Бывая на море летом, часто видишь играющими с песком взрослых и детей. Песок завораживает, манит всех. И за какое-то мгновение взрослые превращаются в детей, они строят домики, города, пекут куличики, роют тунелли. Малышу стоит попасть в песочницу и его с трудом заберете обратно. Люди преображаются, играя с песком. Ведь он снимает внутренние зажимы и неуверенности, благоприятно влияет на общие психоэмоциональное состояние. Создавая постройки из песка ребенок уходит в себя, расслабляется, а песок «заземляет негативные эмоции».
Особенно важны игры с песком для детей с нарушением зрения.
Одной из важных потребностей детей с нарушением зрения является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития. Происходит развитие всех сохранных анализаторов, то есть игры с песком создают условия для осуществления сенсорного восприятия.
В этих играх хорошо развивается осязание и мелкая моторика. Осязание выступает мощным средством компенсации нарушения зрения, именно оно позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира. Осязание позволяет исследовать, сравнивать, позволяет лучше познать мир, позволяет на равных со зрячими детьми участвовать в игре.
Игры с песком позволяют решать следующие задачи:
- коррекция и развитие зрительного восприятия;
- развитие сохранных анализаторов;
- развитие мелкой моторики;
- коррекция и развитие пространственной ориентировки;
- развивается творческий потенциал, воображение;
- балансировка психических процессов (пассивные, вялые дети активизируются, а дети перевозбужденные наоборот успокаиваются);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (ребенок с нарушением зрения взаимодействует с другими детьми, они создают свой план действий, реализуют его, общаются друг с другом);
- стимулирование мозговой деятельности за счет массажного действия песка на биологически активные точки ладони.
Организовывая совместные игры педагога и детей с нарушением зрения в песочнице важно не заставлять ребенка строго выполнять определенную программу, он должен самовыражаться, проявлять инициативу, а не молчаливо соглашаться со взрослым, искать собственные нестандартные решения на поставленную задачу. Младшие дети уже знают, что из сухого песка ничего нельзя построить, но зато его можно просеять через сито, пересыпать тонкой струйкой, насыпать в бутылочки через воронку, так же малыши насыпают горки, копают ямки, лепят пирожки, делают куличики, строят заборчики, прокладывают дорожки. Но ведь если педагог предложит собрать все куличики вместе, то они с ребенком могут играть в «Пекарню», или построить всевозможные башни разной формы и величины (игра «Строители»). Малыши любят варить песочные каши, печь тортики и этими угощениями кормить зверюшек, кукол (игры «Гости», «Столовая»).
Но часто бывает так, что у ребенка с нарушением зрения что-то не получилось и он дает выход своему гневу. В этот момент важно оказаться рядом педагогу и помочь выйти ребенку из сложившейся ситуации. Для этого случая подходит игра с песком «Победитель». Можно научить ребенка без болезненно для своего самолюбия справиться с гневом, не ожидая при этом наказания. Он может с силой сжать песок, утрамбовать песок кулачком или слепить пирожок, нарисовать глазки, рот, нос (это злость, обиды ребенка). Над пирожком-злюкой произнести волшебное заклинание «Улыбка, радость приди к нам» и пирожок разрушить. Поверхность песка выравнивается ладошкой, а затем ладони ребенка засыпаются сухим песочком (далее педагог может поиграть в «Сапера», роль сапера выполняет он), или поиграть в «Песочный дождь» (сухой песочек сыплется из правой руки на ладонь левой и наоборот по несколько раз), «Песочный водопад» (на вытянутые вперед ладони педагог очень медленно из ведерка высыпает сухой песочек, а ребенок закрыв глазки, представляет, что он руками дотрагивается до водопада).
Если бы педагог вместо игры ругал ребенка, требовал не злиться, успокоиться, то наоборот, он лишь вызвал бы дополнительные отрицательные эмоции, агрессию и усилил бы чувство вины за плохое поведение. Лучше все превратить в игру. Если ребенок еще маленький, то взрослый помогает ребенку («Рука в руке») рисовать личико у пирожка-злюки.
Обучая играм с песком детей с нарушениями зрения важно научить их безопасной игре с ним, что нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, на сверстников. Педагог должен создать условия, соответствующие гигиеническим, так и педагогическим требованиям, создать естественную стимулирующую среду и постоянно заботиться о насыщенности материалов, чтобы игра ребенка не потеряла познавательного смысла и не приобрела характер однообразной деятельности.
Игры в этом возрасте позволяют устанавливать доверительные отношения между педагогом и ребенком. Ребенок более осмысленно и быстро осваивает правила поведения со сверстниками, легче идет общение с ними. Педагог помогает ребенку освоить знания об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Дети с нарушением зрения старшего дошкольного возраста играют с большим удовольствием песком, организуют такие игры: «Магазин», и «Пекарня» (но уже изделия делят пополам, на четверти), «Песочные лабиринты» (придумывают задания, закапывают клады, «секретики», сверстники находят их), закладывают «мины» (роль «мин» выполняют игрушки, ребенок должен их найти) и играют в «Саперов» (рука одного из играющих засыпана песком, задача играющего «сапера» - откапать «мину», не дотрагиваясь до нее. Еще они строят города (с площадями, скверами, домами, гаражами), замки (с высокими башнями и шпилями, украшая его стены узорами, цветами ….), домики для кукол и зверей, строят «Зоопарк», «Ферму». А чтобы игры детей были намного интересней необходим дополнительный материал: дощечки, палочки, камушки, машинки, разнообразные мелкие игрушки, также разного цвета, объема, конфигурации формочки, ведерки разных размеров, грабли, совочки, небольшие сита, пластиковые баночки, стаканчики, бутылочки…
Очень нравится детям с нарушением зрения рисовать на мокром песке. Младшие дети рисуют прямые линии-дорожки, волнистые линии превращаются в волны, рисуют разные фигуры, домики, елочки, солнышко.
Более старшие дети рассматривают песок через лупу. Рассматривая песчинки разной формы и размера эти дети уже знают, что песчинки – это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней. С помощью отпечатков формочки на мокром песке можно рисовать смайлики (ребенок обучается графическим способом обозначения эмоций человека: страх, радость, грусть, удивление…), орнаменты. Дети рисуют целые картины на песке, превращая нарисованные педагогом линии и фигуры в изображения (треугольник превращают в крышу дома, рыбий хвостик, нос ракеты, гору, ушки животного и т.п.; прямоугольник – в дом, ракету, автобус, книгу, вагон, конверт, кузов машины, тележку…), а отпечаток своей ладони превращают в чудо-птицу, если ребенок пофантазирует, то появится что-то необыкновенное, он проявит свою индивидуальность. Взрослый должен отнестись ко всему с уважение и интересом. В этих играх у детей с нарушение зрения развивается, гармонизируется его эмоциональная сфера - развивается координация и глазомер, а благодаря необходимости поиска новых образов фантазия становится намного ярче.