Программа элективного курса "Основы законодательства о защите прав потребителей"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка.

Курс “Основы законодательства о защите прав потребителей” разработан в соответствии с задачами модернизации содержания российского образования, основными положениями концепции профильного обучения и с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной и полной общеобразовательной школы.

Программа курса предназначена для учащихся 9–11-х классов и рассчитана на 34 часа.

Во всех исторических эпохах человек являлся как созданием, так и потребителем материальных благ. Современное общество – это общество, живущее в условиях рыночной экономики, где сложно ориентироваться в мире товаров, услуг, информации. Современный потребитель стремится к извлечению максимальной полезности от купленного товара или предоставленных ему услуг, к удовлетворению своих потребностей с наименьшими затратами. Ему приходиться решать многие экономические вопросы, в том числе и проблемного характера. Грамотно реализовать себя, выполняя социальную роль потребителя, можно только с помощью системы знаний российского законодательства по защите его прав.

Целью данного курса является:

формирование компетентностной личности в условиях современных рыночных отношений, обладающей правосознанием и потребительской культурой, которая способна реализовать гарантированные ей законом права и свободы.

Задачи курса:

– освоение системы знаний потребительской культуры для активного включения в систему современных экономических отношений;
– овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты своих потребительских прав и законных интересов личности; решения практических задач в социально – экономической сфере и правомерной реализации гражданской позиции;
– формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений;
– становление умений ориентироваться в соответствующих правовых документах, сопоставлять международные стандарты и нормы российского законодательства;
– формирование навыков ориентации в области деятельности органов защиты потребительских прав.

Содержание материала носит развивающий, практико-ориентированный характер. Курс поможет выпускникам школы осознанно подойти к решению вопроса о выборе будущей профессии, поможет понять какие качества понадобятся человеку для реализации себя в профессии экономиста или социального работника.

Курс содержит информацию об основах потребительской культуры, о механизме защиты прав потребителей на государственном и общественном уровнях. Учащиеся ориентированы на практическое освоение российского законодательства по защите прав потребителей: статей Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ “О защите прав потребителей”. Широкое использование примеров из повседневной жизни учащихся, СМИ облегчат понимание изучаемого материала, практические задания помогут почувствовать себя не только в роли потребителя, но и в качестве деятелей органов государственной и общественной защиты потребительских прав.

Программа курса.

Введение (1 час) Цели курса. Темы занятий.

Тема 1. Потребитель в современной рыночной экономике (2 часа).

Понятие “потребитель”. Потребитель в современной рыночной экономике. Факторы, влияющие на поведение потребителя на рынке. Возраст. Профессия. Образ жизни. Доходы. Социальная принадлежность. Семья. Особенности личности. Рациональный потребитель. Потребитель – один из главных субъектов рыночных отношений.

Тема 2. Из истории потребительского движения (2 часа).

Права потребителей в античную эпоху, средние века, новое и новейшее время. Независимая Лига потребителей в Нью-Йорке. Зарождение потребительского движения в Европе. Международные документы о правах потребителей. Резолюция Генеральной ассамблеи в ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г.

Тема 3. Потребительский выбор: теория и практика (2 часа).

Проблема выбора – одна из главных проблем, стоящих перед человеком. Виды потребностей. Доходы потребителя и его расходы. Обязательные и произвольные расходы. Потребности и полезность. Расточительство. Цена выбора.

Тема 4. Потребитель в мире информации (3 часа) Роль информации в сфере торговли и услуг. Информация из разных источников. Реклама как самый распространенный источник информации. Виды рекламы. Регулирование рекламы. Информация производителя. Знаки на этикетках и упаковках. Пищевые красители и консерванты, их индексы. Пищевые добавки в продуктах. Маркировка на товарах. Штрих – коды. Подделка товаров. Советы потребителю.

Тема 5. Всеобщий эквивалент деньги (2 часа).

Появление денег, первые деньги. Деньги – всеобщий эквивалент, их роль в современном обществе. Фальшивые деньги. Способы проверки Отечественной валюты. Наличные и безналичные расчеты. Пластиковая карточка. Правила позволяющие предотвратить возможность незаконного использования пластиковой карты. Основные операции, выполняемые банкоматом. Национальные валюты и их обмен.

Тема 6. Российское законодательство о защите прав потребителей (2 часа).

