Урок "На минутку стать шахтером"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Ознакомление учащихся старших классов основных общеобразовательных школ с горными профессиями, востребованными в горнодобывающей отрасли;
  • Мотивация учеников к потенциальной возможности учиться и работать в регионе для построения образовательной и карьерной траектории в ЕВРАЗе.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с полигонами, лабораториями, мастерскими горных профессий, с разнообразием горных специальностей.
  • Рассказать о горном оборудовании, которое используется в угольной промышленности.
  • Заинтересовать в приобретении горных профессий, как важных и необходимых для развития Кемеровской области и Кузбасса.

Ожидаемый результат: сформировать у участников мастер-класса понимание значимости горных профессий.

Методы проведения:

1. Словесные: рассказ, объяснение;
2. Наглядные: демонстрация работы горного оборудования.
3. Практические: самостоятельная работа участников мастер-класса (под руководством и контролем обучающихся ГОУ НПО ПУ№60 по профессии электрослесарь подземный, группа ЭС – 11.10) – включение горного оборудования, контроль за работой.

Материальное обеспечение мастер – класса:

  • Материально техническое обеспечение: рабочие куртки, каски, индивидуальные средства защиты: противоаэрозольный респиратор с клапаном выдоха, самоспасатели, журнал по технике безопасности;
  • Оборудование: очистной узкозахватные комбайны типа 2К-52, , механизированная крепь, аппаратура управления конвейерными линиями АУК-1М.

Учебно-методическое обеспечение: Опорный конспект.

Теоретическая часть:

– объяснение темы мастер-класса, ее актуальность, обозначение основных целей;
– презентация опыта педагога-мастера Катуниной Н. Л.;
– показ трудовых приемов при работе с горным оборудованием.

Практическая часть:

– Демонстрация операций по управлению основным оборудованием МК, автоматизированной конвейерной линией АУК-1М;
– Самостоятельная работа участников мероприятия.

Рефлексия: Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Структура мастер-класса.

Этапы мастер– класса Деятельность педагога – мастера Деятельность обучающихся

ГОУ НПО ПУ №60

Деятельность участников мастер-класса КМО
1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Организация, психологический настрой участников мастер-класса. Сообщение темы и целевая установка на мастер-класс. Проверяют рабочие места, готовятся к мастер-классу. Осознают основную цель мастер-класса, ее практическое и теоретическое значение. Готовятся к мастер-классу. Осознают основную цель мастер-класса. Спец.одежда, индивидуальные средства защиты. Опорный конспект.
3. Теоретическая часть Последовательное изложение материала. Последовательное изложение материала. Восприятие и осмысление информации. Опорный конспект.
4. Практическая часть Контроль деятельности обучающихся, консультация участников мастер-класса. Демонстрация операций по управлению основным оборудованием МК, автоматизированной конвейерной линией АУК-1М. Освоение навыков по управлению основным оборудованием МК, автоматизированной конвейерной линией АУК-1М. Оборудование

аппаратура управления конвейерными линиями АУК-1М, Механизированная
крепь,
очистной узкозахватный комбайн типа 2К-52.

5. Подведение итогов мастер-класса Оценка деятельности учащихся и участников мастер-класса. Осмысление информации. Осмысление информации.  
6. Рефлексия Анализ работы, оценка своей деятельности, оценка деятельности учащихся. Анализ работы, оценка своей деятельности. Анализ работы, оценка деятельности педагога – мастера и обучающихся. Карточки рефлексии.
7. Заключение Заключительное слово педагог – мастера. Восприятие и осмысление информации. Восприятие и осмысление информации.  

Сценарный план мастер-класса.

Участники мастер-класса получают рабочие куртки, каски, индивидуальные средства защиты: противоаэрозольный респиратор с клапаном выдоха, самоспасатели. Переодеваются.

Теоретическая часть:

Введение:

Педагог-мастер:

Дано нам видеть солнце меньше, чем другим дано,
В пластах пород, с боями штреки пробиваем.
Природы скупость, побеждаем все равно,
Хотя наш мирный труд, мы уголь добываем.

Спрессован древний мир, прослойкой меж пластов,
Не ради знаний, прошлое земли вскрываем.
Листаем древний слой, всей грубостью шнеков,
Хотя наш мирный труд, мы уголь добываем.

Сменила смена нас, ствол позади давно,
При встрече с солнцем вновь, в восторге пребываем.
Пусть видеть солнце меньше, чем другим дано,
Зато наш мирный труд, мы уголь добываем.

Шахтер – это одна из самых сложных профессий. В шахту приходят работать многие, но остаются – не все. Для работы в сложных, опасных условиях подземных горных выработок необходимы: мужество, высокое чувство ответственности за товарищей по работе, выносливость, здоровье.

