Цели урока:
- Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.
- Показать своеобразие казачьей культуры.
- Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.
План урока:
- Характер культуры донских казаков.
- Язык донских казаков.
- Казачий костюм.
- Традиции военного быта казаков.
- Казачьи городки.
- Религиозные традиции казаков.
- Донской фольклор.
Проблемный вопрос: В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?
Ход урока
I. Повторение понятий
Дикое поле, казаки, майдан, казачий круг, культура.
II. Изучение нового материала
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:
«А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять.
Бывшим подневольникам – раздолье,
Чтобы заново свой в жизни путь начать…»
Беседа с обучающимися о том, почему именно эти строки взяты эпиграфом к уроку.
(Они отражают своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).
1. Характер культуры донских казаков.
Учитель: Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:
Приложение 1. Формирование донского казачества в диалоге культур.
Эти народы оказали влияние и на язык донских казаков.
2. Язык донских казаков.
Учитель: В чем своеобразие языка донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с дополнительным материалом, работая в группах. Приложение 2.
Учащиеся делают вывод о том, что влияние культуры русского народа отразилось в русскоязычии казачества. Однако язык казаков Дона включил в себя немало тюркских и украинских слов.
3. Казачий костюм.
Учитель: Как выглядел донской казачий костюм? Работа в группах с текстом старинной казачьей песни и рисунком «Костюм донских казаков в XVI-XVII вв». Приложение 3.
Выводы учащихся о самобытности казачьей одежды.
4. Традиции военного быта казаков.
Учитель: Донское казачество сложилось и существовало как воинское сообщество, что отразилось в его культуре, обычаях, традициях. Война и воинские умения считались наиболее достойным делом для мужчины, а обладание оружием и прочим боевым снаряжением – знаком отличия казака от представителей других групп населения, символом свободного, полноправного человека. Достижением военной культуры казаков можно считать созданный ими тип лёгкого судна – струга. На построенных ими стругах донцы выходили для ведения военных действий на Азовском и Чёрном морях.
Беседа с учащимися о преимуществах казачьих стругов.
Выводы учащихся о том, что военная добыча считалась у казаков законным итогом успешных боевых действий, а в походах за зипунами выступала в качестве основной цели. Наряду с охотой и рыболовством она обеспечивала в XVI-XVII веках существование казаков.
5. Казачьи городки.
Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.
Заполнение таблицы «Донские казачьи столицы» по рассказу учителя:
Хронологические рамки | Столица |
Работа с диаграммой «Рост казачьих городков». Приложение 4.
Выводы учащихся об увеличении количества казачьих городков в изучаемый период.
6. Религиозные традиции казаков.
Рассказ учителя: На Дону церквей было мало, поэтому часто казаки ездили на богомолье в русские монастыри. Излюбленное место их паломничества – удалённый от Дона Соловецкий монастырь. В 1652 году в Черкасске возвели войсковой Собор Воскресения Христова. Первоначально он был деревянным, а затем каменным. В среде донского казачества были приверженцы христианства, ислама, буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и военно-политических акциях войска.
7. Донской фольклор.
Учитель: О ком и о чем пели донские казаки? Работа с текстом казачьих песен по группам. Приложение 5.
Выводы учащихся о том, что донские казаки пели о любимой реке Дон, о героях-казаках, о верном спутнике казака – коне и т.д.
III. Итог урока.
В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?
Учащиеся делают вывод об особенностях культуры донских казаков:
- сложилась в результате взаимодействия многих народов;
- была культурой воинского сообщества;
- достижениями материальной культуры были казачьи городки и легкое боевое судно – струг;
- веротерпимость.
В конце урока группам предлагается из предложенных слов составить казачьи пословицы, поговорки, заповеди. Приложение 6.
Домашнее задание. О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», §4.
Литература:
- О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», – Ростов-на-Дону, ДИК: 2004.
- Н.В. Самарина, О.Г. Витюк «История Донского края. XVII-XIX век», – Ростов-на-Дону: ДИК, 2004.
- А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян «Казачий Дон: Очерки истории», – Ростов-на-Дону: 1995.
- Донские казаки в походе и дома. Альманах. – Ростов-на-Дону: 1991.
- М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920», – Ростов-на-Дону: «Логос», 1992.
- Хрестоматия по истории донского казачества, Составитель М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1994.