Тип урока: урок развития умений.
Цели урока:
- Уточнить представление о признаках родственных слов;
- Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень,
- Определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Мы пришли на урок добывать новые знания, я уверена у нас все получится! Кто поддерживает меня в этом мнении, поднимите руку.
Чудесно! Тогда в путь!
2. Актуализация знаний.
Проводится в ходе заданий по чистописанию и наблюдений над словом.
На доске прописаны буквы: «в» «п» «д» «р» «н».
Учитель: Какая буква здесь лишняя? Почему?
Дети: Буква «п» обозначает глухой согласный звук, а остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.
Учитель: Запишем эту букву в соединении с гласной «а».
Эти две буквы в следующем задании будут загадочным словом. Прибавляя по одной букве к нашему загадочному слову, вы сможете получить слова следующих значений:
- Газообразное состояние. (Пар.)
- Место отдыха. (Парк.)
- Театральная принадлежность. (Парик.)
- Теплица. (Парник.)
Учитель: Прочитаем, какие у нас получились слова.
Дети: Пар, парк, парик, парник.
Учитель: Чем похожи все слова?
- Можно ли их назвать родственными?
- А среди слов есть родственные слова?
- Что вы можете про них сказать? Выделим орфограмму в слове парник.
- Значит, какие слова можно назвать родственными?
Дети: Родственными мы называем слова, которые имеют общую часть и близки по смыслу.
Учитель: Как мы еще называем родственные слова? Почему?
Дети: Мы их называем однокоренными, от слова корень.
3. Формулирование темы урока.
Учитель: Подумайте, какова будет тема нашего урока? В ходе урока, я бы очень хотела, чтобы вы подумали над вопросом:
- Зачем слову корень?
4. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Учитель: Какие значения слова корень вы можете назвать?
Дети: Корень дерева. Корень зуба. Корень слова. Корень языка.
Учитель: Значит, корень – многозначное слово. Подумайте, что общего во всех этих понятиях?
Дети: Это главная часть от которой что-то растет.
Учитель: На уроках русского языка мы уже говорили о корне, как о части слова. Вот и корень слова, посмотрите, что о себе думает:
Учитель: Что думает о себе корень слова? Посмотрим, на самом ли деле это так. Послушайте сказку.
Давно это было. Один садовник решил развести сад. Он взял корешок под
названием сад и посадил его на волшебной поляне. Корешок стал быстро
разрастаться, из него появлялись новые слова – веточки, и садовник назвал их
однокоренными. А так как все они были дети одного корня папы, то он их ещё
назвал родственными.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили
корню домик.
Учитель: Понравилась сказка?
- Какое слово садовник назвал корнем? Запишем.
- Какие слова выросли, получились из этого корня и других частей? Запишем их и выделим корень.
Дети: Сад, садовник, посадка, рассада.
Учитель: Что можете сказать о слове садовник?
Дети: В корне безударная гласная а, чтобы её проверить нужно подобрать проверочное слово. Это слово – сад.
Учитель: Давайте понаблюдаем за корнем. Закроем части слов, оставим корень. Понятен нам будет смысл слов?
Дети: Смысл будет понятен.
Учитель: Закроем корень, оставим части, понятен будет смысл слов?
Дети: Нет.
Учитель: Какой можно сделать вывод? Зачем слову корень?
Дети: В корне заключен смысл слова.
Учитель: Проверим по учебнику, правы ли мы. Сравним наш вывод с авторским. Зачитывается правило учебника.
Учитель: А вы хотите стать такими же садоводами?
- Тогда посадим слово-корень стол: стол, столик, настольный, застолье. Выделите корень в словах.
Учитель: Герой нашего учебника Вова Колесников предлагает нам записать в этот ряд слово столб. Согласимся мы с ним, что слово столб является однокоренным к нашему ряду слов? Почему?
Дети: Это слово не подходит по смыслу.
Учитель: Так как надо действовать, чтобы правильно выделить в слове корень?
Дети: Подумать, есть ли общий смысл в словах, есть ли общая часть.
Учитель: Проверим наше предположение по учебнику. Зачитывается правило. Сравнивается со сказанным детьми.
Физкультурная пауза.
Учитель: Прочитайте слово. Что можно сказать про это слово, сколько в нем звуков, сколько букв.
Учитель: Послушайте:
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша родственница-гусеница.
Учитель: Ребята, вы согласны с тем, что гусеница родственница? Есть в этом диалоге родственные слова? Какие?
6. Первичное применение открытых знаний.
Прочитаем запись на доске и подумаем, какие слова нужно вставить на место пропусков:
_________ наловили много рыбы. Часть _________ сдали на завод. А бабушка испекла _________ – пирог из рыбы.
- Прочитаем, что получилось. Получился текст? Почему так подумали.
Учитель: Спишите, вставьте слова с корнем -рыб-.
Проверка. Зачитывается текст. Дети должны правильно вставить слова: рыбаки, рыбы, рыбный, рыбник.
Учитель: Выделите корень в родственных словах.
7. Итог урока.
Учитель: На какой вопрос искали ответ на уроке? Вернемся к нему, зачитаем еще раз.
Дети: Зачем слову корень?
Учитель: Так как бы вы ответили на него?
Учитель: Чтобы подружиться с корнем, он хочет, чтобы вы нашли правильные высказывания о нем:
- Корень – это общая часть всех слов.
- Корень – это общая часть предложения.
- Корень – это общая часть родственных слов.
- Молодцы! Спасибо за урок!