Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Цель учителя: познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ш] и буквами “Ш, ш”, обозначающими этот звук на письме.
Результат урока: формирование универсальных учебных действий.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- узнавать и называть буквы “Ш, ш”;
- развивать фонетический слух учащихся: уметь выделять звук [ш] в речи;
- различать слова-названия предметов и слова-действия предметов;
- находить рифмы в стихотворении.
2. Метапредметные:
Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные УУД: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли
Форма проведения урока: организация учебной деятельности
Средства обучения: записи на доске, индивидуальные сигнальные карточки, материал учебника “Букварь” (Т.М.Андрианова “Планета знаний”), материал рабочей тетради к “Букварю”
Этап урока |
Содержание |
Функции учителя |
Действия учащегося |
Результат |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку | Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Все ли у вас в порядке? На месте ли книжки, тетрадки? Молодцы, ребятки! Обращение на доску (СДД – приложение 1) схематическая запись высказываний учащихся – Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Фиксирует ответы детей) |
Приветствуют учителя, самопроверка
готовности к уроку – Мы учим звуки, буквы, учимся писать слова, предложения. |
Готовность к уроку Умение принимать учебную задачу, наблюдение |
2.Актуализация имеющихся и необходимых знаний. | Работа с записями на доске Подготовительная работа Наблюдение над звуками Анализ звуков |
– Хочется услышать, что вы знаете об
этих буквах. На доске запись: Б у Г а П ы В К и Т о Ж – Прочитайте буквы. |
Читают буквы, задают вопросы друг другу. | Установление уровня овладения знанием. Умение задавать вопросы и отвечать на них. Оценка другого “я” |
– Придумайте свои вопросы. | Задают вопросы друг другу | |||
Выделение нового звука | – Как вы думаете, у нас сегодня урок
повторения или урок “открытия новых знаний”?
Почему? – Для этого мы поиграем в игру “Что слышишь?” |
– Урок “открытия” новых знаний. – Мы будем знакомиться с новым звуком и новой буквой. |
||
– Какой звук повторяется в
стихотворении? Шуршат осенние кусты, |
Произносят и выделяют звук [ш]. | |||
– Какие слова с этим звуком вы услышали? – Знакомились мы с этим звуком раньше? Дайте характеристику этому звуку. – Какая же тема нашего урока? |
– Шуршат, камыш, шурша, мышь, спешит,
шесть, шустрых, мышат. – Согласный (т.к. воздух встречает преграду), глухой (звук произносится без голоса), твёрдый. – Изучение нового звука, новой буквы. |
|||
– Произнесите этот звук протяжно. На что похож звук? (как шумит чайник при кипении, как шуршат осенние листья под ногами, какой звук издаёт змея) | – На звук, который возникает, когда шипит масло на сковороде, шипит змея, гусь. | |||
3. Постановка учебной задачи | Выявление проблемы | – А можем ли мы найти ему мягкую пару? – Давайте подберём ещё слова с новым звуком и понаблюдаем за ним. |
Произносят слова со звуком | |
4. Открытие нового знания. | Знакомство с новой буквой. | – А сейчас я вам загадаю загадки, помогут мне в этом ребята, которые уже умеют хорошо читать (приложение 2) | Читающие дети загадывают загадки,
остальные – отгадывают. – Шкаф, шуба, шишка. |
Формирование нового учебного знания |
– В какой части слова находится звук [ш]? – Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий. |
Учащиеся отгадывают, дают характеристику звуку. | |||
– Какой вывод делаем? – Кто
попробует ответить на вопрос, чем так необычен
звук [ш]? |
– Звук всегда твёрдый. – Шипящий, всегда твёрдый. Оценивают себя +, -. |
|||
Ф и з м и н у т к а | – Ну а теперь что мы должны узнать? – Где мы можем найти ответ на наш вопрос? – Откройте букварь на стр.67. – Этот звук в русском языке обозначается буквой Ш,ш (ша) |
Проводят дежурные класса – Какой
буквой обозначается этот звук в русском языке. |
||
– Сравните заглавную и маленькую букву. – На что похожа буква Ш? |
– Они похожи, отличаются размером. – Гребешок, ковш экскаватора, вилы |
|||
5. Первичное закрепление. | Чтение слогов и слов с буквой Ш | – Прочитайте слова по столбикам. Читаем 1 столбик. | 1-ый ребенок читает 1 столбик. | Наблюдение, анализ, сравнение. |
– Что общего в этих словах? | – Это названия букв. | |||
– Читаем 2-4 столбики. Что общего в этих словах? Как мы называем эти слова? | – Одинаковая часть. Это родственные слова. | |||
– Найдите слова, которые отвечают на
вопрос КТО? – На вопрос ЧТО? |
– шут, шалун, шалуны, шутник – шумок, шутка, шалости |
|||
– Читаем 5 столбик. Что общего в этих
словах? – Какое следующее задание приготовил нам Букварь? |
– Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? – Прочитать скороговорки. |
|||
– Что такое скороговорка? Почему так
назвали? – Кто прочитает? – Какой звук часто повторяется? |
– Надо скоро, быстро говорить. Чтение скороговорок – Звук [ш]. |
|||
Работа в тетради. | – А сейчас я прочитаю вам
стихотворение, а вы мне назовете схожие по
звучанию слова в конце строк(чтение
стихотворения) – Почему автор подобрал такие слова? – Откройте тетради на стр.32, выполните задания. |
– Чтобы была рифма. Выполняют работу в рабочих тетрадях. |
||
6. Итог урока | Рефлексия | – Что мы выполнили из того, что
запланировали? Решили ли мы поставленную задачу (возвращается
к схеме СДД) – У всех ли это получилось? Покажите знаком +, -. – Почему ты так себя оценил? |
Оценка, самооценка учащихся. Прием незаконченных предложений: обращение к себе, к другим “я” (приложение 3) |
Умение оценивать результат собственных действий, действий других учащихся. |