Своя игра

Разделы: Внеклассная работа


Химия – это наука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука не может окружать человека. Его могут окружать результаты практического приложения науки. В настоящее время часто можно слышать слова: “химия испортила природу”, “химия загрязнила водоем и сделала его непригодным для использования” и т. д. На самом же деле наука химия здесь вовсе ни причем. Наука — накопление и систематизация знаний. Другое дело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это уже зависит от культуры, квалификации, моральной ответственности и нравственности людей, не добывающих, а использующих знания.

Цели занятия: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных классах неорганических веществ, истории химии.

Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умение работать в группе.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • демонстрационный.

План:

1. Основная часть (80 минут)

– Представление команд (5 минут)

– Конкурс “Знатоки” (65 минут)

– Демонстрационный опыт (10минут)

2. Лабораторный практикум (20 минут)

3. Подведение результатов (10минут)

4. Награждение (10 минут)

Оборудование: мультимедиа, ноутбук, экран.

История химии

20

40

60

80

100

Оксиды

10

20

30

40

50

Кислоты

20

40

60

80

100

Соли

10

20

30

40

50

Галогены

20

40

60

80

100

Металлы

10

20

30

40

50

Предварительная подготовка. За неделю учащиеся знакомятся с правилами проведения игры.

Правила игры: Правильный ответ оценивается в то количество баллов, которое соответствует выбранному вопросу. За неправильный ответ “– 10” баллов.

Вопросы выбираются по часовой стрелки.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Представление команд.
  4. Состязания. Конкурс “ Знатоки ”
  5. Проникнемся “духом химии” – демонстрация опытов.
  6. Лабораторный практикум.
  7. Подведение итогов и награждение.

Ход урока

Вводное слово учителя: Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ.

Разминка

В: Что изучает ХИМИЯ

О: Наука о веществах их свойствах и превращениях,

В: Кислота, содержащая в своем составе серу в степени окисления +6

О: Серная

В: Соли угольной кислоты

О: Карбонаты

В: Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются……

О: Кислоты

В: Вещества состоящие из атомов одного химического элемента?

О: Простые вещества

В: Элементы, имеющие на внешнем энергетическом уровне от 1– 3 электронов.

О: Металлы

В: Химическая связь между ионами металлов и неметаллов

О: Ионная связь

В: Положительно заряженная частица

О: Протон, катион

В: Связь между атомами одного химического элемента – неметалла.

О: Ковалентная неполярная связь

Представление команд

У: представить свою команду и своего капитана. Команда, выполнившая задание первой получает + 5 баллов. Жюри может добавить 5 баллов команде представившей свою команду лучше всех.

Конкурс “Знатоки”

У: Перед вами на экране таблица индивидуальными цифрами. Вам необходимо выбрать категорию из шести представленных. Всего в каждой категории по пять вопросов. Каждому вопросу, в зависимости от сложности данного вопроса, соответствует определенное количество баллов.

Оксиды:

Именно этот оксид является очень ядовитым, т.к. разрушает гемоглобин крови человека. (СО угарный газ) – 10

Именно этот оксид является самым распространенным и самым необходимым веществом на нашей планете. (Вода H2O) – 20

Именно этот оксид образуется при дыхании и сгорании топлива он не имеет цвета и запаха. (CO2) – 30

Этот оксид образуется в результате окисления меди (СuO – оксид меди 2) – 40

Эти оксиды образуется в результате разложения карбоната кальция. (CaO; CO2) – 50

Металлы:

Какой металл может болеть “чумой”? (олово) – 10

Какой металл обладает бактерицидными свойствами? Этот металл служители церкви используют для получения святой воды (серебро) – 20

Какой металл считается самым активным в таблице Д.И.Менделеева (Франций) – 30

Назовите мягкий металл красного цвета, который является хорошим проводником электричества   (медь) – 40

При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась?  (Из чугуна. Крепилась на шее и снимали тогда, когда человек переставал пить.) – 50

