Социальная ситуация в России, изменяясь все более быстрыми темпами, готовит новые требования для молодого поколения и их способности к системным изменениям и построению нового социума. Общественность рассматривает все новые аспекты таких изменений, которые необходимо учитывать в ходе реформирования образовательной системы.
Построение новой школы невозможно без изменений в системе образования и предъявлению инновационных требований к результатам деятельности школы. Прозрачность работы школы, диалог с родителями, открытость всех внутришкольных систем – вот неполный перечень этих требований. Большие требования предъявляются не только к результатам обучения, но и воспитания современного школьника.
Воспитательные аспекты выходят на первое место в образовательной деятельности, при этом разработанные и принятые стандарты общего образования предусматривают расширение деятельности образовательного учреждения в области воспитания обучающихся, формирование инновационной воспитательной системы, предъявляют новые требования к воспитанию. В школы внедряется концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). При этом большую роль в результате воспитания играет не только грамотно выстроенная воспитательная система образовательного учреждения, но и умение на основании социального запроса и современных документов по воспитательной работе выстроить образ выпускника (эталонный портрет).
Формирование качеств личности образа выпускника на каждой ступени обучения определяется на сегодня не только Федеральным государственным образовательным стандартом, но и многими документами, которые знакомы большинству специалистов, занимающимся воспитанием детей.
Построение образа выпускника, как правило, начинается с выстраивания парадигмы воспитания и обучения в современной школе. Так, с учетом ФГОС, ведется работа по формированию инновационной воспитательной системы образовательного учреждения, выработке внутришкольных традиций. Основным результатом школьного воспитания можно считать присвоение ребенком определенной совокупности социально-нравственных ценностей. При планировании результата и подготовке оценочной системы воспитательной работы, можно опираться на классификацию, предложенную Д.В. Григорьевым, на основании которой выстраивать трехуровневую шкалу оценки воспитывающей деятельности в школе: нижний уровень – приобретение знания о социальных и нравственных ценностях, средний – наличие опыта переживания и позитивного нравственного отношения к ценностям социума, высший уровень – опыт самостоятельного социального действия. Примером оценочной системы может служить карта диагностики социальных качеств личности обучающегося.
Источниками требований к результату воспитания, являются не только ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания и иные федеральные нормативные акты, но и социальный заказ, предъявляемый родителями учащихся и социумом к воспитанию в школе и его результатам, а также образовательная программа школы и Программа развития школы, содержащие отдельный раздел по воспитанию школьников, отражающий его взаимодействие с другими подсистемами школы, учитывающий специфику контингента учащихся и возможности школьного и внешнего социокультурного пространства.
Возможности внутришкольного воспитательного пространства должны быть скоррелированы с социокультурным окружением школ. Так, рассматривая типологии школ, предложенной А.М.Цирульниковым, можно сделать вывод о том, что наибольшие трудозатраты по организации воспитывающей деятельности будут у администрации и педагогов тех школ, в окружении которых нет социальных институтов, которые могли бы оказать содействие в воспитании детей (Дома детского творчества, психологические центры, библиотеки, музеи и т.д.)
Выделение этапов развития и социализации ребенка, по истечении которых осуществляется контроль усвоения и присвоения определенных качеств, имеет большое значение при построении системы. Так, большинство школ выделяют 3 этапа в формировании основных качеств личности выпускника – окончание начальной школы, окончание средней школы и выпуск из старшей школы. Другие школы выделяют этап выпуска из восьмого класса (начало профильного обучения) и выпуск из старшей школы. Отдельные школы ведут оценку личностных качеств только на выпуске из старшей школы.
