Дифференциация звуков /с-ш/,/ж-з/

Разделы: Логопедия


Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.

Задачи:

  1. Повторение характеристик этих звуков;
  2. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам;
  3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов – паронимов;
  4. Развитие связной речи;
  5. Закрепление навыков чтения;
  6. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Оборудование:

  • Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
  • Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
  • Конверты со словами (для составления предложений);
  • Письмо с загадками;
  • Магнитофон;
  • Карточки с заданиями;
  • Тетради.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).

Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

  • Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке беленькой зимой,
    А в шкурке серой – летом. (Заяц)

  • Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ежик)

  • Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса,
    А зовут ее – … (Лиса)

  • Ходит летом косолапо,
    А зимой сосет он лапу.
    Любит рыбу, любит мед
    И в малинник забредет. (Медведь)

ΙΙ. Сравнение звуков.

Логопед:

– Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

– Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

– Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Телефон».

Логопед:

– Давайте поиграем!

Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

са-за – ша – жа, оз – ош – ус – уш, ши – сы, зы-жи, са, шо, зо – жо, су – шу, зу-жу.

ΙV. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

– Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.

Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу – зонт, лисе – бусы.

СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

V. Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед:

– Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.

мышка кошка напала на

Кошка напала на мышку.

мишка шишка на упала

Шишка упала на мишку.

– Какие звуки услышали в предложениях?

Запишите эти предложения в тетради.

VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.

Логопед:

– На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

  • Ш – шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
  • С – самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
  • Ж – жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
  • З – заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

VΙΙ. Физкультминутка.

Логопед:

– А теперь мы немного отдохнем!

Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

«ДОЖДИК»
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю: на них рубашки
Стали, словно промокашки.

(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.

Логопед:

– Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

– Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

«Как медведь сам себя напугал»
Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!
(по Н. Сладкову)

Разгадывание кроссворда.

  • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
  • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

– Дети, ваша задача отгадать слова.

  • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
  • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
  • Прочитаем его вместе.

ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.

Ответ: ШАРФ

Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

По горизонтали:

  • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
  • Кто ходит в иголках? (ежик)

По вертикали:

  • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
  • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

Игра «Чемоданчики».

– Какие животные спрятались в чемоданчиках?

На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

О, К, А, К, Ш (кошка)   Ф, Р, Ж, И, А (жираф)
Ы, М, Ш, А, К (мышка)   К, У, Ж (жук)
И, М, К, Ш, А (мишка)
Л, Д, Ш, О, А, Ь (лошадь)   Я, З, А, Ц (заяц)
М, О, С (сом)
С, А, О (оса)   З, О, К, А (коза)
Л, О, Н, С (слон)   Б, Е, Р, З, А (зебра)

X. Подведение итогов, награждение.

Логопед: Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются всем детям. Всем спасибо!