Программное содержание:
- Закреплять знания детей о народной музыке, о жанрах народной музыки. Расширять представления о жанрах и характере русской народной песни.
- Закреплять умения детей выполнять танцевальные движения русской народной пляски.
- Развивать навыки точного интонирования на материале русских народных песен.
- Воспитывать уважение, гордость за русскую народную музыкальную культуру. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к истокам музыкального фольклора.
Предварительная работа:
- слушание русской народной песни: «Бел-заюшка» в исполнении музыкального руководителя;
- просмотр видеозаписи «Колыбельная» в исполнении фольклорного ансамбля;
- слушание в грамзаписи народных мелодий в исполнении русского народного оркестра;
- разучивание русских народных песен: «Девицы-красавицы», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько»;
- разучивание со взрослыми ролей для показа кукольного спектакля – русская народная сказка «Алёнушка»;
- разучивание стихотворения;
- рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов;
- оформление мини-музея в группе «Русская деревянная игрушка»;
- чтение русских народных сказок, потешек.
Атрибуты:
- музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, бубен, погремушки);
- ширма, декорации для кукольного спектакля;
- куклы би-ба-бо: Алёнушка, Яблонька, Коровушка, Волк, Медведь;
- русские народные костюмы для взрослого и детей,
- видео и аудиоаппаратура,
- диски с записями.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, располагаются свободно. Педагог и дети обмениваются музыкальными приветствиями.
Музыкальный руководитель: Дети, вы знаете, что музыку пишет композитор. Но есть народная музыка, которая придумывается народом и передаётся из поколения в поколение в виде песен, танцев, наигрышей, закличек. Называют народную музыку музыкальным фольклором. В музыкальном фольклоре много разных жанров: это песни, игры, танцы, хороводы, сказки. Знаете ли вы русские народные песни? Когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам маленькие песенки прибаутки: «Петушок», «Сорока-сорока», «Ладушки». Давайте мы распоём свои голоса этими маленькими русскими песенками.
Дети исполняют распевки «Петушок», «Ладушки», «Сорока-сорока».
Музыкальный руководитель: Русская народная песня – это самый большой по количеству и разнообразный по характеру жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде, и в плясках, в грусти и в радости, звучит, когда мама укладывает своего малыша. Какие вы знаете русские народные песни? (Дети отвечают: частушки, колыбельные, плясовые, солдатские, свадебные.) Есть много пословиц о русской народной песне, например: «Где песня льётся – там хорошо живётся», «Песня и труд – рядом идут». Мы вспомним уже знакомые вам народные песни и познакомимся с новыми, а чтобы вам было интересно слушать, я расскажу русскую народную сказку «Алёнушка». Садитесь на стульчики и приготовьтесь.
Сказка «Алёнушка» (кукольный спектакль, кукловоды – взрослые).
Музыкальный руководитель: Жили-были Дедушка с Бабушкой и с ними внучка Алёнушка. А добра у них нажито всего-то коровушка буренькая. Алёнушка любила коровушку свою и пела ей такую песню:
Русская народная песня «Уж как я ль мою коровушку люблю» (исполняет воспитатель за ширмой).
Музыкальный руководитель: Привела Алёнушка коровушку на лужок, а сама побежала к подружкам хороводы водить. А мы попросим наших девочек завести свой хоровод.
Дети исполняют в хороводе русскую народную песню «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, редакция Г. Струве.
Музыкальный руководитель: Вернулась Алёнушка на лужок, чтобы пригнать коровушку, да сколько ни глядела, не искала, её нигде нет, одна привязочка порватенькая лежит. Загоревала Алёнушка, стала кликать-звать:
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Музыкальный руководитель: А у лужка Яблонька стояла, говорила:
Яблонька: Полей, Алёнушка, мои кореньики водицей из студёной криницы, тогда покажу тебе в какую сторону ушла коровушка.
Музыкальный руководитель: Побежала Алёнушка до криницы, взяла ведёрки с водицей. А мы, ребята, споём об этом песню.
Дети исполняют русскую народную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова.
Музыкальный руководитель: Полила Алёнушка кореньики, а Яблонька показала, что в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка в лес, стала кликать-звать.
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Музыкальный руководитель: А навстречу Медведь идёт, говорит:
Медведь: Собери, Алёнушка, мне ягод в корзинку, так покажу тебе, в какую сторону пошла коровушка. Принялась собирать Алёнушка малинку в корзинку. А пока она собирает, мы споём о ней песню.
Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько» в обработке Н. Метлова.
Музыкальный руководитель: Набрала Алёнушка малинку в корзинку и отдала Медведю полнёшенькую. А он и показал, что дальше в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка, стала кликать-звать.
Алёнушка:
Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.
Музыкальный руководитель: А навстречу Волк Серый.
Волк: Позабавь меня песней весёлой да спляши, развесели тоску-печаль мою, пропущу тогда к коровушке.
Музыкальный руководитель: Запела Алёнушка, а мы ей на ложках подыграем и спляшем, чтоб веселее было.
Дети исполняют пляску с ложками на русскую народную песню: «Ах, улица, улица широкая» в обработке Е. Туманян (поёт музыкальный руководитель).
Волк: Уважила Алёнушка, проходи, догоняй свою бурёнушку!
Музыкальный руководитель: Пропустил Волк Алёнушку, побежала она по дороге и вскоре увидала коровушку буренькую.
Алёнушка: Здравствуй Коровушка моя милая, здравствуй бурёнушка! Куда же ты запропастилася, пойдём домой к бабушке, пойдём домой к дедушке! А вам, ребята, спасибо, что помогли мне коровушку найти, от медведя и волка серого уйти. До свидания!
Музыкальный руководитель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, вы услышали разные по характеру песни: спокойные, ласковые, весёлые, плясовые. Какую мы сегодня услышали песню впервые? (Ответ детей: «Уж как я ль мою коровушку люблю».) Что вы можете сказать об этой песне? Да, это песни спокойная, ласковая, протяжная.
Я предлагаю вам послушать русскую народную песню «Поставила вядёрочки на вяду» в исполнении фольклорного ансамбля (по видеозаписи).
(Дети смотрят видеозапись выступления фольклорного ансамбля, рус. нар. песню «Поставила вядёрочки на вяду».)
Музыкальный руководитель: Вам понравилась эта песня? А чем она понравилась? (Ответы детей о характере песни.)
Русская народная песня очень полюбилась профессиональным оперным певцам. Послушайте песню «Метелица» в исполнении С. Лемешева (звучит фрагмент в грамзаписи).
Музыкальный руководитель: Народная песня покорила и композиторов. Русские композиторы использовали в сочинении своих произведений нар. мелодии. Эти мелодии по-новому зазвучали в симфоническом оркестре.
Музыкальный руководитель предлагает послушать русские народные песни «Во саду ли в огороде» и «Я с комариком плясала» в вокальном исполнении музыкального руководителя, затем в грамзаписи фрагменты:
- Н.А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».
- А.К. Лядов «Я с комариком плясала».
Музыкальный руководитель: Русская народная песня сопровождала народ и в веселье и в играх, и в печали и в грусти, и в труде и в праздниках. Недаром говорится в пословице, что «Песня и труд – рядом идут!» А в играх без песни – никуда!!! Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон», где прозвучит русская народная песня.
Дети играют в русскую народную игру «Ворон» в обработке Е. Тиличеевой.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы услышали и исполнили сегодня много песен, эти песни – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы пели русские народные песни своим детям, когда станете взрослыми и пели их с таким же хорошим настроением и желанием, как сегодня.
Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети уходят из зала.