Урок по теме "Многозначные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления, полученные 2-ом классе по теме: “Многозначные слова”.
  • продолжать развивать навык работы со словарями.
  • развивать умение определять значение многозначных слов в контексте.
  • развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и омонимию.
  • воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.
  • воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со словарями.

Оборудование:

  • карточки со звуковыми схемами слов;
  • интерактивная доска;
  • словари: Ожегова, Современного русского литературного языка т. 17;
  • ксерокопия словарной статьи на каждого ученика со словом “дорога”.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Прошу вас настроиться на активную работу на уроке: отвечайте грамотно, внимательно слушайте своих товарищей и помогайте им, если это понадобиться. Дети настраиваются на урок
2. Актуализация Начнём урок с работы в парах. Возьмите карточки на партах.  
Что на них написано? Звуковые схемы слов.
Я показываю слова, а вы, посовещавшись – звуковую схему этого слова. (Слово и схема прикрепляются на доске). Находят звуковую схему к слову, показывают учителю.
Помогите мне закончить предложения.
Если мы говорим слово, произносим ...
Звуки.
Звуки на письме обозначаем ... Буквами.
Что ещё должно иметь слово, чтобы мы поняли, о чём идёт речь? Своё значение.
3. Постановка проблемы. А могут быть такие слова, которые не имеют лексического значения? Нет, не сможем ничего понять, о чём говорят.
Точно у каждого слова есть значение? Да, точно.
Сколько у слова может быть значений? Одно или несколько.
Вы уверены? Дети сомневаются.
Кто сможет сказать, чем будем заниматься на уроке? На доске появляется запись: Сколько значений имеет слово?

– А помогут нам слова, с которыми вы только что работали в парах.

Определять, сколько у слова может быть значений.
4. “Открытие” детьми нового знания Возьмём слово перо. Объясните значение этого слова. Перо бывает у птицы.
Перо у лука.
Перо, которым писали в старину (могут не всё сказать).
Сколько значений у нас получилось? Два или три.
Давайте прочитаем шуточное стихотворение Новицкой, в котором речь идёт о перьях, (уч. с. 45, упр. 39) (Приложение 1) Читает ученик.
Почему стихотворение шуточное? Герой перепутал значения слова перо.
В каких значениях слово перо используется в стихотворении?
Давайте проверим, все ли значения этого слова мы теперь знаем.
Перо у птицы и лист лука.
Как проверить? Обратиться в толковый словарь.
Что узнаем при помощи толкового словаря?
Найдите в словаре это слово и прочитайте все его значения. (Толковый словарь в конце учебника с. 146) (Приложение 2)
Значения слов.
Работают со словарём.
Сколько значений у этого слова? Какие значения не рассмотрели? 4. Изогнутая пластинка из металла с заострённым концом.
Как называются слова, имеющие несколько значений?
(На доске появляется таблица “Многозначные слова”)
Многозначные.
Прочитайте вопрос, который Анишит Йокоповна задала Маше Мише: “Кто из Вас помнит, какие слова называются многозначными?” ( на доске появляется вторая часть таблицы). Читают вопрос.
Слова, имеющие несколько значений.
Как представлены многозначные слова в Толковом словаре? Цифрами обозначено кол-во значений.
Давайте посмотрим, есть ли ещё многозначные слова в Толковом словаре?
Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов.
Выпишите любые два многозначных слова, в скобочках укажите, сколько значений оно имеет.
Нашли многозначные слова на букву Д.
Сколько раз записано многозначное слово в словаре? Как обозначено кол-во значений? Один раз, цифрами.
Сколько имеют значений остальные слова? По одному.
Как их можно назвать? Однозначными.
Обратите внимание на слово дух. (Приложение 3)
Сколько раз оно записано? Сколько значений имеет слово, записанное под цифрой 1? Можно ли его назвать многозначным?
Два. Под цифрой 1 слово имеет 3 значения. Назвать многозначным можно.
Сколько значений имеет слово, записанное под цифрой 2? А его можно назвать многозначным? Под цифрой 2 слово имеет 2 значения. И его можно назвать многозначным.
Почему же слово записано 2 раза? Похожи по написанию, но разные по значению.
Кто помнит, как называются такие слова? (на доске “Омонимы”) Омонимы.
Можно ли спутать омонимы и многозначные слова? Да.
Где будем искать помощь? В словаре.
А если нет под рукой словаря, что делать? Как узнать значение слова можно ещё?
(На доске таблица “ Помощь в работе: словарь, контекст”).
Кто хочет попробовать свои силы и знания, используя помощников определить, является ли слово многозначным?
В тексте.
Уч. упр. 40. (Приложение 4) Прочитайте стихотворение Акима. Какое слово может быть многозначным, а может – это слово – омоним? Слово хлеб.
В разных ли значениях слово хлеб употреблено в 1 и 2 предложениях?
Как и где можно проверить?
В словаре.
1 вариант – выпишите предложение, в котором слово хлеб используется в 1 значении.
2 вариант – выпишите предложение, в котором слово хлеб используется во 2 значении. О чём будем помнить при списывании? Подчеркните орфограммы, которые нам известны.
Списывают предложения по вариантам, меняются тетрадями и проверяют.
(Взаимопроверка)
Все ли значения слова хлеб использовал автор в своём стихотворении? Нет. Не использовал (то же, что и пропитание).
Какая главная мысль стихотворения? Чтобы вырастить хлеб нужно много трудиться, поэтому к хлебу нужно бережно относиться.
Слово хлеб – многозначное или слово-омоним? Многозначное слово.
Сколько же значений может иметь слово? Одно или несколько.
А если слова нет, в котором сомневаешься, в нашем словаре, что делать? Посмотреть в другие словари.
В 17-титомном “Словаре современного русского литературного языка” зафиксировано
26 значений слова идти, 22 – стать, 20 – тянуть. А ещё нам может помочь Словарь Ожегова (показать).
Из него я взяла слово дорога. Придумайте словосочения с этим словом.
Устно придумывают словосочетания.
Сколько значения имеет это слово? (раздать статью из словаря). Прочитайте все значения слова. Выпишите из словарной статьи два словосочетания с этим словом. Выписывают.
5. Итог урока.
Рефлексия.
Значит, какое “открытие” мы сегодня сделали на уроке?  
Удалось ли нам решить задачу, поставленную в начале урока? Да.
А какая была задача? Сколько значений может иметь слово?
Сколько значений может быть у слова?
Как называются слова, имеющие одно значение?
Как называются слова, имеющие несколько значений?
Одно или несколько.
Однозначные.
Многозначные.
С какими словами можно перепутать многозначные слова? Омонимами.
Куда нужно обращаться за помощью? В словарь или текст.
Для чего нам необходимо умение видеть многозначные слова? Употреблять в речи. Развивать речь, разнообразить её.
Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением В. Остена “Дорога”.

Подумай только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами.
И синие выси над нами...
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
– До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова “дорога”.