Урок русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


План урока

№ п/п Этап урока Содержание (цель) этапа Время
I Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин.
II Проверка домашнего задания Актуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений 8 мин.
III Индивидуальная работа по карточкам Проверить знания и умения по орфографии и пунктуации 8 мин.
IV Синтаксическая разминка Актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения 5 мин.
V Изучение нового материала. Заполнение таблицы Дать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым 15 мин.
VI Закрепление материала (практическая работа) Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся 15 мин.
VII Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Летний вечер тих и ясен.
  2. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж...лтый лист.
  3. Мес...ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
  4. Мы медле(н, нн)о стали пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.
  5. По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

Карточка №2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом.
  2. Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр...щать Ангару.
  3. В этом году осень тёплая.
  4. Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
  5. Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.

Карточка №3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Солнца луч... промеж... туч... был и жгуч... и высок.
  2. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
  3. Юноша обл...дал феноменальной памятью.
  4. Теперь всё было ясно.
  5. Лож..., предотвратившая беду, лучше правды, се...щей вражду.

IV. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

  1. Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
  2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

V. Изучение нового материала.

  1. Чтение §74 учебника.
  2. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).
Условие постановки тире Пример
Тире ставится
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п. Великая радость – работа.
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.
3. Инфинитив – инфинитив Жизнь пройти – не поле перейти.
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п. Семью восемь – пятьдесят шесть.
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.
7. Внесение ясности в смысл предложения. Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.

Тире не ставится

1. В простых предложениях разговорного стиля. Моя мать учительница.
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое. Каждый кленовый лист как дождевая тучка!
3. Подлежащее + Не + сказуемое. Душа Печорина не каменистая почва.
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемое После школы печать, несомненно, первый учитель языка.
5. Сказуемое + подлежащее. Какое большое удовольствие бродить в лесу!
6. Личное местоимение + сказуемое. Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!
7. Подлежащее + имя прилагательное. Я златострунный и пригожий.

VI. Закрепление материала.

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Учить – … (ум точить).
  2. Жить – … (Родине служить).
  3. Без дела жить – … (небо коптить).
  4. Лишнее говорить – … (только делу вредить).
  5. Чай пить – … (не дрова рубить).

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
  2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
  3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
  4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

VII. Домашнее задание.

  1. Вклеить в ученический словарь таблицу.
  2. §74, упр. 377.