Закон Ома для участка цепи

Разделы: Физика


Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, которые отражённы в задачах урока.

Задачи урока:

Предметные

  • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;
  • Сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.

Метапредметные

  • Способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
  • Способствовать овладению учащимися навыками контроля и оценки своей деятельности и деятельности других учащихся; своего физического и эмоционального состояния.

Личностные

  • Воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;
  • Формировать ценности уважения к творцам науки;
  • Воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • Портреты учёных: А. Вольта, А. Ампер, Г. Ом;
  • амперметр, вольтметр, ключ, резистор, две батарейки по 1,5 В. соединительные провода;
  • компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи»;
  • логическая задача в программе Smart (для интерактивной доски);
  • компьютеры, проектор, интерактивная доска; коллекция ЦОР.

Ход урока

I. Организационный этап. 1 мин.

Цели этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Представьте себе: за окнами 1826 год. Многие ученые бились над загадкой природы электричества, многие сведения уже были открыты, многое уже было известно, но далеко не всё. Когда немецкий электротехник положил на стол ректора Берлинского университета свою диссертацию, где впервые был сформулирован закон, без которого невозможен

ни один электротехнический расчет, он получил весьма резкую резолюцию. В ней говорилось, что электричество не поддается никакому математическому описанию, так как электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневное Я, которое проявляется в каждом теле, когда его раздражают. Ректором Берлинского университета был в те годы Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Так давайте попробуем разобраться, о каком законе идёт речь и кто этот загадочный учёный? Предлагаю это сделать не в одиночку, а группами: выполнять предложенные вам задания и давать оценку своей деятельности в листах самооценки на каждом этапе урока.

Листы лежат перед вами, обратите на них внимание (приложение 1).

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 6 мин.

Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого учащиеся смогут обозначить тему урока и цель.

Учитель: Перед вами портреты учёных, (фамилии которых закрыты).

Назвать фамилии учёных, вы сможете, выполнив тест (который частично позволяет проверить домашнее задание и получить новые знания).

Найдите папку1на рабочем столе вашего компьютера и откройте ресурс А, (обеспечивающий доступ к ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7061/sila-toka-napryazhenie-i-soprotivlenie.html) выполните задание в группах.

Учитель: Перед выполнением задания, какую бы цель вы поставили перед собой?

Ученик:

  1. Проверить свои знания, самостоятельно приобрести новые знания и практические умения.
  2. Сделать учёбу интересной.

Учащиеся выполняют задания.

Учитель: Ребята, к каждой позиции первого столбца подобраны соответствующие позиции второго и третьего на интерактивной доске. Проверьте правильность этого задания.

Деятельность учащихся: представители от групп по очереди устанавливают правильность  соответствующих позиций.

– Методом исключения, определите и назовите неизвестную вам физическую величину.

Учитель: Давайте назовём имена учёных.

Ученик: А. Ампер, А. Вольта, Г. Ом.

Учитель: С двумя из них мы знакомы по ранее изученному материалу, но далеко не всем известно, что одному из кратеров на обратной стороне Луны присвоено имя третьего учёного, без закона, которого не обойтись в электричестве. Кто этот учёный и какова тема сегодняшнего урока?

Ученик: Мы не знакомы с именем Г.Ома, а значит тема нашего урока «Закон Ома».

–Молодцы! Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

Учитель: Ребята, предлагаю вам оценить свою деятельность на данном этапе урока, проставив баллы в листах оценивания.

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 21 мин.

Цели этапа:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие для построения способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.
  • Зафиксировать новый способ действий в знаковой, вербальной форме с помощью эталона.

Учитель: В 1826 году немецкий физик Георг Ом экспериментально установил взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока и напряжением.

Предлагаю вам, ребята, самостоятельно сформулировать цель на данном этапе урока.

Ученик: Наша цель – исследовать зависимость силы тока от напряжения. 

Учитель: Ребята, предположите, как могут зависеть друг от друга эти величины?

Для этого, каждая группа заполняет схему, которая позволяет выдвинуть гипотезу о зависимости силы тока и напряжения.

Учитель: Для проверки ваших гипотез необходимо провести эксперимент.

В каждой группе есть 3 экспериментатора и статист.

Учащиеся 1 и 2 групп выполняют первый тип эксперимента, используя различные значения напряжения, наблюдают за изменением показаний приборов: показания амперметра и вольтметра заносят в таблицу; схему электрической цепи рисуют в тетрадь (ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf модель3.58)

Учащиеся 3 и 4 групп выполняют 1 часть эксперимента с помощью лабораторного оборудования, используя технологические карты (приложение 2).

