Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.
Задачи:
- Повторение характеристик этих звуков;
- Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам;
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов – паронимов;
- Развитие связной речи;
- Закрепление навыков чтения;
- Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Оборудование:
- Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
- Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
- Конверты со словами (для составления предложений);
- Письмо с загадками;
- Магнитофон;
- Карточки с заданиями;
- Тетради.
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).
Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).
Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).
-
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой – летом. (Заяц) -
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик) -
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – … (Лиса) -
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Любит рыбу, любит мед
И в малинник забредет. (Медведь)
ΙΙ. Сравнение звуков.
Логопед:
– Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?
Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)
– Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).
– Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?
Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.
ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «Телефон».
Логопед:
– Давайте поиграем!
Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:
са-за – ша – жа, оз – ош – ус – уш, ши – сы, зы-жи, са, шо, зо – жо, су – шу, зу-жу.
ΙV. Дифференциация звуков в слогах.
Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:
ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.
– Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.
Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу – зонт, лисе – бусы.
СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.
V. Дифференциация звуков в предложениях.
Логопед:
– Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.
мышка | кошка | напала | на |
Кошка напала на мышку.
мишка | шишка | на | упала |
Шишка упала на мишку.
– Какие звуки услышали в предложениях?
Запишите эти предложения в тетради.
VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.
Логопед:
– На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове
(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.
Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?
- Ш – шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
- С – самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
- Ж – жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
- З – заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.
VΙΙ. Физкультминутка.
Логопед:
– А теперь мы немного отдохнем!
Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?
«ДОЖДИК»
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю: на них рубашки
Стали, словно промокашки.
(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)
VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.
Логопед:
– Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.
(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:
МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.
– Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.
«Как медведь сам себя напугал»
Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!
(по Н. Сладкову)
Разгадывание кроссворда.
- Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
- В кроссворде написаны начальные звуки слов.
– Дети, ваша задача отгадать слова.
- Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
- Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
- Прочитаем его вместе.
ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.
Ответ: ШАРФ
Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?
По горизонтали:
- Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
- Кто ходит в иголках? (ежик)
По вертикали:
- Название животного, который спит в берлоге (мишка)
- Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)
Игра «Чемоданчики».
– Какие животные спрятались в чемоданчиках?
На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:
О, К, А, К, Ш (кошка) | Ф, Р, Ж, И, А (жираф) | |
Ы, М, Ш, А, К (мышка) | К, У, Ж (жук) | |
И, М, К, Ш, А (мишка) | ||
Л, Д, Ш, О, А, Ь (лошадь) | Я, З, А, Ц (заяц) | |
М, О, С (сом) | ||
С, А, О (оса) | З, О, К, А (коза) | |
Л, О, Н, С (слон) | Б, Е, Р, З, А (зебра) |
X. Подведение итогов, награждение.
Логопед: Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются всем детям. Всем спасибо!