Формирование грамматической стороны речи – раздел работы, который требует наибольшего внимания в дошкольной педагогической практике, т.к. является наиболее сложным для усвоения детьми. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируются все фонематические процессы, правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Процесс формирования грамматической стороны речи, становление словообразовательной системы языка может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. Учеными доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания.
Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
При работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, перечисленные выше грамматические нарушения, а в частности формирование глагольного словаря и словообразование, вызывают определенные трудности в их коррекции и развитии. Это происходит в силу того, что, на наш взгляд, недостаточно сформирована система их преодоления. Проблема изучения и формирования глагольного словаря у дошкольников с нарушениями речи в настоящее время является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.
В целях реализации данного направления нами разработан перспективно-тематический план, который определяет лексическую тематику и вариативные формы работы над словообразованием и глагольной лексикой, включая дидактические игры и упражнения.
Перспективно-тематический план работы над формированием навыка образования приставочных глаголов
№ п/п | Лексическая тема | Начальная форма глагола (слова-действия) |
Приставочные глаголы | Дидактические игры, упражнения |
1 | Цвет, размер, форма |
красить чертить рисовать лепить |
за, по, пере, под | Игра «Расскажи о предмете» |
2 | Фрукты | резать варить чистить жарить |
на, по, пере, раз, от, под |
Игра «Что сделал повар» |
3 | Овощи | копать рвать сажать дергать резать |
с, от, вы, ото, при, со, за | Упражнение «Нарисуй» (нарисовать овощи, которые срезают, обрывают, выдергивают, выкапывают) |
4 | Сад, огород | лить сажать копать |
от, вы, по, пере, при, на, за | Игра «Что мы делали в саду и огороде?» (по демонстрации действий) Игра «вставь словечко» |
5 | Откуда хлеб пришел | молоть косить |
пере, по, на | Игра «Хлеборобы» |
6 | Лес, деревья | расти цвести падать |
под, пере, от, за | Упражнение «Что происходит с листьями?» |
7 | Дары леса (грибы, ягоды) | варить рвать жарить чистить резать сушить |
Пере, от, со, ото, за, под | Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбери слова-действия), Упражнение «Расскажи-ка» (составление предложений по сюжетным картинкам) |
8 | Золотая осень | сохнуть летать ползать плыть вянуть |
за, у, при, пере, | Игра «Подбирай и называй» (стихи) |
9 | Игрушки | смотреть трогать играть мыть |
рас, по, пере | Упражнение «Кто, что делает?» (опора на сюжетные картинки) |
10 | Домашние животные и их детеныши | бежать идти грызть лизать |
от, под, вы, при, по | Упражнение «Подбери слова- действия» ( по картинкам) |
11 | Дикие животные и их детеныши | скакать прыгать бежать идти |
у, при, пере, под, вы, по | Игра «Кто, что сделал?» (графические символы) |
12 | Домашние и дикие птицы | летать плыть ходить |
вы, пере, по, под, при | Игра « Что делает птица» (составление предложений по серии картинок) |
13 | Перелетные птицы | скакать летать |
пере, по, под, при | Упражнение «Исправь ошибки» (сопоставление картинки и предложения) |
14 | Человек | видеть смотреть читать мыть слушать |
у, пере, по, за, под | Игра «Что для чего» |
15 | Одежда | шить вязать кроить стирать гладить чистить |
пере, по, у, под, от, за | Игра «Дом моды», «Ателье» Упражнение «Назови действие» (по картинкам) |
16 | Обувь, головные уборы | |||
17 | Зимушка-Зима. | ехать катить |
в, у, под, пере, об, с | Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» |
18 | Зимние забавы | возить играть строить ехать бежать прыгать |
пере, у, по, | Игра «Зимние забавы» (составление предложений по сюжетным картинкам) |
19 | Зимующие птицы |
летать кормить |
под, об, от, за, у | Игра «Подбери слова» |
20 | Животные жарких стран | ходить плыть летать прыгать |
под, у, об, от, за, по, пере | Игра «Зоопарк» Упражнение «Подбери действие» |
21 | Животные севера | |||
22 | Посуда | жарить варить тушить мыть ставить греть кипятить |
по, на, под, пере, за |
Игра «Помоги маме» Упражнение «Поваренок» (что нужно делать, чтобы приготовить чай, картошку, щи и т.д.) |
23 | Продукты питания | |||
24 | Профессии | рисовать чесать мести резать копать шить возить |
раз, вы, пере, на, из, по, под, при | Упражнение «Подбери действия» |
25 | Инструменты | играть пилить рубить бить |
под, пере, от вы, за, при | Игра «Для чего нужны инструменты?» |
26 | Транспорт. ПДД | ехать лететь плыть идти |
вы, при, под, по, пере, на, за, об | Упражнение «Расскажи-ка» (двигательный рассказ по картинке на экране) |
27 | Профессии на транспорте | везти плыть лететь служить |
от, пере, за |
Игра « Когда буду я большим» |
28 | 23 февраля. Военная техника | |||
29 | Моя семья | работать мыть шить вязать стелить |
за, пере, по, под | Игра « Мамины помощники» |
30 | Мамин праздник | |||
32 | Дом, квартира, мебель | двигать нести везти ставить |
вы, раз, при, под, по, пере, ото | Игра «Подбирай, называй» |
33 | Весна | бежать цвести плыть греть |
по, рас, от, за, при, со | Игра «Когда это бывает?» |
34 | Цветы | расти цвести вянуть лить сажать |
пере, по, под, рас, за | Игра «Цветоводы» «Садовники» |
35 | Насекомые | бежать летать ползать |
по, под, пере, у, от, за, при | Упражнение «Приключение муравья» |
36 | Лето | бегать прыгать плавать |
пере, за, под, в, от, у, по | Игра «Скажи наоборот» |
Во время обучения детей приставочному глагольному словообразованию были определены условия, оказывающие содействие эффективному формированию словообразовательных умений и навыков, а именно: активная речевая деятельность, которая основывается на заинтересованности детей в познании нового, самостоятельности в процессе обучения; связь работы над грамматическим понятием с речевой практикой; усвоение смысловых признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных, вариантность материала в процессе ознакомления с признаками понятия и в речевых упражнениях.
Технология усвоения приставочного глагольного словообразования старшими дошкольниками способствовала осознанному, свободному, точному и уместному употреблению словообразовательных моделей соответственно семантическому значению. Это дало возможность развить точность словаря, что в будущем обеспечит успешное усвоение соответствующих разделов в курсе русского языка в начальных классах, правил орфографии и предотвратит появление у детей семантической дисграфии.