Цели урока:
- систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления, полученные 2-ом классе по теме: “Многозначные слова”.
- продолжать развивать навык работы со словарями.
- развивать умение определять значение многозначных слов в контексте.
- развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и омонимию.
- воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.
- воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со словарями.
Оборудование:
- карточки со звуковыми схемами слов;
- интерактивная доска;
- словари: Ожегова, Современного русского литературного языка т. 17;
- ксерокопия словарной статьи на каждого ученика со словом “дорога”.
|
|
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Прошу вас настроиться на активную работу на уроке: отвечайте грамотно, внимательно слушайте своих товарищей и помогайте им, если это понадобиться. | Дети настраиваются на урок |
2. Актуализация | Начнём урок с работы в парах. Возьмите карточки на партах. | |
Что на них написано? | Звуковые схемы слов. | |
Я показываю слова, а вы, посовещавшись – звуковую схему этого слова. (Слово и схема прикрепляются на доске). | Находят звуковую схему к слову, показывают учителю. | |
Помогите мне закончить предложения. Если мы говорим слово, произносим ... |
Звуки. | |
Звуки на письме обозначаем ... | Буквами. | |
Что ещё должно иметь слово, чтобы мы поняли, о чём идёт речь? | Своё значение. | |
3. Постановка проблемы. | А могут быть такие слова, которые не имеют лексического значения? | Нет, не сможем ничего понять, о чём говорят. |
Точно у каждого слова есть значение? | Да, точно. | |
Сколько у слова может быть значений? | Одно или несколько. | |
Вы уверены? | Дети сомневаются. | |
Кто сможет сказать, чем будем
заниматься на уроке? На доске появляется запись:
Сколько значений имеет слово? – А помогут нам слова, с которыми вы только что работали в парах. |
Определять, сколько у слова может быть значений. | |
4. “Открытие” детьми нового знания | Возьмём слово перо. Объясните значение этого слова. | Перо бывает у птицы. Перо у лука. Перо, которым писали в старину (могут не всё сказать). |
Сколько значений у нас получилось? | Два или три. | |
Давайте прочитаем шуточное стихотворение Новицкой, в котором речь идёт о перьях, (уч. с. 45, упр. 39) (Приложение 1) | Читает ученик. | |
Почему стихотворение шуточное? | Герой перепутал значения слова перо. | |
В каких значениях слово перо
используется в стихотворении? Давайте проверим, все ли значения этого слова мы теперь знаем. |
Перо у птицы и лист лука. | |
Как проверить? | Обратиться в толковый словарь. | |
Что узнаем при помощи толкового
словаря? Найдите в словаре это слово и прочитайте все его значения. (Толковый словарь в конце учебника с. 146) (Приложение 2) |
Значения слов. Работают со словарём. |
|
Сколько значений у этого слова? Какие значения не рассмотрели? | 4. Изогнутая пластинка из металла с заострённым концом. | |
Как называются слова, имеющие несколько
значений? (На доске появляется таблица “Многозначные слова”) |
Многозначные. | |
Прочитайте вопрос, который Анишит Йокоповна задала Маше Мише: “Кто из Вас помнит, какие слова называются многозначными?” ( на доске появляется вторая часть таблицы). | Читают вопрос. Слова, имеющие несколько значений. |
|
Как представлены многозначные слова в Толковом словаре? | Цифрами обозначено кол-во значений. | |
Давайте посмотрим, есть ли ещё
многозначные слова в Толковом словаре? Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов. Выпишите любые два многозначных слова, в скобочках укажите, сколько значений оно имеет. |
Нашли многозначные слова на букву Д. | |
Сколько раз записано многозначное слово в словаре? Как обозначено кол-во значений? | Один раз, цифрами. | |
Сколько имеют значений остальные слова? | По одному. | |
Как их можно назвать? | Однозначными. | |
Обратите внимание на слово дух. (Приложение 3) Сколько раз оно записано? Сколько значений имеет слово, записанное под цифрой 1? Можно ли его назвать многозначным? |
Два. Под цифрой 1 слово имеет 3 значения. Назвать многозначным можно. | |
Сколько значений имеет слово, записанное под цифрой 2? А его можно назвать многозначным? | Под цифрой 2 слово имеет 2 значения. И его можно назвать многозначным. | |
Почему же слово записано 2 раза? | Похожи по написанию, но разные по значению. | |
Кто помнит, как называются такие слова? (на доске “Омонимы”) | Омонимы. | |
Можно ли спутать омонимы и многозначные слова? | Да. | |
Где будем искать помощь? | В словаре. | |
А если нет под рукой словаря, что делать?
Как узнать значение слова можно ещё? (На доске таблица “ Помощь в работе: словарь, контекст”). Кто хочет попробовать свои силы и знания, используя помощников определить, является ли слово многозначным? |
В тексте. | |
Уч. упр. 40. (Приложение 4) Прочитайте стихотворение Акима. Какое слово может быть многозначным, а может – это слово – омоним? | Слово хлеб. | |
В разных ли значениях слово хлеб употреблено
в 1 и 2 предложениях? Как и где можно проверить? |
В словаре. | |
1 вариант – выпишите предложение, в
котором слово хлеб используется в 1 значении. 2 вариант – выпишите предложение, в котором слово хлеб используется во 2 значении. О чём будем помнить при списывании? Подчеркните орфограммы, которые нам известны. |
Списывают предложения по вариантам,
меняются тетрадями и проверяют. (Взаимопроверка) |
|
Все ли значения слова хлеб использовал автор в своём стихотворении? | Нет. Не использовал (то же, что и пропитание). | |
Какая главная мысль стихотворения? | Чтобы вырастить хлеб нужно много трудиться, поэтому к хлебу нужно бережно относиться. | |
Слово хлеб – многозначное или слово-омоним? | Многозначное слово. | |
Сколько же значений может иметь слово? | Одно или несколько. | |
А если слова нет, в котором сомневаешься, в нашем словаре, что делать? | Посмотреть в другие словари. | |
В 17-титомном “Словаре современного
русского литературного языка” зафиксировано 26 значений слова идти, 22 – стать, 20 – тянуть. А ещё нам может помочь Словарь Ожегова (показать). Из него я взяла слово дорога. Придумайте словосочения с этим словом. |
Устно придумывают словосочетания. | |
Сколько значения имеет это слово? (раздать статью из словаря). Прочитайте все значения слова. Выпишите из словарной статьи два словосочетания с этим словом. | Выписывают. | |
5. Итог урока. Рефлексия. |
Значит, какое “открытие” мы сегодня сделали на уроке? | |
Удалось ли нам решить задачу, поставленную в начале урока? | Да. | |
А какая была задача? | Сколько значений может иметь слово? | |
Сколько значений может быть у слова? Как называются слова, имеющие одно значение? Как называются слова, имеющие несколько значений? |
Одно или несколько. Однозначные. Многозначные. |
|
С какими словами можно перепутать многозначные слова? | Омонимами. | |
Куда нужно обращаться за помощью? | В словарь или текст. | |
Для чего нам необходимо умение видеть многозначные слова? | Употреблять в речи. Развивать речь, разнообразить её. | |
Закончить наш урок мне бы хотелось
стихотворением В. Остена “Дорога”.
|