Химия – это наука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука не может окружать человека. Его могут окружать результаты практического приложения науки. В настоящее время часто можно слышать слова: “химия испортила природу”, “химия загрязнила водоем и сделала его непригодным для использования” и т. д. На самом же деле наука химия здесь вовсе ни причем. Наука — накопление и систематизация знаний. Другое дело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это уже зависит от культуры, квалификации, моральной ответственности и нравственности людей, не добывающих, а использующих знания.
Цели занятия: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных классах неорганических веществ, истории химии.
Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умение работать в группе.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- демонстрационный.
План:
1. Основная часть (80 минут)
– Представление команд (5 минут)
– Конкурс “Знатоки” (65 минут)
– Демонстрационный опыт (10минут)
2. Лабораторный практикум (20 минут)
3. Подведение результатов (10минут)
4. Награждение (10 минут)
Оборудование: мультимедиа, ноутбук, экран.
История химии |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Оксиды |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Кислоты |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Соли |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Галогены |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Металлы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Предварительная подготовка. За неделю учащиеся знакомятся с правилами проведения игры.
Правила игры: Правильный ответ оценивается в то количество баллов, которое соответствует выбранному вопросу. За неправильный ответ “– 10” баллов.
Вопросы выбираются по часовой стрелки.
Структура мероприятия:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- Представление команд.
- Состязания. Конкурс “ Знатоки ”
- Проникнемся “духом химии” – демонстрация опытов.
- Лабораторный практикум.
- Подведение итогов и награждение.
Ход урока
Вводное слово учителя: Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ.
Разминка
В: Что изучает ХИМИЯ
О: Наука о веществах их свойствах и превращениях,
В: Кислота, содержащая в своем составе серу в степени окисления +6
О: Серная
В: Соли угольной кислоты
О: Карбонаты
В: Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются……
О: Кислоты
В: Вещества состоящие из атомов одного химического элемента?
О: Простые вещества
В: Элементы, имеющие на внешнем энергетическом уровне от 1– 3 электронов.
О: Металлы
В: Химическая связь между ионами металлов и неметаллов
О: Ионная связь
В: Положительно заряженная частица
О: Протон, катион
В: Связь между атомами одного химического элемента – неметалла.
О: Ковалентная неполярная связь
Представление команд
У: представить свою команду и своего капитана. Команда, выполнившая задание первой получает + 5 баллов. Жюри может добавить 5 баллов команде представившей свою команду лучше всех.
Конкурс “Знатоки”
У: Перед вами на экране таблица индивидуальными цифрами. Вам необходимо выбрать категорию из шести представленных. Всего в каждой категории по пять вопросов. Каждому вопросу, в зависимости от сложности данного вопроса, соответствует определенное количество баллов.
Оксиды:
Именно этот оксид является очень ядовитым, т.к. разрушает гемоглобин крови человека. (СО угарный газ) – 10
Именно этот оксид является самым распространенным и самым необходимым веществом на нашей планете. (Вода H2O) – 20
Именно этот оксид образуется при дыхании и сгорании топлива он не имеет цвета и запаха. (CO2) – 30
Этот оксид образуется в результате окисления меди (СuO – оксид меди 2) – 40
Эти оксиды образуется в результате разложения карбоната кальция. (CaO; CO2) – 50
Металлы:
Какой металл может болеть “чумой”? (олово) – 10
Какой металл обладает бактерицидными свойствами? Этот металл служители церкви используют для получения святой воды (серебро) – 20
Какой металл считается самым активным в таблице Д.И.Менделеева (Франций) – 30
Назовите мягкий металл красного цвета, который является хорошим проводником электричества (медь) – 40
При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась? (Из чугуна. Крепилась на шее и снимали тогда, когда человек переставал пить.) – 50
Кислоты:
Если воду вливать в эту кислоту, то вода, не успев, смешатся кислотой может закипеть и выбросить брызги. А если эту вливать в воду, то выделится большое количество тепла. (Серная кислота) – 20
Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (концентрированная серная кислота обладает способностью поглощать влагу и окна не замерзают) – 40
Что такое “Царская водка”
Почему она так называется?
(Смесь соляной и азотной кислот
Растворяет золото и платину) – 60
Как действует азотная кислота на белки (Окрашивает белки в желтый цвет) – 80
Эту кислоту получают при взаимодействии природной соли ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании. (Ортофосфорная кислота) – 100
Соли:
Какая отрасль промышлености является потребителем бертолетовой соли? Какова ее формула? (Спичечная KClO3) – 10
Как называется химическое соединение, в состав которого входит вода? (кристаллогидрат) – 20
Что такое мертвый гипс? (Обезвоженный сульфат кальция) – 30
Дайте название соединению MgNH4PO4. (Ортофосфат магния аммония) – 40
Как называется соль , которая образуется при взаимодействии оксида кальция и оксида кремния (Силикат кальция) – 50
Галогены:
Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе? (иод) – 20
Что означает с греческого “Галогены”? (Рождающие соли) – 40
Какой галоген не может проявлять положительную степень окисления.
Недостаток этого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов (Фтор, т.к. он самый электроотрицательный элемент системы.) – 60
Какой ион является качественным ионом на ион серебра? (Выпадает белый осадок) – 80
Дым какого цвета образует металлический йод при нагревании? (фиолетового) – 100
История химии:
Именно этот ученый основал химию как науку. (Роберт Бойль) – 20
Именно этот ученый открыл периодический закон и ПСХЭ. (Менделеев Д.И.) – 40
Именно этот ученый в 1803 г. составил первую таблицу относительных атомных и молекулярных масс веществ. (Джон Дальтон) – 60
Именно этот ученый открыл закон, позволивший определить количественные характеристики газообразных веществ. В последствии этот закон будет носить имя этого ученого. (Амадео Авогадро) – 80
В 1884 г. этот ученый впервые сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических реакциях под влиянием внешних факторов (Т, Р, и д.р. ) (Анри Луи Ле-Шателье) – 100
У: Ну а теперь, пока наше жюри подводит итог первого конкурса, мы вернемся в прошлое.
Проникнемся “духом химии” – демонстрация опытов.
Слово учителя: Наука, из которой выросла химия, – алхимия Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:
1. “Плавающий картофель”.
В большой стакан наливают на 1/3 объема воды и помещают в стакан картофель. Добавляют хлорид натрия, перемешивают. Картофель всплывает. Добавляют опять воду – картофель опять тонет.
Вопрос: Что из себя представляет хлорид натрия, и к какому классу неорганических веществ он относится? ( Соль – состоящая из катиона металла и кислотного остатка.)
Вопрос: Тайна плавающего картофеля?
(Секрет прост: плотность насыщенного раствора хлорида натрия больше плотности картофеля)
2. “Ныряющее яйцо”.
Яйцо опускают в широкий стакан с разбавленным раствором соляной кислоты. Оно опускается на дно. В растворе начинается реакция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
Яйцо поднимается вверх. На поверхности пузырьки газа уходят, яйцо опускается вниз. Так оно и ныряет, пока не растворится скорлупа.
Вопрос: Что из себя представляет CaCO3 и HCl? Какой газ выделяется на поверхности яйца?
3. “Вулкан на столе” .
Под тигель положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(3).
В тигель насыпают дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вмести с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (3).
Вопрос: Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции методом электронного баланса.
(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + H2O
У: Капитаны от каждой команды, на листке записывают уравнения химических реакций.