"Внутренние воды Африки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать представление о внутренних водах Африки;
    • выяснить факторы, влияющие на внутренние воды материка;
    • продолжать умение  работать с географической картой
  • Развивающие:
    • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты;
    • устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
    • развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом;
    • развитие внимания, памяти, воображение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи;
    • формировать умение слушать своих одноклассников.

УДД:

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, учеников, самим задавать вопросы, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Оборудование: География материков и океанов 7 кл.: Атлас. –  М.: Дрофа, 2011. Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. –  М.: Дрофа, 2007 г. контурная  карта, компьютер, интерактивная доска, карандаш, ручка.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало:

–  приветствие
–  проверка подготовки класса к уроку
–  отметить отсутствующих

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках
– На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.

Познавательные УУД:
 
– смысловое чтение,
поиск и выделение необходимой информации
– извлечение необходимой информации
– построение логической цепи рассуждений
 
II. Изучение нового материала

Первый этап работы:  чтение текста параграфа № 27.

Учащимся предлагается открыть учебники  на стр. 112, параграф №27.

Открыть атласы стр. 24.

Знакомимся  с материалом, который мы сегодня будем изучать, обсуждать, моделировать виртуальную презентацию. (Учащиеся читают текс параграфа №27, в каждом абзаце выделяют главную мысль, находят объекты на карте, рассматривают иллюстрации к параграфу).

Осознанное чтение материалов учебника.

Коммуникативные УУД:

– планирование учебного сотрудничества
– сотрудничество в поиске и сборе информации

Примерные ответы учащихся:

Много крупных рек
Реки распределены неравномерно.

Нил – 6671 км
Исток  Восточно-Африканское плоскогорье, протекает через оз. Виктория.
Верховья  и средняя  часть горные, много порогов и водопадов.
В  нижнем течении течёт по равнине: медленно, спокойно– это Белый Нил.
У г. Хартум  сливается с Голубым Нилом, стекающим с Эфиопского нагорья.
После слияния р. Нил, широкий, полноводный.
Нил, течёт через плато, много порогов и водопадов. Для судоходства построена плотина в близи  г. Асуан.
Впадает Нил в Средиземное море,  образует дельту.
Нил загадка для местных жителей, т.к.  полноводна.
Значение:  орошение.

Коног (Заир) – 4320

Пересекает два раза экватор.
Многоводна  весь год.
Протекает по уступам плоскогорий  много водопадов и и порогов.
Нет дельты.
Устье Атлантический океан.

Нигер

В среднем течении – равнинная река, в верховьях и низовьях  много порогов и водопадов.
Значение: орошение

Замбези (2574 км) – река впадающая в Индийский океан.
Водопад Виктория: ширина 1800м, высота 120м.
Гул, грохот, много брызг– радуга. Местные называют водопад «гремящий дым».
Значение: плотины. ГЭС, водохранилища.

Озёра:

Много озёр на Восточно-Африканском плоскогорье
Танганьика ширина 50-80 км. длина 650 км. Глубина 1435м.
Виктория – самое большое по площади.
Котловина этого озера находится в прогибе платформы. Глубина 40 м, берега пологие, изрезаны.
Часты ураганы+ грозы= штормы.
Чад – мелководное, глубина  4-7 м. Площадь зависит от осадков, разлива впадающих рек. Берега заболочены.

Значение рек и озёр:

1. Орошение
2. ГЭС
3. Лов рыбы
4. Водоснабженеи
5. Водные пути

Личностные УУД:

осмысленное приобретение знаний;
– установка связи между целью и учебной деятельностью и её мотивацией;
какой смысл в данной работе.

Регулятивные УУД:

обеспечивающие организацию учебной деятельности:
планирование определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
составление плана ипоследовательности действий;
– прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Коммуникативные УУД:

– умение слушать и вступать в диалог;
– участвовать в коллективном обсуждении;
контроль;
– коррекция.

 

Второй этап: декомпрессия – сжатие прочитанного материала

Много крупных рек
Реки распределены неравномерно.

Нил – 6671 км
Конго (Заир) (4320)
Нигер    
Замбези    
Водопад Виктория .
Озёра: много озёр на Восточно-Африканском  плоскогорье
Танганьика   
Виктория
Чад  

Значение рек и озёр:

1. Орошение
2. ГЭС
3. Лов рыбы
4. Водоснабженеи
5. Водные пути

Познавательные, т.к. моделирование и структурирование информации.
Коммуникативные, т.к. участвовать в коллективном обсуждении.
Третий этап: Моделирование виртуальной презентации

Моделировать – исследовать  объекты  познания на их моделях.
Виртуальный –  воображаемый.
Презентация – представление продукта.

– Начинаем формировать, заполнять слайды – текстом, схемами, рисунками.

Личностные
какой смысл в данной работе
нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные
–  планирование учебного сотрудничества
–  сотрудничество в поиске и сборе информации
– Открываем тетрадь, записываем число: 7.12. 12.
– О чём текст параграфа? (Реках и озёрах Африки)

Реки и озёра – это внутренние воды.

– Разве только реки и озёра относятся к внутренним водам? (Нет)
– Какие ещё виды внутренних вод мы знаем? (Ледники, подземные воды, болота).
– Но в тексте параграфа об этом умалчивается…

Презентация

Первый слайд:

Тема: Внутренние воды Африки.
– Кто выполнил данную, работу пишем в правом нижнем углу, а также руководителя данного проекта.

Второй слайд.

Цели:

1. Сформировать представление о внутренних водах Африки.
2.Выяснить факторы, влияющие на внутренние воды материка.
3. Развивать умение работать с географической картой.

Третий слайд:

Много крупных рек
Реки распределены неравномерно.
Рисунок: физическая карта Африки.