Кислоты:

Если воду вливать в эту кислоту, то вода, не успев, смешатся кислотой может закипеть и выбросить брызги. А если эту вливать в воду, то выделится большое количество тепла. (Серная кислота) – 20

Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (концентрированная серная кислота обладает способностью поглощать влагу и окна не замерзают) – 40

Что такое “Царская водка”
Почему она так называется?
(Смесь соляной и азотной кислот
Растворяет золото и платину) – 60

Как действует азотная кислота на белки (Окрашивает белки в желтый цвет) – 80

Эту кислоту получают при взаимодействии природной  соли ортофосфата кальция с серной кислотой при нагревании. (Ортофосфорная кислота) – 100

Соли:

Какая отрасль промышлености является потребителем бертолетовой соли? Какова ее формула? (Спичечная KClO3) – 10

Как называется химическое соединение, в состав которого входит вода? (кристаллогидрат) – 20

Что такое мертвый гипс? (Обезвоженный сульфат кальция) – 30

Дайте название соединению MgNH4PO4. (Ортофосфат магния аммония) – 40

Как называется соль , которая образуется при взаимодействии оксида кальция и оксида кремния (Силикат кальция) – 50

Галогены:

Какой галоген сосредоточен в щитовидной железе?  (иод) – 20

Что означает с греческого “Галогены”? (Рождающие соли) – 40

Какой галоген не может проявлять положительную степень окисления.

Недостаток этого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов (Фтор, т.к. он самый электроотрицательный элемент системы.) – 60

Какой ион является качественным ионом на ион серебра? (Выпадает белый осадок) – 80

Дым какого цвета образует металлический йод при нагревании? (фиолетового) – 100

История химии:

Именно этот ученый основал химию как науку. (Роберт Бойль) – 20

Именно этот ученый открыл периодический закон и ПСХЭ.  (Менделеев Д.И.) – 40

Именно этот ученый в 1803 г. составил первую таблицу  относительных атомных и молекулярных масс веществ.  (Джон Дальтон) – 60

Именно этот ученый открыл закон, позволивший определить количественные характеристики газообразных веществ. В последствии этот закон будет носить имя этого ученого. (Амадео Авогадро) – 80

В 1884 г. этот ученый впервые сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических  реакциях под влиянием внешних факторов (Т, Р, и д.р. ) (Анри Луи Ле-Шателье) – 100

У: Ну а теперь, пока наше жюри подводит итог первого конкурса, мы вернемся в прошлое.

Проникнемся “духом химии” – демонстрация опытов.

Слово учителя: Наука, из которой выросла химия, – алхимия Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:

1. “Плавающий картофель”.

В большой стакан наливают на 1/3 объема воды и помещают в стакан картофель. Добавляют хлорид натрия, перемешивают. Картофель всплывает. Добавляют опять воду – картофель опять тонет.

Вопрос: Что из себя представляет хлорид натрия, и к какому классу неорганических веществ он относится? ( Соль – состоящая из катиона металла и кислотного остатка.)

Вопрос: Тайна плавающего картофеля?

(Секрет прост: плотность насыщенного раствора хлорида натрия больше плотности картофеля)

2. Ныряющее яйцо”.

Яйцо опускают в широкий стакан с разбавленным раствором соляной кислоты. Оно опускается на дно. В растворе начинается реакция:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

Яйцо поднимается вверх. На поверхности пузырьки газа уходят, яйцо опускается вниз. Так оно и ныряет, пока не растворится скорлупа.

Вопрос: Что из себя представляет CaCO3 и HCl? Какой газ выделяется на поверхности яйца?

3. Вулкан на столе” .

Под тигель положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(3).

В тигель насыпают дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вмести с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (3).

Вопрос: Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции методом электронного баланса.

(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + H2O

У: Капитаны от каждой команды, на листке записывают уравнения химических реакций.

Презентация