Цель:
Показать, как разные виды искусства (поэзия, музыка, живопись и видеофильм), – каждый по-своему и независимо друг от друга правдиво отражают разные стороны нашей жизни.
Задачи:
- Познакомить с творчеством магаданских композиторов, художников, поэтов.
- Развивать интерес к изучению культуры своего региона.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой родине.
Оборудование: Магнитофон, видеоплеер VHS.
Музыкальный материал: В.Золотарев. “Прогулка” из Детской сюиты № 2, Ю. Евдан “Это Север поет”
Дополнительный материал:
- Репродукции картин:
З.Н.Ваганова “Река Армань. Апрель”;
В.И.Удовенко “Весна Колымская”. - Стихотворения:
З.Ненлюмкина “Человек и земля”;
Ю.Анко “Не забывай, что истина ревнива…”;
М.Вальгиргин “Земля моя”. - Школьная видеоэнциклопедия (Магаданской области);
В.Резиновский “Любить природу, значит любить Родину” (фильм). - Фотовыстака “Мы согреть эту землю своими сердцами должны”.
План урока.
- Организационный момент, введение в тему урока.
- Работа над музыкальным и изобразительным материалом.
1. Обсуждение изобразительного ряда (картины и фотоматериалы);
2. Слушание музыки. - Проблемное обсуждение: “красота как отражение жизненной правды”
1. беседа, стихотворение;
2. Просмотр видеофильма. - Пение.
- V. Итог урока.
Ход урока
“… Суров мой край. Его характер крут.
Но он не чужд улыбкам и веселью.
И счастлив тот, чей повседневный труд,
Преображая, согревает землю”.
З. Ненлюмкина
I. Не раз мы уже встречались с музыкой, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. В нашем классе звучали песни о березе, о тонкой рябине, о медведе в лесу, о перепелочке и о жаворонке; звучала музыка Грига о наступлении утра и о заходе солнца, музыка Чайковского об осени, Мусоргского о рассвете на Москве-реке; музыка Щедрина о темной ночи, Свиридова о снежной зиме, Кабалевского о весне и добром утре; звучали песни о Волге и Днепре и немало другой музыки, связанной с природой. Мы убедились в том, что искусство (это относится и к музыке, и к литературе, и к изобразительному искусству) связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Мы убедились в том, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.
Сегодня, используя произведения искусств магаданских композиторов, художников, поэтов мы окунемся в красоту нашего Колымского края, ненаглядного чуда природы.
II. Ребята, обратите внимание на картины выполненные магаданскими художниками (Ф.И.О. художников и названия картин). На полотнах художников природа никогда не выглядит мертвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки. Каждой из картин свойственна своя неповторимая интонация. И мы слышим, что эта интонация песенная, лирическая, задушевная. Глядя на картину, мы чувствуем ее настроение, различаем голоса живой природы.
– Манера написания (стиль) этих картин разная, но идея и отношение к тому,
что они отображают одно. Какое? (Любовь к родному краю.)
– Как вы это ощущаете, назовите выразительные моменты картины? (Разный цвет
красок, свет, штрихи.)
– Какое содержание картин? (Речка, сопки в снегу, лиственницы, одно время года –
весна…)
А теперь перед вами фотовыставка – мир, увиденный нашими глазами и мгновенно запечатленный. Почему захотелось сохранить в памяти именно эти моменты? (Выходят 2–3 ученика, кратко рассказывающие о своих фотографиях.)
– Рассмотрев картины и фотовыставку, скажите, какие чувства у вас возникают? (Восторга, радости, трепетного отношения к природе. Хотя край наш суров, но мы восхищаемся его природой, ее дарами.)
Послушайте стихотворение чукотского поэта Михаила Васильевича Вальгиргина [3].
ЗЕМЛЯ МОЯ.
Горячее сердце мое
к этой земле студеной,
как море к песчаному берегу,–
намертво
прикипело…
…Какое великое счастье
родиться на этой земле,
откуда
до чуда –
полшага.
Откуда,
словно
в оленном разгоне,
завтрашний день человечества –
как на ладони!