Четвёртый слайд:

Нил6671 км
Будем характеризовать р. Нил  
Исток  Восточно –Африканское плоскогорье, протекает через оз. Виктория.
Верховья  и средняя  часть горные, много порогов и водопадов.
В  нижнем течении течёт по равнине: медленно, спокойно–  это Белый Нил.
У г. Хартум  сливается с Голубым Нилом, стекающим с Эфиопского нагорья.
После слияния р. Нил, широкий, полноводный.
Нил, течёт через плато, много порогов и водопадов. Для судоходства построена плотина в близи  г. Асуан.
Впадает Нил в Средиземное море,  образует дельту.
Нил загадка для местных жителей, т.к.  полноводна.
Значение:  орошение.
Иллюстрации р. Нил

Пятый слайд:

Пересекает два раза экватор.
Многоводна  весь год.
Протекает по уступам плоскогорий  много водопадов и и порогов.
Нет дельты.
Устье Атлантический океан.
Иллюстрации р. Конго

Шестой слайд:

Нигер.
В среднем течении – равнинная река, в верховьях и низовьях  много порогов и водопадов.
Значение: орошение.
Иллюстрации р. Нигер

Седьмой слайд:

Замбези – река, впадающая в Индийский океан.
Водопад Виктория: ширина 1800м, высота 120м.
Гул, грохот, много брызг–  радуга. Местные называют водопад «гремящий дым».
Значение: плотины, ГЭС, водохранилища
Иллюстрации р. Замбези

III. Практическую работа

Каждому ученику выдаю таблицу, первый ряд заполняет таблицу, характеризуя р. Нил.
Второй ряд характеризует р. Шари.
Третий ряд характеризует р. замбези

План

Ответы

1. Название  река Нил
2. Исток Восточно-Африканское плоскогорье.
3. Устье Средиземное море
4. Направление Течёт с юга на север
5. Влияние рельефа на  характер течение Верховья горные, низовья равнинные
6. Питание реки Атмосферные осадки, подземные воды.
7. Режим реки Полноводна весь год транзитная река,
зависит от климатических поясов

 

План

Ответы

1. Название  Река Шари
2. Исток Образуется слиянием рек Уам, Баминги и
Грибинги
3. Устье Оз. Чад
4. Направление С ю-в на с-з
5. Влияние рельефа на  характер течение Равнинная.
6. Питание реки осадками в летний  и осенью период
7. Режим реки паводок  летом, пересыхает –  вади.

 

План Ответы
1. Название река Замбези
2. Исток  болота Замбии
3. Устье Индийский океан
4. Направление С запада на восток
5. Влияние рельефа на  характер течение Порожистая, с водопадами.
6. Питание реки дождевое
7. Режим реки В сезон дождей наводнение

Реки Африки относятся к трём областям стока:

1. Атлантический океан – 51 %
2. Область внутреннего стока–  31%
3. Индийский океан – 18%

Почему?

Восьмой слайд:

Озёра: Много озёр на Восточно-Африканском плоскогорье
Танганьика ширина 50-80 км. длина 650 км. Глубина 1435м.
Иллюстрации озера Танганьика.
Виктория –  самое большое по площади.
Котловина этого озера находится в прогибе платформы. Глубина 40 м, берега пологие, изрезаны.
Часты ураганы + грозы = штормы.
Иллюстрации озера Виктория.
Чад – мелководное, глубина  4-7 м. Площадь зависит от осадков, разлива впадающих рек. Берега заболочены.
Иллюстрации озера Чад.

Девятый слайд:

Значение рек и озёр:

1. Орошение
2. ГЭС
3. Лов рыбы
4. Водоснабженеи
5. Водные пути

Десятый слайд:

Выводы по целям:

1.Сформировали  представление о внутренних водах Африки.
2.Выяснили  факторы, влияющие на внутренние воды материка.
3. Развивали умение работать с географической картой.  

Одиннадцатый слайд:

Закрепление изученного материала.

Вопросы:

Нанесите на контурную карту, ответы на  вопросы:

1. Самая длинная река Африканского континента? (Нил)
2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)
3. На какой реке находится водопад Виктория? (Замбези)
4. Какое озеро называют кочующим? (Чад)
5. Какие озёра Африки родственники нашего Байкала? (Танганьика, Ньяса)
6. Правый приток реки Конго. (Река Убанги)
7. Древние египтяне называли её “священной рекой”, обожествляли её. (Нил)
8. В этой строчке из стихотворения К.И. Чуковского есть название ещё одной африканской реки.“И сел на орла Айболит И одно только слово твердит –  …, …, …” (Лимпопо)
9. Назовите озеро котловина которого находится в  пологом прогибе платформы. (Виктория)
10. Какая река впадает в Гвинейский залив? (Нигер)
11. Какая река впадает  в озеро Чад? (Шари)

Меняемся работой с соседом по парте. Проверяем.

Если 11-10 правильных ответов, оценка «5»
Если 9-8 правильных ответов, оценка «4»
Если 7-6 правильных ответов, оценка «3».

 Двенадцатый слайд:

Домашнее задание:  № 27. Создать настоящую презентацию по данной теме.
Показ готовой презентации.
Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания».
(П. Фани, А. Мамфолд)

Личностные:

– осмысленное приобретение знаний
– установка связи между целью и учебной деятельностью и её мотивации

Коммуникативные:

–  планирование учебного сотрудничества
–  сотрудничество в  обработке  информации

Познавательные – анализ с целью выделения главного
–  самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели
–  поиск и выделение необходимой информации
– включая моделирование;
– умение структурировать знания

Коммуникативные:

–  умение слушать, вступать в диалог
–  участвовать в коллективном обсуждении 
–  планирование учебного сотрудничества
–  сотрудничество в  обработке  информации

Регулятивные:

целеполагание
коррекция