Урок по теме "Звук [ш], буква Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Цель учителя: познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ш] и буквами “Ш, ш”, обозначающими этот звук на письме.

Результат урока: формирование универсальных учебных действий.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • узнавать и называть буквы “Ш, ш”;
  • развивать фонетический слух учащихся: уметь выделять звук [ш] в речи;
  • различать слова-названия предметов и слова-действия предметов;
  • находить рифмы в стихотворении.

2. Метапредметные:

Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные УУД: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли

Форма проведения урока: организация учебной деятельности

Средства обучения: записи на доске, индивидуальные сигнальные карточки, материал учебника “Букварь” (Т.М.Андрианова “Планета знаний”), материал рабочей тетради к “Букварю”

Этап урока

Содержание

Функции учителя

Действия учащегося

Результат

1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки, тетрадки?
Молодцы, ребятки!

Обращение на доску (СДД – приложение 1) схематическая запись высказываний учащихся

– Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте?

(Фиксирует ответы детей)

Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку

– Мы учим звуки, буквы, учимся писать слова, предложения.

Готовность к уроку

Умение принимать учебную задачу, наблюдение

2.Актуализация имеющихся и необходимых знаний. Работа с записями на доске
Подготовительная работа
Наблюдение над звуками
Анализ звуков
– Хочется услышать, что вы знаете об этих буквах.

На доске запись:

Б у Г а П ы В К и Т о Ж
[б], [д'], [л], [в'], [т'], [п], '[ф']

– Прочитайте буквы.
– Прочитайте звуки.
– Какая буква не может обозначать мягкий звук?

Читают буквы, задают вопросы друг другу. Установление уровня овладения знанием.

Умение задавать вопросы и отвечать на них.

Оценка другого “я”

  – Придумайте свои вопросы. Задают вопросы друг другу  
Выделение нового звука – Как вы думаете, у нас сегодня урок повторения или урок “открытия новых знаний”? Почему?

Для этого мы поиграем в игру “Что слышишь?”

– Урок “открытия” новых знаний.

– Мы будем знакомиться с новым звуком и новой буквой.

 
  – Какой звук повторяется в стихотворении?

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.

Произносят и выделяют звук [ш].  
  – Какие слова с этим звуком вы услышали?
– Знакомились мы с этим звуком раньше? Дайте характеристику этому звуку.
– Какая же тема нашего урока?
– Шуршат, камыш, шурша, мышь, спешит, шесть, шустрых, мышат.
– Согласный (т.к. воздух встречает преграду),   глухой (звук произносится без голоса), твёрдый.
– Изучение нового звука, новой буквы.
 
  – Произнесите этот звук протяжно. На что похож звук? (как шумит чайник при кипении, как шуршат осенние листья под ногами, какой звук издаёт змея) – На звук, который возникает, когда шипит масло на сковороде, шипит змея, гусь.  
3. Постановка учебной задачи Выявление проблемы – А можем ли мы найти ему мягкую пару?
– Давайте подберём ещё слова с новым звуком и понаблюдаем за ним.
Произносят слова со звуком  
4. Открытие нового знания. Знакомство с новой буквой. – А сейчас я вам загадаю загадки, помогут мне в этом ребята, которые уже умеют хорошо читать (приложение 2) Читающие дети загадывают загадки, остальные – отгадывают.

– Шкаф, шуба, шишка.

Формирование нового учебного знания
  – В какой части слова находится звук [ш]?
– Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий.
Учащиеся отгадывают, дают характеристику звуку.  
  – Какой вывод делаем?

– Кто попробует ответить на вопрос, чем так необычен звук [ш]?
– Насколько вы довольны своей работой на уроке?
– Я тоже очень довольна вашей работой.

– Звук всегда твёрдый.

– Шипящий, всегда твёрдый.

Оценивают себя +, -.

 
Ф и з м и н у т к а – Ну а теперь что мы должны узнать?
– Где мы можем найти ответ на наш вопрос?
– Откройте букварь на стр.67.
– Этот звук в русском языке обозначается буквой Ш,ш (ша)
Проводят дежурные класса

– Какой буквой обозначается этот звук в русском языке.
– На страницах Букваря

 
  – Сравните заглавную и маленькую букву.

– На что похожа буква Ш?

– Они похожи, отличаются размером.

– Гребешок, ковш экскаватора, вилы

 
5. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов с буквой Ш – Прочитайте слова по столбикам. Читаем 1 столбик. 1-ый ребенок читает 1 столбик. Наблюдение, анализ, сравнение.
  – Что общего в этих словах? – Это названия букв.  
  – Читаем 2-4 столбики. Что общего в этих словах? Как мы называем эти слова? – Одинаковая часть. Это родственные слова.  
  – Найдите слова, которые отвечают на вопрос КТО?
– На вопрос ЧТО?
– шут, шалун, шалуны, шутник
– шумок, шутка, шалости
 
  – Читаем 5 столбик. Что общего в этих словах?
– Какое следующее задание приготовил нам Букварь?
– Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
– Прочитать скороговорки.
 
  – Что такое скороговорка? Почему так назвали?
– Кто прочитает?
– Какой звук часто повторяется?
– Надо скоро, быстро говорить.

Чтение скороговорок

– Звук [ш].
– ша – шурша, в кашке – букашка, ша – шалаша.

 
Работа в тетради. – А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне назовете схожие по звучанию слова в конце строк(чтение стихотворения)
– Почему автор подобрал такие слова?
– Откройте тетради на стр.32, выполните задания.
– Чтобы была рифма.

Выполняют работу в рабочих тетрадях.

 
6. Итог урока Рефлексия – Что мы выполнили из того, что запланировали? Решили ли мы поставленную задачу (возвращается к схеме СДД)
– У всех ли это получилось? Покажите знаком +, -.
– Почему ты так себя оценил?
Оценка, самооценка учащихся.

Прием незаконченных предложений: обращение к себе, к другим “я” (приложение 3)

Умение оценивать результат собственных действий, действий других учащихся.