Урок-викторина "Знай и люби родную литературу"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Вступительная часть

(Представление команд: название, девиз, эмблема. Класс разделен на две команды.)

II. Основная часть

1. Разминка

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем веселые рассказы и сказки.

– За одну минуту вы должны написать как можно больше названий произведений, которые читали на уроках литературного чтения. Начали!

(Ровно через минуту дети сдают листочки жюри.)

2. Конкурс “Так все начиналось”

– Вам нужно по начальным строчкам узнать произведение. (Вопросы задаются командам поочередно.)

  1. “В комнате стоял страшный шум”. (Г.Юдин “Почему “А” первая”)
  2. “Жили – были лиса да заяц”. (Русская народная сказка “Лиса, заяц и петух”.)
  3. “Давным-давно, говорят, жили два лентяя”. (Татарская народная сказка “Два лентяя”.)
  4. “Как-то раз писала Катя
    Буквы в новенькой тетради”. (Т.Коти “Катя и буквы”)
  5. “Хотел иметь я птичку
    И денег накопил…” (С. Михалков “Зяблик”.)
  6. “Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка”. (Л.Толстой “Обходиться добром со всяким”)
  7. “Идет корова Маша искать сына своего, теленка Алешку”. (Б.Житков “Вечер”)
  8. “Что такое? Неужели
    Ваши дети заболели?”. (К. Чуковский “Айболт”.)
  9. “Серый волк в густом лесу
    Встретил рыжую лису” (С.Маршак “Волк и лиса”)
  10. “Мы едем, едем, едем
    В далекие края”. (С.Михалков “Песенка друзей”)

3. Конкурс “Найди рифму”

Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху… (боялись).

– Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
(перчатки)

Паровоз,
Паровоз,
Что в подарок нам …
(привез).

Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и… (Тотоше).

И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, … (смешная).

Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку… (приводите).

Жура – жура – журавель!
Облетел он сто … (земель.)

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты … (внук),
За то, что ты … (сын).

Дождик, дождик, до свидания!
Уходи скорей … (в Испанию).

Знаешь сказку про деда и бабу
И … (курочку рябу).

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же … (иметь).

Посмотрели
Будто школьные … (те традки).

4. Конкурс “Как мы знаем пословицы и поговорки”

– Продолжите пословицы и поговорки.

  • Гусь свинье… (не товарищ).
  • Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
  • Будет дождик – будут и… (грибки).
  • Чем дальше в лес, тем… (больше дров).
  • Не плюй в колодец – … (пригодится водицы напиться).
  • Не зная броду, не суйся… (в воду).

5. Конкурс “Загадочный”

– Вам нужно отгадать по три загадки. По отгадкам узнать раздел, вспомнить его название.

Загадки для 1-й команды

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)

(Раздел “Край родной, навек любимый”)

Загадки для 2-й команды

Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж.)

Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Скачет, словно
Мячик ловкий? (Лягушка.)

(Раздел “Люблю все живое”.)

6. Конкурс “Мой любимый герой”

– Вы должны представить своего любимого героя произведений, изученных на уроках чтения в интересной форме (стихотворение, загадка, песня и т. п.).

7. Конкурс “Знакомые незнакомцы”

– Каждая команда получит листок с зашифрованным названием животного. Ключ к расшифровке – алфавит. Ваша задача – как можно быстрее расшифровать записи и по этому слову назвать произведение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Задание для 1-й команды

10, 4, 18, 21, 26, 12, 1. (Игрушка. Е. Благинина “Подарок”)

Задание для 2-й команды

13, 33, 4, 21, 26, 12, 10. (Лягушки. Л.Пантелеев “Две лягушки”)

III. Заключительная часть

(Подведение итогов викторины.)

Вот и закончилась игра,
Расходиться нам пора.
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.