Первый (начальный) уровень требований – это требования, предъявляемые социумом, родителями, педагогическим коллективом к ученику начальной школы, когда ребенок только адаптируется к школьной жизни. Формирование основ самообслуживания, ответственности за свою деятельность, самостоятельности, сознательности – это минимальные требования. При этом на начальном этапе возможно выделение ряда критериев, согласующихся с образом выпускника в средней школе, таких как: овладение умением правильно говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание в учебе, т.е. формирование наблюдательности, активной учебной позиции, устойчивого интереса к познанию, определенного стиля учебной деятельности, готовности к продолжению обучения. В результате воспитания тогда можно отметить следующие качества к образу выпускника: любознательность – через формированиеинтереса к учебе, качественное и осознанное выполнение домашних заданий, развитие стремления улучшать собственные результаты, находить ответы на новые вопросы, сформирование самокритичности, формирование понятий об основных ценностях общества – родина, семья, дружба, учитель, природа; бережное отношение к природе – через сформированность позитивного отношения к природе, растениям, животным, бережное отношение к Земле, когда осуществляется формирование эстетического вкуса, восприятия природы; прилежание – через развитие внимания, аккуратности, умения обратиться за помощью и оказать ее своим товарищам, сформированы основы поведения и самообслуживания, осознанной потребности их выполнения, дисциплинированности, основы хорошей учебы, труда, активной внеурочной жизни. Формирование сознательности в начальной школе основывается на четком выполнения правил для учащихся, основ внутришкольной жизни, активного участия в делах класса и школы, сформированности позитивного и справедливого отношения к окружающим людям, к пожилым, к родителям, культуры межличностных отношений, эмоционального отношения к предметам искусства, отношения к материальным и духовным ценностям, к нормам морали, к труду, формирования основ культуры здорового образа жизни, потребности в соблюдении режима дня и правильном питании, активного отношения к спорту, отношения к природе. Качество “самостоятельность” в школе развивается через сформированность умения быть опрятным и аккуратным, потребность в соблюдении культуры поведения, умении решать простейшие личные задачи без помощи взрослых, сформированность основы заботы о своем здоровье, правильного питания, умение правильно распределить свое время, отсутствие вредных привычек, сформированы основы самоуправления, самостоятельности в учебе и быту, основы самокритичности, формирование активной жизненной позиции в выполнении внеурочных и организационных поручений.
Другой уровень требований – это требования к результату воспитания обучающегося средней и старшей ступеней школы. Требования предъявляются на этом этапе и самими выпускниками, и ВУЗами, где обучающиеся будут продолжать образование, и социальными институтами. Это – самостоятельность, самокритичность, потребность в саморазвитии, самообучение, креативное мышление, ответственность, и другие. При этом в образе выпускника старших ступеней обучения выделяется ряд качеств, которые на начальном этапе прослеживались и на других этапах воспитания детей. Так, формирование эрудиции ребенка на старшей ступени обучения не обходится без сформированности глубоких предметных знаний на основе общей культуры речи, аргументированности и доказательности суждений, высокой культуры чтения, развития сообразительности, активное использование различных источников информации. Формирование креативности и коммуникативных качеств личности способствует умению представить результаты своей деятельности, общаться в разных социальных группах, анализировать и развивать собственный потенциал.
Помимо качеств личности выпускника, целесообразно сформировать необходимые компетенции, позволяющие обучающемуся развивать имеющиеся качества и самостоятельно формировать новые.
Для достижения результата воспитания, согласно новым программам и концепциям воспитания, на наш взгляд, необходимо:
- Во-первых, учащимся должен быть предоставлен максимальных выбор в видах деятельности в школе, обеспечивающих воспитательный эффект, в количестве действующих в школе направлений внеурочной работы.
- Во-вторых, необходимо расширение организованного воспитательного пространства, как в самой школе, так и за ее пределами на базе и при взаимодействии с различными социокультурными институтами.
- В-третьих, должен стать более гибким и разнообразным набор форм и технологий воспитывающей деятельности, который будет максимально эффективным для каждого ребенка, позволит ему приобрести позитивный социальный опыт. Как правило, это организуется через индивидуальный учебный план, личностную траекторию развития, с обязательным учетом личностного прироста обучающегося в зависимости от его предыдущих умений.
Таким образом, формирование эталонного портрета выпускника, не смотря на индивидуальность каждого образовательного учреждения, основывается на общих требованиях социума, родителей, общих программах и стратегиях.