Цели: ввести понятие дробного рационального уравнения, дать общий алгоритм решения, развивать навыки аккуратности в оформлении решения.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели.
II. Проверка домашнего задания, разбор вызвавших затруднение заданий.
III. Подготовка к новой теме.
Предложить ученикам ответить на вопросы.
- Дать определение уравнения.
- Что называют корнями уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Предложить распознать дробные рациональные уравнения на доске.
IV. Изучение нового материала
Дать классическое определение дробного рационального уравнения. Для лучшего понимания можно дать упрощенную формулировку: уравнения, содержащие переменную в знаменателе дроби. Указать ученикам на применение навыков решения уравнений (задания второй части ГИА, решение задач при помощи дробных рациональных уравнений как на ГИА, так и в ЕГЭ)
Для решения уравнения можно (иногда нужно) воспользоваться алгоритмом. Пусть Р(х) и Q(х) некоторые многочлены. Приведем выражение к виду . Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Решив уравнение Р(х) = 0 и исключив те корни, которые превращают знаменатель в ноль, получим решение исходного дробного рационального уравнения. Рассмотрим этот алгоритм на конкретных примерах.
Решить уравнение:
Так как числа -6 и 2 не обращают знаменатель в ноль, то х = -6 и х = 2 являются корнями уравнения.
Ответ: х = -6, х = 2
Решим еще уравнение:
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Так как х = 4,6 не обращает знаменатель в ноль, то 4, 6 является корнем уравнения.
Ответ: х = 4,6
Как нужно поступить и как записать ответ, если числа, обращающие в ноль числитель, обращают в ноль и знаменатель.
Решим еще уравнение
Будем решать по рассмотренному алгоритму.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Решим уравнение:
x2 – 5x + 6 = 0
Корнями уравнения являются числа 2 и 3/
Имеем:
Так как x ≠ 2, а х = 3 не обращает знаменатель в ноль, то число 3 – корень уравнения.
Ответ: х = 3
V. Решение примеров
Предложить ученикам выполнить у доски задания номера 601 (1 столбик)
VI. Подведение итогов
Еще раз рассмотреть алгоритм решения дробного рационального уравнения, отметить активных учеников, объявить домашнее задание и записать его на доске (п.25 номер 601 (2 ст.), 615)/