Урок по теме "Наречие "

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов.
  2. Учить грамотно, применять наречия в речи.
  3. Развивать речь, обогащать словарный запас.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, к родному краю.

Оборудование:

  • презентация (Приложение);
  • карточки с белой и чёрной вороной, учебник.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница. (Приложение. Слайд 1)

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты «темно» -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты –
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!

- А в какой части России мы с вами живём? (На Кавказе.)

- Совершим путешествие в прошлое, чтобы узнать происхождение этого слова.

(Слайд 2) Читает ученик.

- Назовите основную достопримечательность нашего края, которая вошла в семь чудес России? (Эльбрус.)

- Вспомните стихотворение, воспевающее наш край.

(Слайд 3) Вернемся к стихотворению.

- Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. (Высоко, темно, ароматно, красиво.)

(Слайд 4) Что это за слова? (Наречия.) Что у них общего?

- Что мы знаем о наречии? (Правило.)

- Составьте с одним из наречий предложение. (Учитель выслушивает детей, запись в тетради наиболее удачного.)

- Попробуйте прочесть предложение без наречия.

- Какую роль играет наречие в предложении? (Уточняет.)

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о наречиях и их значении в речи.

- Запишите тему урока. (Наречие и его значение в речи.) (Слайд 5)

III. Работа над темой урока.

(Слайд 6)

НАРЕЧИЕ – слово очень старое.

В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.

(Слайд 7) А древние римляне называли наречие ПРИГЛАГОЛИЕМ.

- Как вы думаете почему? (Наречие используется чаще вместе с глаголом.)

1) Отгадайте ребусы. (Слайд 8)

а) (РЯДОМ)
б) (ВОКРУГ)
в) (ВОРОНА)

- Какая отгадка лишняя? Почему? (Слайд 9)

2) Составьте с наречиями словосочетания, пользуясь схемой: гл.+ наречие и запишите в тетрадь (с комментированием на месте). (Слайд 10)

- Попробуйте изменить глаголы. Что вы заметили? (Не изменяется.)

- Какой вывод можем сделать? (Слайд 11) (Наречие – неизменяемая часть речи.)

3) Работа с правилом.

- Прочитайте правило на с.44.

- Что такое наречие?

- Как связаны в словосочетании глагол и наречие? (По смыслу.)

- Как называется такая связь? (Примыкание.)

- Давайте ещё раз назовём лишнее слово в ребусах. (Ворона.)

4) Фразеологизмы. (Слайд 12)

  • Ловить ворон.
  • Быть белой вороной.

- Как называются эти сочетания слов?

- Объясните смысл фразеологизмов.

- Ловить ворон – отвлекаться. Это хорошо или плохо?

- Быть белой вороной, значит отличаться индивидуальностью.

(Слайд 13) В природе всё имеет противоположность. Окружающий нас мир полон хорошего и плохого, доброго и злого. И у нас есть положительные и отрицательные качества. Но самое главное чего у нас больше, к чему мы стремимся больше: к хорошему или плохому.

5) Работа с учебником. (Слайд 14)

С. 44 Упр.3 (комментирование у доски).

- Прочитайте задание.

- Чтение текста.

- Каким птицам подражала ворона?

- Чем заканчивается рассказ?

- Что нужно сделать?

(Выполнение упражнения у доски)

6) Физкультурная минутка. (Слайд 15)

Выполняем действия, характеризуя их наречиями:

  • руки поднять (как?) высоко;
  • развести (как?) широко;
  • опустить (как?) низко;
  • идем (как?) легко;
  • (как?) быстро;
  • (как?) по-медвежьи;
  • дуем (как?) сильно;
  • (как?) слабо.

IV. Работа над развитием речи.

(Слайд 16)

Замените в предложении фразеологизм наречием, запишите наречия в столбик.

  1. Из школы Игорь шел черепашьим шагом (Медленно.)
  2. Пятерок в моем дневнике кот наплакал (Мало.)
  3. Сегодня мне пришлось встать чуть свет (Рано.)
  4. От остановки до нашей школы рукой подать (Близко.)
  5. В автобусе сегодня яблоку негде было упасть. (Тесно.)

(Слайд 17) Как мы говорили ранее. Всё в природе имеет противоположность. Так и в русском языке есть слова противоположные по смыслу. Как они называются? (Антонимы.)

- Подберите и запишите антонимы к данным словам.

V. Самостоятельная работа.

(Слайд 18) 

- Составьте 3 словосочетания с подобранными антонимами и запишите в тетрадь.

VI. Рефлексия.

(Слайд 19)

- У вас на столах рисунок «ворон». Одна белая, а другая – черная. Белая символизирует всё хорошее, доброе, светлое, что есть в нас. А чёрная - всё отрицательное, то есть тёмную сторону нашей души.

- Закройте глаза, загляните вглубь своей души и подумайте, чего у вас больше: хорошего или плохого. А теперь выберите ту ворону, которая, по вашему мнению, ближе вам по душе. Какими вы себя видите?

VII. Итог.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что понравилось?

VIII. Домашнее задание.

(Слайд 20) Стр.44 правило, упр.2.