Недаром большое количество стихов и песен посвящено именно этим отважным людям.

И даже в гимне Кузбасса первый куплет посвящен горнякам – шахтерам. Я предлагаю послушать его еще раз. (Звучит первый куплет гимна.)

Сегодня Вы познакомитесь с горным оборудованием, которое используется для обеспечения успешной работы и создания безопасных и комфортных условий труда в угольной промышленности.

Педагог-мастер : Первой нашей остановкой будет…..

Полигон горных выработок: На этом полигоне Вы познакомитесь с горным оборудованием которое используется непосредственно для добычи полезного ископаемого. Увидите его в деле, а самые смелые могут попробовать сложный труд шахтера на себе. Мой помощник Марат, будущий электрослесарь подземный, познакомит Вас с работой очистного комбайна.

Обучающийся ГОУ НПО ПУ № 60 рассказывает и показывает работу узкозахватного комбайна типа 2К-52 (Приложение 1)

Очистной комбайн – это комбинированная машина, с помощью которой в очистном забое производится одновременно отделение угля от массива и навалку отбитого угля на забойный конвейер. Очистные комбайны впервые были созданы в СССР. Их внедрение в шахту началось в 1948 г. Узкозахватные выемочные комбайны были освоены в 1960 г.

К достоинствам узкозахватных комбайнов относятся: более высокая производительность, а также меньшая энергоемкость процесса разрушения угля. Узкозахватные комбайны конструктивно проще, чем широкозахватные, и имеют более эффективные средства погрузки. У узкозахватных комбайнов более совершенные исполнительные органы.

Основными конструктивными узлами узкозахватных комбайнов являются: исполнительный орган, предназначенный для отделения угля от массива и погрузки на забойный конвейер; предаточный механизм (редуктор) для передачи движения от приводного электродвигателя к исполнительному органу и механизма передачи; тяговый орган для направленного перемещения комбайна вдоль лавы; система пылеподавления (орошения)для борьбы с пылью, образующейся при выемке угля; система управления комбайном; погрузочное устройство.

Узкозахватный комбайн типа 2К-52.

(Обучающийся ГОУ НПО ПУ № 60 предлагает одному из школьников с его помощью потренироваться в управлении этой машины.)

Педагог – мастер : Надеюсь, эта огромная машина произвела на Вас впечатление.

Мы движемся дальше…

Мой помощник Евгений, будущий электрослесарь подземный, расскажет Вам про механизированные крепи и покажет, как они работают.

Обучающийся ГОУ НПО ПУ №60 рассказывает и показывает работу механизированной крепи. (Приложение 2)

Механизированная крепь, горная крепь длинной очистной выработки (лавы), установка, разгрузка и перемещение которой вслед за подвигающимся забоем осуществляются механизированным способом, без разборки ее на составляющие элементы. Механизированная крепь применяется главным образом на угольных шахтах вместе с горным комбайном, забойным конвейером и крепями сопряжения лавы со штреками

Механизированная крепь делят: по функциям взаимодействия с боковыми породами – на поддерживающие, оградительные, оградительно-поддерживающие и поддерживающе-оградительные; по конструктивной схеме взаимодействия секций – на секционные, комплектные и агрегатированные. Крепи поддерживающего типа (рис. а) предназначены для предотвращения обрушения кровли в пределах рабочего пространства очистной выработки. Секции их состоят из перекрытия, от двух до шести опорных гидравлических стоек, основания и одного или двух гидродомкратов передвижения. Призабойная зона лавы поддерживается перекрытиями секции консольно. По длине перекрытие сплошное или состоит из двух и более звеньев, соединенных шарнирами, чем обеспечивается лучший контакт его с неровной поверхностью кровли.

Механизированная крепь поддерживающего типа применяют в основном на пластах мощностью до 2м, реже – до 3,5м. Крепи оградительного типа испытывают только нагрузку, передаваемую обрушенными породами, защищая рабочее пространство ограждающими перекрытиями (рис. б). Эти крепи не нашли широкого распространения. Крепи оградительно-поддерживающего и поддерживающе-оградительного типов имеют элементы, выполняющие функции поддержания кровли и защиты рабочего пространства от обрушающихся пород. Крепи поддерживающе-оградительного типа (рис. в) поддерживают кровлю на большей ширине рабочего пространства, чем крепи оградительно-поддерживающего типа (рис. г); секция имеет 2–3 гидростойки, что обусловливает возможность применения ее в лавах с труднообрушающейся основной кровлей при слабой непосредственной кровле. Оградительная часть выполняется в виде прочного наклонного перекрытия. Эти крепи применяют в большинстве случаев на пластах мощностью от 1,6 до 2,5 м; разрабатываются (1974) конструкции для пластов до 3,5 м. Секции крепи оградительно-поддерживающего типа имеют прочное наклонное ограждающее перекрытие и относительно короткий козырек, поддерживающий кровлю на небольшой ширине у забоя с помощью одной стойки. Крепи применяют при легко обрушаемых основных и слабых породах непосредственной кровли на пластах мощностью 2–3,5 м.

