Технология сотрудничества как средство развития диалоговой компетенции на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (930 кБ)


Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда активный человек, действия которого пересекаются с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой педагогики, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Осознание необходимости владения языком пришло в наше общество, знание иностранного языка стало жизненно важным. Однако трудности на пути овладения иностранным языком особенно в общеобразовательной школе не убавилось. По прежнему основными из них являются: недостаток устной активной практики в расчёте на каждого ученика; отсутствие индивидуализации и дифференциации обучения. Как известно цель обучения иностранного языка в школах состоит в коммуникативной компетенции.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь использовать все возможности для индивидуального развития каждого ребенка.

* * *

Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения (жесты, мимика), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи, синтаксическое оформление высказывания.

Диалог связан с тремя умениями, обеспечивающими ход беседы:

Первое умение – стимулирование высказывания собеседника. Оно может быть в виде вопроса (Can you play chess? ), утверждения ( Lets play ) или просьбы (Help me, please).
Второе умение – реагирование на речевой стимул.

Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство.

Диалогическое единство определяется Н.Ю. Шведовой как «Соединение реплик, характеризующейся структурной, интонационной и семантической законченностью». Наиболее распространены четыре типа диалогических единств:

  • Вопрос-утверждение: Are you going home? – No, Iam staying at school.
  • Вопрос-вопрос: Are you going home? – Why do you ask me?
  • Утверждение-утверждение: I am going home. – So am I
  • Утверждение-вопрос: I am going home. – Why are you going home?

Третье умение –  развертывание реплики-ответа, придание высказываниям характера беседы. Например:

Вопрос-утверждение:

– Have some more fish?
– No, thank you. It is very nice, but I cant eat any more.

Утверждение-утверждение:

– This is a box of sweets for you.
– Thanks a lot. I like sweets very much.

Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями. На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:

  • восприятие собеседника и ориентировка в ситуации;
  • формирование содержательной стороны высказывания;
  • языковое оформление мысли и восприятия реплик партнера по общению.

На начальном этапе обучения английскому языку учитель в своей работе использует определенные методические приемы. Так, вводя слова, словосочетания или фразу, подбирает определенные ситуации, которые показал бы учащимся функцию, назначение этих лексических единиц в общении, то, что с их помощью можно передать в речи. Например, назвать предмет, охарактеризовать его свойства (цвет, размер, качество), указать количество, местоположение предмета, назвать действие, соотнести его с настоящим, будущим или прошедшим  временем. Если же единицы языка подаются вне ситуации и акцент дается только на форму и значение  и не приводится пример их употребления, то нарушается принцип коммуникативной направленности, что сказывается  на интересе учащихся к освоению. Установлено, что материал запоминается при многократном повторении в различных ситуациях речевого общения, приносящих каждый раз что- то новое. Все используемые упражнения при этом имеют коммуникативную направленность. Устное общение представляет собой активное взаимодействие говорящего и слушающего в ходе овладения материалом, обеспечивающим участие каждого школьника в данном процессе.

Диалогическая речь всегда мотивирована. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои чувства и мысли создается определенными условиями. Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывают у учеников потребность «выразить самого себя». Это возможно при создании благоприятного психологического климата. Благоприятные условия располагают детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. Учитель постоянно показывает учащимся их продвижение и достижения в овладении диалогической речью.

Речь носит обращенный характер. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое индивидуальное. Так, если учащийся рассказывает о своей любимом животном, да еще показывает фотографию, он «создает» себе слушателя, и его речь приобретает обращенный характер.

Типы упражнений и заданий, позволяющих формировать и развивать диалоговую компетенцию

Среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения), сказки, стихотворения. Этюды, использование рисунков и фотографии, моделирование и анализ заданных ситуаций, использование музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.

Ролевые игры

Игра - опосредованный способ связи ребенка с окружающим миром – является своеобразной школой эмоций, важнейшим инструментом, позволяющим формировать эмоциональный мир детей. Игра в значительной мере повышает мотивацию ребенка к изучению иностранного языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность преодолеть ребятам стеснительность, мешающую свободно управлять в речи иностранными словами, благотворно сказывается на результатах обучения.
Приведу один из примеров такой игры. Fortune Teller (предсказатель судьбы). Дети следуют инструкциям, чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Дети раскрашивают 4 внутренние поверхности разными цветами, затем пишут цифры о 1 до 8 снаружи и под ними – различные позитивные послания на английском языке, например, «You’re great!?», «You’re wonderful!!» и т.д. Ученики по очереди играют в парах, например:

– What’s your favorite number?
– Four
– One…Two…Three…Four. What’s your favorite  co lour?
– Red

R-e-d (ученик произносит слово по буквам, а заем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой  «4»: «You are great»!

Обеспечивая языковую и речевую опоры для обработки вопроса « What’s your favorite?» и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнерами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая, таким образом, чувство собственного достоинства и самоуважения. Упражнения, подобные «Предсказателю судьбы», могут способствовать осознанию деьми своих эмоций в этот момент, когда другие говорят им приятные слов,  проанализировать способы управления взаимоотношениями с партнерами по общению.

Ролевые игры являются эффективным средством создания мотивации к иноязычному общению. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации и дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя при этом как вербальные, так и невербальные средства общения.