И так, мы совершили небольшой экскурс по Колымской земле благодаря картинам и стихотворениям, а сейчас мы его совершим с помощью музыки.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В.Золотарева “Прогулка” из Детской сюиты № 2.
– Почему я сказала, что совершим экскурс, как это выражается в музыке? (Музыка передает движение с помощью изобразительных средств: бегающий бас, ровный ритм, четкость ритмических интонаций, плавно текущая мелодия в среднем темпе.)
– Как бы вы назвали это произведение? (Сказать, что пьеса называется “Прогулка” из детской сюиты №2. Сочинил ее известный магаданский композитор В.А.Золотарев.[1])
– Какое настроение передает музыка (веселое, восторженное, приподнятое, радостное).
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
– Соответствует ли настроение, переданное в музыке чувствам, которые мы испытывали, рассматривая картины и фотовыставку? (Да.)
III. – Давайте вспомним, в чем заключается сила музыки? (Жизненная правда неотделима от правды искусства, также как красота искусства неотделима от жизненной красоты.)
– Была ли красива музыка Золотарева и почему? (Она правдиво рассказала о красоте родного края.)
– В чем разница между словами красивость и красота? (Красивость – приукрашивание действительности, намеренное завуалирование правды или вычурность.)
Правильно, ребята, искусство должно правдиво отображать действительность, только тогда оно будет интересно людям, а значит, сделает человека внимательным ко всему живому.
Вот как об этом говорит в своем стихотворении эскимосский поэт Юрий Михайлович Анко. [3]
* * *
Не забывай, что истина ревнива,
рассказывай о виденном правдиво.
У доброй вести хватит доброты,
чтобы согреть или утешить сердце.
Не вздумай искажать ее черты,
Не приукрась их, не переусердствуй.
Но если зла или опасна весть,
а ты нести ее уполномочен,
поведай, не скрывая, все, как есть,
будь объективен и предельно точен.
Ну, а неправда – хошъ или не хошь,
какое ни давай ей объясненье,–
она всегда и всюду просто ложь
и только ложь.
Пусть даже во спасенье.
Рассматривая сегодня картины, слушая музыку и стихотворения мы говорили о красоте нашего края и это правда, все было правдиво передано в произведениях искусства. Но наряду с этой правдой есть и другая правда. Человек, освоив северные просторы, не только восхищается ими, но и наносит природе нашего края непоправимый вред – и это тоже правда. Чтобы сохранить красоту и богатство нашей малой родины, надо ее беречь и не быть равнодушным, бороться с варварским отношением к ней. И говорить об этом нужно правдиво.
ПРОСМОТР видеофильма В.Резиновского “Любить природу, значит любить Родину” [4].
Обсуждение и
Вывод: Чтобы Колыма оставалась ненаглядным чудом природы нужно бережно
относиться к ее сокровищам: растениям, животным, полезным ископаемым.
МЫ СОГРЕТЬ ЭТУ ЗЕМЛЮ СВОИМИ СЕРДЦАМИ ДОЛЖНЫ!
IV. И завершить наш урок хотелось бы песней еще одного магаданского композитора Юрия Ивановича Евдана, который много лет проработал учителем в гимназии № 30. В своих произведениях композитор воспевает наш край, восхищается его красотой и величием.
Слушание и разучивание песни “ЭТО СЕВЕР ПОЕТ” [2].
V. Итог урока: Искусство нашего края правдиво отображает все стороны жизни – в этом и заключается его сила и красота.
Литература:
- Газета “Колымский тракт”. Статья о В.А.Золотареве. 2005 г. – 25мая (№ 21).
- Ю.Евдан “Мы вместе!”: Песни о школе: репертуар. сб. для учащихся муницип. образоват. учреждений (с метод. рек.)/Юрий Евдан; Мэрия г. Магадана и др.– Магадан: новая полиграфия, 2006.
- “Пою тебя, Чукотка”: Сборник стихов поэтов народностей Крайнего Северо-Востока/ Сост. М.Эдинович. – Магадан: Кн. изд-во, 1983.
- Школьная видеоэнциклопедия (Магаданской области) В.Резиновский фильм “Любить природу, значит любить Родину”.