(Обучающийся ГОУ НПО ПУ №60 предлагает одному из школьников выполнить операции по управлению секцией механизированной крепи.)

Педагог-мастер: Мы переходим в лабораторию “Электрооборудования и автоматики”.

В лаборатории установлена пускорегулирующая и защитная аппаратура (пусковые агрегаты, автоматические выключатели, электромагнитные пускатели); камутационная аппаратура (электродвигатели, электросверла, кнопочные посты управления, светильники, аппаратура автоматики). Но более подробно в этой лаборатории вы познакомитесь с аппаратурой управления конвейерными линиями АУК-1М.

Всем, наверное, знакомо слово “конвейер”, которое мы встречаем в больших супермаркетах, около касс. Но в угольной промышленности “конвейера” на много больше, и они бывают 2 видов: ленточные, скребковые. Аппаратура управления конвейерными линиями АУК-1М предназначена именно для них. А познакомит с этой аппаратурой Вас мой помощник будущий электрослесарь подземный Алексей. Ему слово.

Обучающийся рассказывает и показывает работу аппаратуры АУК-1М.

(Приложение 3, Приложение 4)

АУК-1М аппаратура управления конвейерными линиями предназначена для автоматизированного управления стационарными и полустационарными конвейерными линиями с количеством конвейеров не более 10. Взрывобезопасное исполнение аппаратуры позволяет осуществлять управление, сигнализацию, контроль работы и телефонную связь по 2 изолированным проводам с использованием земли в шахтах опасных по газу и пыли.

В состав аппаратуры входит: электромагнитный пускатель серии ПВИ, ПВИР, который подает питание на пульт управления и блоки управления; пульт управления с выносным прибором указателем ВПУ; блоки управления; датчики КСЛ, УПДС, ДМ-2М, заштыбовки,

В аппаратуре предусмотрены следующие защиты и блокировки:

  • откл. конвейера при разрыве рабочего органа (скребковой цепи или ленты);
  • нулевая защита при исчезновении напряжения в сети;
  • откл. линии при обрыве или коротком замыкании в цепях управл.;
  • блокировка исключающая возможность пуска линии без предупредительного сигнала;
  • блокировка обеспечивающая откл. в период пуска двигателя в случае, если последний не достиг необходимой скорости в течении заданного времени;
  • блокировка, исключая возможность повторного автоматизированного запуска линии после аварийного откл.

(Обучающийся ГОУНПОПУ № 60 предлагает одному из школьников осуществить запуск автоматизированной конвейерной линии и произвести проверку работоспособности датчиков КСЛ, УПДС, ДМ-2М, заштыбовки.)

Презентационная часть:

Подведение итогов работы.

Выпускники школ стоят перед выбором профессии и моя задача, как мастера производственного обучения, познакомить со спецификой горнодобывающей отрасли. Объявленный ЕВРАЗом конкурс заинтересовал и позволил иначе взглянуть на профориентационную деятельность. Данное мероприятие позволяет учащимся школ увидеть изнутри будущую специальность, на мгновение ощутить себя шахтером, оценить ее положительные стороны, что удовлетворяет потребности современной молодежи.

Рефлексия:

  • Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мероприятия.
  • Высказывания участников о мастер-классе, их комментарии об увиденном.
  • Заполняют карточки – отзывы (пожелания, предложения). (Приложение 5)

Методические рекомендации.

  • Мастер-класс проводится совместно с учащимися старшего курса профессионального учебного заведения, для облегчения коммуникативного общения;
  • Группа школьников состоит из 10–12 человек, в целях обеспечения условий техники безопасности;
  • Перед началом профориентационного урока проводится инструктаж по ТБ и заполняется журнал по ТБ;
  • Мастер-класс проводится в спецодежде;
  • Длительность проведения занятия 40–50 минут.

Приложение 6 (статья).

Литература:

  1. Замышляев В.Ф. “Техническое обслуживание и ремонт горного оборудования” [Текст] / В.Ф. Замышляев М: Академия, 2003 г.
  2. Кораблев А. А. Цветнарский И.А., “Справочник подземного электрослесаря” [Текст] / А.А. Кораблев, – М: Недра, 1986 г., М: Недра, 1985 г.