Сказки на иностранном языке являются легко доступным ресурсом, который обеспечивает прекрасную возможность интегрировать развитие основных аспектов эмоционального интеллекта в процессе изучения иностранного языка естественным, эффективным и доставляющим удовольствие способом. Среди важнейших функций сказки выделяется функция формирования жизненных сценариев и типов поведения. Благодаря простоте и доступности материала, близости к внутреннему миру ребенка, своеобразным формам организации материала, сказка, являясь важнейшим средством обучения иностранному языку на начальном этапе, способствует и развитию эмоционального интеллекта ученика

Создание стихотворений об эмоциях в парах или группах. Класс делится на группы, и к каждой группе выдается начальная строка стихотворения, написанная на карточке. Например, «I feel Happy / sad / angry / frightened when …

Каждый ребенок получает полоску бумаги, на которой он должен написать свой вариант концовки предложения. Когда ученики готовы со своими предложениями, они читают их друг другу в группах и вместе раскладывают их в таком порядке, чтобы получилось осмысленное стихотворение. На данном этапе детям разрешается редактировать, менять или что–либо добавлять в свои предложения. Затем ученики все вместе придумывают последнюю строку стихотворения, начинающуюся со словами «But… » и пишут финальную версию своего стихотворения. Приведем  пример одного из возможных вариантов:

I feel angry when/…
I get a bad mark
My mother shouts at me
I am ill
But really Iam kind!

Позволяя детям открыто выражать свои эмоции, данное упражнение вовлекает их в совместную работу на основе сотрудничества. Оно может выполняться на начальном этапе изучения  иностранного языка, поскольку индивидуально от детей требуется лишь написать одно-два кратких предложения.

Песни на иностранном языке являются одной из любимых детьми форм занятий. Помимо самого процесса выполнения, который включают в себя коллективное творчество и сотрудничество во время пения под музыку, само содержание песен может способствовать развитию у детей  эмоциональной гармонии с одноклассниками, чувства единения и умения работать в группах

Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве учеников друг с другом и с учителем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед индивидуальной деятельностью, которые зависят от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности.

Урок английского языка в 8 классе, УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English»

Тема: «Mass Media»

Цели обучения:

  • обобщить лексические единицы, грамматические структуры по теме Mass Media;
  • научить переносить знания в новую ситуацию общения;
  • практиковать в диалогическом общении;

Цели развития:

  • развивать познавательные процессы, память, воображение, внимание;
  • развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, логическое и образное мышление;
  • формировать познавательные умения; задавать вопросы и отвечать на вопросы;
  •  развивать аудитивные навыки учащихся: понимание речи учителя, одноклассников;
  • развивать и формировать интеллектуальную сферу.

Цели воспитания:

  • воспитывать инициативность и активность в беседе;
  • воспитывать чувство ответственности перед классом;
  • воспитывать желание общаться на английском языке;
  • воспитывать этику взаимоотношений.

Цель методическая: создать на мероприятии условия для проявления познавательной активности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Getting information is one of daily necessities of a human being. That is why the mankind can not do without Mass Media^ press, radio, TV and the Internet. Today at our lesson we should speak about different means of communication (слайд 1).

T: Look at the screen. You can see TV, newspaper, tabloid, the Internet, radio. Be ready to answer my questions  (слайд 2):

– Which media is the most popular in your family
– What is the most convenient media?
– What is the most useful?
– What could you say about the most modern means of communication?
– Is it expensive way of communication?
– What is a tabloid?
– Is it interesting to read tabloids?
– What is the cheapest way of Communication?

III. T: We have spoken the advantages of modern Mass Media and if we think disadvantages of different Mass Media. Can you name any of them? Give your reasons, please (слайд 3).

T: Look at the screen. You can use these expressions.

– If we watch TV a lot we…
– When we often use the Internet we…
– When we play computer games a lot we….

IV. T:  Now we shall listen to the tape about TV broadcasting companies in different countries. You should listen and fill in the table with the names of broadcasting companies (слайд 4).

«Russia» «Kultura»
The USA  
Britain  
Canada  

T: Please, name the famous companies in Britain (the USA, Canada, Russia) Lets check your answers

V. T: To my mind TV is one of the most useful inventions (слайд 5)

– Do you like to watch TV?
– What do you like to watch on TV?

– talk shows;
– sport programmers;
– films;
– news.

– Who is your favorite TV commentator (слайд 6)?
– What kind of news do they present (political, economic, cultural, sport)?
– Who speaks about your favorite commentator?

VI. T: We continue our talk about Mass Media. Lets speak about newsreaders. The newsreader is an image of the channel (слайд 7).

– What are the names of the newsreaders on our local TV?
– What do they usually wear (dresses, suits, T-shirts)?
– What can you say about the language they speak?
– Is it grammatically correct and tactful?
– Do you want to be a newsreader?

VII. T: next job on TV is reporter (слайд 8)

– Is being a reporter a dangerous job?
– Who wants to be a reporter?
– Have a try (выступление ребят в роли репортера)

T: Let’s listen to the info about a well-known Russian reporter Artyom Borovik (слайд 9). Sorry to say, our life is full of troubles. But we should always hope for the best.

VIII. Lets have a rest. Song about radio (слайд 10).

T: Radio someone still loves you.

– Have you got a radio?
– Have you ever herd a radio talk show?
– What was it about?

(Рассказ ученика о радио)

VIII. T: Newspapers in our life. Do you read newspapers? Let me introduce our local newspapers. (Рассказ учеников о газете Троицкая Ярмарка и Метро) (слайд 11).

IX. I think about books… Are books media too? Reading is  special world full of adventures and joy.

– Who thinks that reading books makes people smarter? Why (слайд 12)?

(Рассказ ученика о CDкнигах)

X. T: At last what could you say about the most modern means of communication the Internet?

Рассказученика (слайд 13)     

XI. In conclusion it is impossible to overestimate the role of radio and TV nowadays. There are numerous TV and radio programmers that not only entertain but they are our teachers, advisers, partners, friends and the most amusing company (слайд 14).