Учитель: Анализируя полученные данные, сделайте вывод о зависимости силы тока от напряжения.

Ученик: При увеличении напряжения сила тока растёт.

Учитель: Хорошо! А постарайтесь вспомнить из курса математики, как называется такая зависимость?

Ученик: Такая зависимость называется прямо пропорциональной. Значит, сила тока прямо пропорционально зависит от напряжения.

Учитель: А давайте вернёмся к гипотезе и выполним соответствующие выводам записи.

Учитель: Чтобы записать данный вывод в знаковой форме, необходимо ввести коэффициент пропорциональности.

Откройте, пожалуйста, §14 и самостоятельно выясните, как его обозначили и как назвали?

– Величину, обратную коэффициенту пропорциональности назвали сопротивлением, а формулу, которую получил Г. Ом – закон Ома для участка цепи.

Учитель: Подведем промежуточный итог:

Мы решили первую поставленную перед собой задачу: исследовали зависимость силы тока от напряжения на участке цепи. Давайте обобщим те знания, которые мы получили, используя презентацию.

Ученик: Можно подвести итог: выражение называется законом Ома для участка цепи и читается так: «Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению».

Учитель: Запишите в тетрадях данный вывод.

Учитель: Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт-амперная характеристика) проводника.

Учитель: Предлагаю проверить обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления, выполняя второй тип виртуального эксперимента (ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР, используя видеопроектор).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf

(начать с кнопки 5)

– Одни ребята выполняли виртуальный эксперимент, а другие попробуют проанализировать.

   

Ученик: результат мы видим на графике. Учитель: С сопротивлением, как физической величиной, мы с вами будем знакомиться на следующем уроке. Но необходимо обратить внимание, что это очень важная характеристика электрического тока. С ней связано короткое замыкание. Вы знаете о его последствиях?

Ученик: Возгорание электропроводки и как следствие – пожар.

Учитель: Как предотвратить такую ситуацию мы узнаем позже.

– Давайте вернёмся к цели нашего урока, подтвердили ли наши исследования закон Ома для участка цепи?

– Да, мы проверили зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Учитель: А теперь предлагаю позаботиться о своём здоровье и провести гимнастику для глаз (приложение 3).

Звучит музыка.

Рефлексия.

Учитель: Возьмите свои листы самооценки и оцените себя по каждому пункту.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного. 5 мин.

Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно.

Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях и найдём для этого наиболее запоминающийся способ.

ресурс 2 Вопрос 6, модель 3.60 Выполняет весь класс, используя видеопроектор.

V. Этап закрепления нового материала. 8 мин.

Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых задачах на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока – научимся применять полученные знания для решения задач.

Задание выполняет весь класс, используя видеопроектор: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72440082-0334-4a7e-8a26-e60c45c19540/8_156.swf

Работа в группах.

1 группа (ресурсы 3, 7)
2 группа (ресурсы 4, 7)
3 группа (ресурсы 5, 8)
4 группа (ресурсы 6, 8)

VI. Рефлексия. 3 мин.

Цель этапа: оценить собственную деятельность на уроке; поблагодарить друг друга за урок; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? (Отвечают учащиеся)

Учитель: О значении исследований Ома точно сказал профессор физики Мюнхенского университета Е. Ломмель при открытии памятника ученому в 1895 году: «Открытие Ома было ярким факелом, осветившим ту область электричества, которая до него была окутана мраком. Ом указал единственно правильный путь через непроходимый лес непонятных фактов. Замечательные успехи в развитии электротехники, за которыми мы с удивлением наблюдали в последние десятилетия, могли быть достигнуты только на основе открытия Ома. Лишь тот в состоянии господствовать над силами природы и управлять ими, кто сумеет разгадать законы природы. Ом вырвал у природы так долго скрываемую тайну и передал ее в руки современников».

– Оцените собственные достижения в бланке №1 Отметка «5» – 4-5 правильно выполненных задания, отметка «4» – 2-3 задания.

– А теперь вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого поменяйтесь листами и в соответствующей графе поставьте товарищу оценку. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также наблюдала за работой каждого из вас на уроке.

Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Достигнута ли ваша личная цель?

Как изменилось Ваше настроение?

VII. Заключительный этап. 1 мин.

Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания, которые вам пригодятся в обыденной жизни.

Домашнее задание: §14, составить синквейн по изученному материалу. По желанию из коллекции ЦОР «Проверь себя» вопросы №2, №6, №8 (Папка 2 на рабочем столе).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1760ae24-e6e1-4ddc-b3d7-b5766702d9f2/124.swf

Спасибо за урок!