План урока
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
I | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. |
II | Проверка домашнего задания | Актуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений | 8 мин. |
III | Индивидуальная работа по карточкам | Проверить знания и умения по орфографии и пунктуации | 8 мин. |
IV | Синтаксическая разминка | Актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения | 5 мин. |
V | Изучение нового материала. Заполнение таблицы | Дать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым | 15 мин. |
VI | Закрепление материала (практическая работа) | Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся | 15 мин. |
VII | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки | 1 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Летний вечер тих и ясен.
- Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж...лтый лист.
- Мес...ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
- Мы медле(н, нн)о стали пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.
- По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Карточка №2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом.
- Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр...щать Ангару.
- В этом году осень тёплая.
- Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
- Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.
Карточка №3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Солнца луч... промеж... туч... был и жгуч... и высок.
- Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
- Юноша обл...дал феноменальной памятью.
- Теперь всё было ясно.
- Лож..., предотвратившая беду, лучше правды, се...щей вражду.
IV. Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.
- Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
- Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
V. Изучение нового материала.
- Чтение §74 учебника.
- Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).
Условие постановки тире | Пример |
Тире ставится | |
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п. | Великая радость – работа. |
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое | Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. |
3. Инфинитив – инфинитив | Жизнь пройти – не поле перейти. |
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. | Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. |
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п. | Семью восемь – пятьдесят шесть. |
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. | Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. |
7. Внесение ясности в смысл предложения. | Отец – мой учитель. Отец мой – учитель. |
Тире не ставится |
|
1. В простых предложениях разговорного стиля. | Моя мать учительница. |
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое. | Каждый кленовый лист как дождевая тучка! |
3. Подлежащее + Не + сказуемое. | Душа Печорина не каменистая почва. |
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемое | После школы печать, несомненно, первый учитель языка. |
5. Сказуемое + подлежащее. | Какое большое удовольствие бродить в лесу! |
6. Личное местоимение + сказуемое. | Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! |
7. Подлежащее + имя прилагательное. | Я златострунный и пригожий. |
VI. Закрепление материала.
1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.
- Учить – … (ум точить).
- Жить – … (Родине служить).
- Без дела жить – … (небо коптить).
- Лишнее говорить – … (только делу вредить).
- Чай пить – … (не дрова рубить).
2) Объяснительный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.
- Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
- Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
- Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
- Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)
VII. Домашнее задание.
- Вклеить в ученический словарь таблицу.
- §74, упр. 377.