подростков.

Здоровье – один из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества, сложный и системный. Термин "психическое здоровье" толкуется как "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности". Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, групповыми нормами и ценностями, регламентирующими духовную жизнь человека. По мнению И.В. Дубровиной и ее сотрудников термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. И.В. Дубровина конкретизирует различие категорий: "психическое здоровье", по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; "психологическое здоровье" характеризует личность в целом. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Если психическое здоровье имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то психологическое здоровье относится к личности в целом.

Существует несколько критериев определения нормы психического здоровья: статистический, адаптационный, гуманистический, которые имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее свободно от недостатков представление о критериях психического здоровья понимание. Этот подход рассматривался В.Дубровиной, А.М. Прихожан, Б.С. Братусем и др. По мнению И.В. Дубровиной и ее сотрудников термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Таким образом, нет однозначности в выборе критериев, существуют различные точки зрения на проблему определения психологического здоровья, следовательно, проблема определения категории психологического здоровья остаётся открытой.

Понятие личностного потенциала является новым для психологической науки. Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии, обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость» hardiness, введенное С.Мадди. Д.А. Леонтьев раскрывает личностный потенциал как интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.

Личностный потенциал – это тот внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

В подростковом возрасте складывается критическая ситуация для психологического здоровья подростков вследствие бурных процессов психофизического созревания и социализации, с одной стороны, с другой – именно в этом возрасте складываются внутриличностные предпосылки его сохранения.

Критериями, по которым можно судить об адекватности развития и психологическом здоровье подростка, могут быть: самооценка, личностная рефлексия. Именно эти феномены оказываются определяющими при прогнозировании и оценки развития подростка.

В подростковом возрасте складываются предпосылки саморазвития личности: такие как, способность к личностной (в том числе эмоциональной) саморегуляции коммуникативная компетентность. Именно в общении идут процессы самоизменения и самопознания. В интимно-личностном общении подросток учится управлять собственным поведением, что в дальнейшем переходит в самоуправление личностным развитием. Отсюда, основные критерии личностного потенциала, как возможностей для самодетерминации и саморазвития личности являются способность к личностной (в том числе эмоциональной) саморегуляции и коммуникативная компетентность.

В результате проведенного анализа научной литературы было сделано предположение о том, что высокие показатели проявления личностного потенциала взаимосвязаны с высокими показателями психологического здоровья подростков.

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании принимали участие учащихся 8-9 классов МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского» ЯНАО. Общее количество опрошенных составило 70 человек, из них 36 юношей и 34 девушек, возраст испытуемых 14-15 лет, период: февраль-май 2011-2012 учебного года.

Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

  • для исследования самооценки – методика "Кто я есть в этом мире?" и методика личностного дифференциала (адапт. В НИИ им. В.М. Бехтерева)
  • для определения уровня развития рефлексии – методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева).

Для исследования личностного потенциала, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:

  • для выявления коммуникативной компетентности – опросник коммуникативно-социальной компетентности КСК, и опросник социальной изолированности (Рассел Д., Фергюссон М.).
  • для выявления личностной саморегуляции – Диагностика эмоционального интеллекта Холла Н.

Результаты выявления уровня развития рефлексии подростков показали, что в целом респонденты имеют низкий уровень по данному показателю. На высоком уровне развития рефлексии не оказалось подростков, на среднем уровне находится 17% испытуемых, на низком – 54%.

При определении уровня самооценки подростков, оказалось, что преобладает тенденция к завышению самооценки – 74%, заниженный уровень отсутствует.

Личностный дифференциал рассматривается совокупностью трёх факторов: оценки, силы, активности. А в целом, подростки имеют средний уровень развития личностного потенциала.

Результаты исследования уровня социальной изолированности подростков показали, что респонденты имеют низкий уровень социальной изолированности. Это говорит о том, что подростки считают себя принятыми другими людьми.

Результаты исследования эмоционального интеллекта.

На высоком уровне развития эмоционального интеллекта не оказалось подростков. Это говорит о том, что 80% респондентов имеют низкий уровень развития эмоций. Так как эмоциональный интеллект лежит в основе взаимопонимания с другими людьми, то низкий уровень развития эмоционального интеллекта может препятствовать положительному взаимодействию с другими людьми, т.е., развитию подростков в интимно – личностном общении, как ведущей деятельности.

У подростков преобладает средний уровень развития коммуникативной социальной компетентности. Это говорит о том, что у подростков недостаточно развиты навыки общения.

Проведя корреляционный анализ видно, что существует взаимосвязь между личностным потенциалом и психологическим здоровьем. Чем более развиты такие показатели как эмпатия, социальная компетентность, эмоциональная осведомлённость, тем соответственно более развиты навыки общения, более высокая самооценка, и рефлексивность. Следовательно, можно сделать общий вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно: личностный потенциал подростка и уровень его развития является важным условием сохранения психологического здоровья в кризисном подростковом возрасте.

В заключение необходимо отметить, что данная тематика, с нашей точки зрения, имеет важный практический выход. Необходима дальнейшая разработка развивающих и коррекционных программ, целями которых является сохранение психологического здоровья и актуализация личностного потенциала, причем как в подростковом, так и в других возрастах становления личности.