Урок русского языка "Наблюдение за однокоренными словами. Определение корня слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок развития умений.

Цели урока:

  1. Уточнить представление о признаках родственных слов;
  2. Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень,
  3. Определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Мы пришли на урок добывать новые знания, я уверена у нас все получится! Кто поддерживает меня в этом мнении, поднимите руку.

Чудесно! Тогда в путь!

2. Актуализация знаний.

Проводится в ходе заданий по чистописанию и наблюдений над словом.

На доске прописаны буквы: «в» «п» «д» «р» «н».

Учитель: Какая буква здесь лишняя? Почему?

Дети: Буква «п» обозначает глухой согласный звук, а остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.

Учитель: Запишем эту букву в соединении с гласной «а».

Эти две буквы в следующем задании будут загадочным словом. Прибавляя по одной букве к нашему загадочному слову, вы сможете получить слова следующих значений:

  1. Газообразное состояние. (Пар.)
  2. Место отдыха. (Парк.)
  3. Театральная принадлежность. (Парик.)
  4. Теплица. (Парник.)

Учитель: Прочитаем, какие у нас получились слова.

Дети: Пар, парк, парик, парник.

Учитель: Чем похожи все слова?

- Можно ли их назвать родственными?

- А среди слов есть родственные слова?

- Что вы можете про них сказать? Выделим орфограмму в слове парник.

- Значит, какие слова можно назвать родственными?

Дети: Родственными мы называем слова, которые имеют общую часть и близки по смыслу.

Учитель: Как мы еще называем родственные слова? Почему?

Дети: Мы их называем однокоренными, от слова корень.

3. Формулирование темы урока.

Учитель: Подумайте, какова будет тема нашего урока? В ходе урока, я бы очень хотела, чтобы вы подумали над вопросом:

- Зачем слову корень?

4. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Учитель: Какие значения слова корень вы можете назвать?

Дети: Корень дерева. Корень зуба. Корень слова. Корень языка.

Учитель: Значит, корень – многозначное слово. Подумайте, что общего во всех этих понятиях?

Дети: Это главная часть от которой что-то растет.

Учитель: На уроках русского языка мы уже говорили о корне, как о части слова. Вот и корень слова, посмотрите, что о себе думает:

Учитель: Что думает о себе корень слова? Посмотрим, на самом ли деле это так. Послушайте сказку.

Давно это было. Один садовник решил развести сад. Он взял корешок под названием сад и посадил его на волшебной поляне. Корешок стал быстро разрастаться, из него появлялись новые слова – веточки, и садовник назвал их однокоренными. А так как все они были дети одного корня папы, то он их ещё назвал родственными.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик.

Учитель: Понравилась сказка?

- Какое слово садовник назвал корнем? Запишем.

- Какие слова выросли, получились из этого корня и других частей? Запишем их и выделим корень.

Дети: Сад, садовник, посадка, рассада.

Учитель: Что можете сказать о слове садовник?

Дети: В корне безударная гласная а, чтобы её проверить нужно подобрать проверочное слово. Это слово – сад.

Учитель: Давайте понаблюдаем за корнем. Закроем части слов, оставим корень. Понятен нам будет смысл слов?

Дети: Смысл будет понятен.

Учитель: Закроем корень, оставим части, понятен будет смысл слов?

Дети: Нет.

Учитель: Какой можно сделать вывод? Зачем слову корень?

Дети: В корне заключен смысл слова.

Учитель: Проверим по учебнику, правы ли мы. Сравним наш вывод с авторским. Зачитывается правило учебника.

Учитель: А вы хотите стать такими же садоводами?

- Тогда посадим слово-корень стол: стол, столик, настольный, застолье. Выделите корень в словах.

Учитель: Герой нашего учебника Вова Колесников предлагает нам записать в этот ряд слово столб. Согласимся мы с ним, что слово столб является однокоренным к нашему ряду слов? Почему?

Дети: Это слово не подходит по смыслу.

Учитель: Так как надо действовать, чтобы правильно выделить в слове корень?

Дети: Подумать, есть ли общий смысл в словах, есть ли общая часть.

Учитель: Проверим наше предположение по учебнику. Зачитывается правило. Сравнивается со сказанным детьми.

Физкультурная пауза.

Учитель: Прочитайте слово. Что можно сказать про это слово, сколько в нем звуков, сколько букв.

Учитель: Послушайте:

- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша родственница-гусеница.

Учитель: Ребята, вы согласны с тем, что гусеница родственница? Есть в этом диалоге родственные слова? Какие?

6. Первичное применение открытых знаний.

Прочитаем запись на доске и подумаем, какие слова нужно вставить на место пропусков:

_________ наловили много рыбы. Часть _________ сдали на завод. А бабушка испекла _________ – пирог из рыбы.

- Прочитаем, что получилось. Получился текст? Почему так подумали.

Учитель: Спишите, вставьте слова с корнем -рыб-.

Проверка. Зачитывается текст. Дети должны правильно вставить слова: рыбаки, рыбы, рыбный, рыбник.

Учитель: Выделите корень в родственных словах.

7. Итог урока.

Учитель: На какой вопрос искали ответ на уроке? Вернемся к нему, зачитаем еще раз.

Дети: Зачем слову корень?

Учитель: Так как бы вы ответили на него?

Учитель: Чтобы подружиться с корнем, он хочет, чтобы вы нашли правильные высказывания о нем:

  1. Корень – это общая часть всех слов.
  2. Корень – это общая часть предложения.
  3. Корень – это общая часть родственных слов.

- Молодцы! Спасибо за урок!