Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни.
Задачи урока:
- Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
- Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
- Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
- Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
- Воспитывать положительные моральные качества.
Оборудование:
- учебник Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская «Литературное чтение 3 класс» (Перспектива);
- компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
- иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
- аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- О ком пишет поэт?
- Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.
- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет
1 группа (Приложение 1).
- Есть ли интересные дополнения о баснописце?
2) Викторина по изученным басням.
- Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!»
- Назовите имя первого баснописца. Где он жил? А кто из современных писателей сочинял басни?
- Героиня какой басни так и не нашла нужное применение очкам (рисунок к басне)? Напомните нам мораль этой басни.
- Из какой басни эти строки:
«До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило…» (рисунок). - Что посоветовал Муравей Стрекозе?
- В какой басне герой пятился назад (рисунок)?
- А почему воз остался на месте?
- Прочитайте отрывок к этому рисунку (из басни «Ворона и Лисица»).
- Какова мораль басни «Ворона и Лисица»?
- Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.
3) Повторение о басенном жанре.
- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?
- Напомните, что такое басня?
- Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».
- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?
- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)
- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)
- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)
III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).
По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.
- Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.
- Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.
- Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу.
- Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз.
- Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.
- А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей»
Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.
IV. Постановка проблемной задачи урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?
V. Работа над басней.
1) Прогнозирование содержания.
- Как вы думаете, о ком эта басня?
- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?
- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)
- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.
2) Самостоятельное чтение басни.
- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
3) Словарная работа.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов (Приложение 2).
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
4) Работа над содержанием басни.
- Повторное чтение басни отдельными учениками.
а) Беседа.
- Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.
- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?
- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?
- Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.
Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.
Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске.
- Как называются такие слова?
б) Работа над образными выражениями.
- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3):
- 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
- 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
- 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
- 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
- 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
- 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)
в) Выборочное чтение.
- Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой).
- Восстановите последовательность событий басни.
- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?
- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.
- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
5) Чтение мастером художественного слова.
- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
6) Чтение по ролям.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Слушание детей. Оценивание.)
VI. Итог урока.
- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
- Какова же мораль басни?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
VII. Рефлексия.
- У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине.
- Что вам напоминает получившийся рисунок?
- Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)?
VIII. Домашнее задание.
- Выберите для себя задание:
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.