Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка образования глаголов приставочным способом

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование грамматической стороны речи – раздел работы, который требует наибольшего внимания в дошкольной педагогической практике, т.к. является наиболее сложным для усвоения детьми. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируются все фонематические процессы, правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Процесс формирования грамматической стороны речи, становление словообразовательной системы языка может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. Учеными доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания.

Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.

При работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, перечисленные выше грамматические нарушения, а в частности формирование глагольного словаря и словообразование, вызывают определенные трудности в их коррекции и развитии. Это происходит в силу того, что, на наш взгляд, недостаточно сформирована система их преодоления. Проблема изучения и формирования глагольного словаря у дошкольников с нарушениями речи в настоящее время является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.

В целях реализации данного направления нами разработан перспективно-тематический план, который определяет лексическую тематику и вариативные формы работы над словообразованием и глагольной лексикой, включая дидактические игры и упражнения.

Перспективно-тематический план работы над формированием навыка образования приставочных глаголов

п/п Лексическая тема Начальная форма глагола
(слова-действия)
Приставочные глаголы Дидактические игры, упражнения
1 Цвет, размер, форма
красить
чертить
рисовать
лепить
за, по, пере, под Игра «Расскажи о предмете»
2 Фрукты резать
варить
чистить
жарить
на, по, пере, раз, от, под
Игра «Что сделал повар»
3 Овощи копать
рвать
сажать
дергать
резать
с, от, вы, ото, при, со, за Упражнение «Нарисуй»
(нарисовать овощи, которые срезают, обрывают, выдергивают, выкапывают)
4 Сад, огород лить
сажать
копать
от, вы, по, пере, при, на, за Игра «Что мы делали в саду и огороде?» (по демонстрации действий)
Игра «вставь словечко»
5 Откуда хлеб пришел молоть
косить
пере, по, на Игра «Хлеборобы»
6 Лес, деревья расти
цвести
падать
под, пере, от, за Упражнение «Что происходит с листьями?»
7 Дары леса (грибы, ягоды) варить
рвать
жарить
чистить
резать
сушить
Пере, от, со, ото, за, под Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбери слова-действия),
Упражнение «Расскажи-ка» (составление предложений по сюжетным картинкам)
8 Золотая осень сохнуть
летать
ползать
плыть
вянуть
за, у, при, пере, Игра «Подбирай и называй» (стихи)
9 Игрушки смотреть
трогать
играть
мыть
рас, по, пере Упражнение «Кто, что делает?» (опора на сюжетные картинки)
10 Домашние животные и их детеныши бежать
идти
грызть
лизать
от, под, вы, при, по Упражнение «Подбери слова- действия» ( по картинкам)
11 Дикие животные и их детеныши скакать
прыгать
бежать
идти
у, при, пере, под, вы, по Игра «Кто, что сделал?» (графические символы)
12 Домашние и дикие птицы летать
плыть
ходить
вы, пере, по, под, при Игра « Что делает птица» (составление предложений по серии картинок)
13 Перелетные птицы скакать
летать
пере, по, под, при Упражнение «Исправь ошибки» (сопоставление картинки и предложения)
14 Человек видеть
смотреть
читать
мыть
слушать
у, пере, по, за, под Игра «Что для чего»
15 Одежда шить
вязать
кроить
стирать
гладить
чистить
пере, по, у, под, от, за Игра «Дом моды», «Ателье»
Упражнение «Назови действие» (по картинкам)
16 Обувь, головные уборы
17 Зимушка-Зима. ехать
катить
в, у, под, пере, об, с Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
18 Зимние забавы возить
играть
строить
ехать
бежать
прыгать
пере, у, по, Игра «Зимние забавы» (составление предложений по сюжетным картинкам)
19 Зимующие птицы
летать
кормить
под, об, от, за, у Игра «Подбери слова»
20 Животные жарких стран ходить
плыть
летать
прыгать
под, у, об, от, за, по, пере Игра «Зоопарк»
Упражнение «Подбери действие»
21 Животные севера
22 Посуда жарить
варить
тушить
мыть
ставить
греть
кипятить

по, на, под, пере, за

Игра «Помоги маме»
Упражнение «Поваренок»
(что нужно делать, чтобы приготовить чай, картошку, щи и т.д.)
23 Продукты питания
24 Профессии рисовать
чесать
мести
резать
копать
шить
возить
раз, вы, пере, на, из, по, под, при Упражнение «Подбери действия»
25 Инструменты играть
пилить
рубить
бить
под, пере, от вы, за, при Игра «Для чего нужны инструменты?»
26 Транспорт. ПДД ехать
лететь
плыть
идти
вы, при, под, по, пере, на, за, об Упражнение «Расскажи-ка» (двигательный рассказ по картинке на экране)
27 Профессии на транспорте везти
плыть
лететь
служить
от, пере,
за
Игра « Когда буду я большим»
28 23 февраля. Военная техника
29 Моя семья работать
мыть
шить
вязать
стелить
за, пере, по, под Игра « Мамины помощники»
30 Мамин праздник
32 Дом, квартира, мебель двигать
нести
везти
ставить
вы, раз, при, под, по, пере, ото Игра «Подбирай, называй»

33 Весна бежать
цвести
плыть
греть
по, рас, от, за, при, со Игра «Когда это бывает?»
34 Цветы расти
цвести
вянуть
лить
сажать
пере, по, под, рас, за Игра «Цветоводы»
«Садовники»
35 Насекомые бежать
летать
ползать
по, под, пере, у, от, за, при Упражнение «Приключение муравья»
36 Лето бегать
прыгать
плавать
пере, за, под, в, от, у, по Игра «Скажи наоборот»

Во время обучения детей приставочному глагольному словообразованию были определены условия, оказывающие содействие эффективному формированию словообразовательных умений и навыков, а именно: активная речевая деятельность, которая основывается на заинтересованности детей в познании нового, самостоятельности в процессе обучения; связь работы над грамматическим понятием с речевой практикой; усвоение смысловых признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных, вариантность материала в процессе ознакомления с признаками понятия и в речевых упражнениях.

Технология усвоения приставочного глагольного словообразования старшими дошкольниками способствовала осознанному, свободному, точному и уместному употреблению словообразовательных моделей соответственно семантическому значению. Это дало возможность развить точность словаря, что в будущем обеспечит успешное усвоение соответствующих разделов в курсе русского языка в начальных классах, правил орфографии и предотвратит появление у детей семантической дисграфии.