Защита прав потребителей в рамках Конституции Российской Федерации. Гражданский Кодекс РФ и Закон РФ “О защите прав потребителей” – основные нормативные акты, определяющие условия реализации и защиты прав потребителей.

Тема 7. Права потребителей в сфере торговли и услуг (2 часа).

Обязанности продавца, изготовителя, исполнителя. Основания для возникновения юридической ответственности виновной стороны. Обстоятельства, освобождающие продавца, изготовителя, исполнителя от ответственности за причиненный вред. Понятие убытки. Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за серьезные нарушения законодательства о защите прав потребителей.

Тема 8. Права потребителя при покупке товара (2 часа).

Права потребителя при покупке товара с недостатками. Расторжение договора купли -продажи. Предоставление товара в безвозмездное пользование. Уплата неустойки. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара.

Тема 9. Защита прав потребителя при заключении договоров на оказание услуг (2 часа).

Варианты договорных отношений. Нарушения исполнителем сроков выполнения работы. Уплата неустойки. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (услуге). Права сторон при исполнении договора из материала заказчика. Цена в договоре. Сроки предъявления претензий. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.

Тема 10. Порядок и сроки предъявления потребителями претензий по поводу недостатков товара, работы, услуги (3 часа).

Требование потребителя по поводу недостатков товара, работы, услуги. Предоставление потребителем товарного чека, технического паспорта. Порядок предъявления потребителем претензии к продавцу, изготовителю устно. Способы защиты от произвола продавцов и исполнителей. Оформление претензии в письменной форме.

Тема 11. Основания и порядок возмещения морального вреда (2 часа).

Понятие морального вреда. Основания для возникновения ответственности за причинение морального вреда потребителю. Ответственность за причинение морального вреда. Определение размеров возмещения. Виды имущественного вреда. Обращение в суд с иском о возмещении морального вреда.

Тема 12. Государственная и общественная защита прав потребителей (3 часа).

Государственная система защиты прав потребителей. Федеральная антимонопольная Служба и ее территориальные органы. Другие Федеральные органы. Городские и сельские органы по защите прав потребителей. Порядок обращения в органы государственной системы защиты прав потребителей. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций и результаты их правозащитной деятельности.

Тема 13.Этика потребительского поведения (3 часа).

Способы разрешения конфликтов. Искусство компромисса. Самозащита потребителя. Границы самозащиты.

Обобщающее занятие (1 час).

Основы законодательства о защите прав потребителей.

Итоговое занятие (2 часа).

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Кол

час.

Форма

занятий

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерители.

Введение. 1
1. Потребитель в современной рыночной экономике 2 вводные уроки Определять значение понятия “потребитель”; характеризовать факторы, влияющие на поведение потребителя на рынке; уметь выделять черты рационального потребителя, аргументировано высказывать свое мнение. решение проблемных заданий, выполнение упражнений-тренингов, анкетирование, написание эссе “Рациональный потребитель”
2. Из истории потребительского движения 2 лекция с элементами беседы называть международные документы о правах потребителей, раскрывать их сущность; уметь составлять кроссворд по теме, используя изученные понятия,

готовить сообщения, используя информацию из различных источников

конспект лекции, контрольные вопросы, составление кроссворда по теме;
сообщение “Зарождение потребительского движения в Европе”
3. Потребительский выбор: теория и практика 2 урок – проблемная беседа аргументировано высказывать свое мнение по вопросам круглого стола круглый стол: “Потребительский выбор: теория и практика”
4. Потребитель в мире информации. 3 лекция с элементами беседы

урок – практикум

уметь объяснять какую роль играет информация в условиях рыночной экономики, почему необходимо использовать различные информационные источники, какая роль сегодня отводится рекламе, какую информацию она несет потребителю, уметь составлять памятку по теме занятия и проводить социологическое исследование, самостоятельно формулируя вопросы, анализировать данные социологического опроса и делать на их основе выводы решение проблемных и экономических задач, тестирование, составление памятки “Советы потребителю”, проведение социологического опроса “Реклама в нашем городе”
5. Всеобщий эквивалент – деньги 2 лекция с элементами беседы определять роль денег в современном обществе, применять полученные знания при решении практических задач запись основных положений лекции, контрольные вопросы, практикум, определение тем исследовательских проектов
6. Российское законодательство о защите прав потребителей 2 урок освоения ЗУН знать основные документы, определяющие условия реализации и защиты прав потребителей, уметь работать с документальными источниками, извлекая нужную информацию, отвечая на поставленные вопросы, сопоставлять международные стандарты и нормы российского законодательства работа с нормативными актами, определяющими права потребителей:

Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ и Законом РФ “О защите прав потребителей”

7. Права потребителей в сфере торговли и услуг. 2 лабораторное занятие анализировать статьи Закона РФ “О защите прав потребителей”, извлекать нужную информацию из первоисточника запись основных положений темы, анализ первоисточника, тестирование, работа с материалами СМИ
8. Права потребителя при покупке товара 2 лабораторное занятие

 

знать права потребителя при покупке товара с недостатками, раскрывать механизм расторжения договора купли-продажи, применять полученные знания при решении практических задач запись основных положений темы, анализ первоисточника
9. Защита прав потребителя при заключении договоров на оказание услуг.

 

2 лекция

урок – практикум

уметь на основе знания основ российского законодательства раскрывать механизм защиты прав потребителя при заключении договоров на оказание услуг; знать права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе, применять полученные знания при решении практических задач запись основных положений темы, анализ первоисточника, решение практических задач, деловая игра
10 Порядок и сроки предъявления потребителями претензий по поводу недостатков товара, работы, услуги. 3 комбинированный урок

урок – практикум

знать сроки и способы защиты потребителя, уметь оформлять претензию в письменном виде выполнение практического задания работа с научной и справочной литературой, первоисточниками и материалами СМИ
11 Основания и порядок возмещения морального вреда 2 комбинированный урок

урок – практикум

знать основания и порядок возмещения морального вреда, виды морального вреда; уметь описывать порядок обращения в суд с иском о возмещении морального вреда. запись основных положений темы, анализ первоисточника, работа с материалами СМИ, решение практических задач в группах
12 Государственная и общественная защита прав потребителей 3 лекция с элементами беседы

урок – практикум

уметь характеризовать государственную систему защиты прав потребителей в Российской Федерации, опираясь на документальные источники, объяснять порядок обращения в органы государственной системы защиты прав потребителей. работа с документом, решение практических задач в группах, деловая игра, подготовка к тестированию и презентации исследовательских проектов
13 Этика потребительского поведения. 3 урок-

практикум

составлять алгоритм действий

потребителя в условиях современного рынка, раскрывать сущность искусства компромисса

тестирование, анкетирование, подготовка к презентации исследовательских проектов
14 Обобщающее занятие “Основы законодательства о защите прав потребителей” 1 повторительно-обобщающий урок знать основные положения международного и российского законодательства о защите прав потребителей, применять полученные знания при определении способов защиты и поведения потребителей выполнение тестов и практических заданий подготовка к презентации исследовательских проектов
15 Итоговое занятие 2     презентация исследовательских проектов

Литература для учащихся:

  1. Конституция Российской Федерации, М., 2003 г.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, М, 2004 г.
  3. Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, Новосибирск., Сибирское университетское издательство, 2005 г.
  4. В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко “Азбука потребителя”, издательство “Вита-пресс”, М., 2005 г.
  5. И. Липсиц, “Экономика без тайн”, М., “Дело”, 1993 г.
  6. М.Ф.Гуськова, П.Ф.Стерликов, Ф.Ф.Стерликов “Экономика. 100 вопросов – 100 ответов”. Москва. Владос. 2003 г.
  7. М.П. Павлов, Н.И. Курганская, СИ. Самыгин “100 экзаменационных ответов. Обществознание”, Ростов-на-Дону, издательский центр “Март”, 2002 г.
  8. П.М. Крючкова “Основы потребительских знаний”, издательство “Вита – пресс”, М., 2005 г.

Литература для учителя:

  1. А.И. Яковлев “Основы правоведения”, Москва, “Асадема”, 2004 г.
  2. С.Ю. Фрейкман “Экономика и бизнес, начальный курс”, издательство “Начало-пресс”, 1995 г.
  3. В.И. Видяпина “Экономическая теория”, Москва, изд. ИНФРА-М, 2007 г.,
  4. А.С. Булатова “Экономика”, Москва. Изд. “Экономист”, 2003 г.