Для сегодняшнего школьника, считаю, очень важна самоактуализация и индивидуализация, т.е. реализация своих способностей и талантов. Целью моей деятельности является развитие познавательного интереса к предмету география через современные методы и приемы.
Основная идея технологии и практическая значимость
Суть ситуационного обучения заключается в том, что школьникам предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует накопленный «багаж» знаний и умений. Следовательно, проблема строится на основе реальной ситуации, в отличие от проблемного метода обучения, где она носит искусственный характер, т. е. проблема уже решена, уже известен ответ на поставленный вопрос. Но не стоит забывать о том, что ученик - это, прежде всего личность, которая может мыслить, сознавать, переосмысливать, приходить к каким- либо выводам. А это уже творческая составляющая мыслительной деятельности. Создание авторских развивающих задач – это всегда новое и интересное дело. А это повышает самооценку подростков.
В заключении могу сказать, использование разных ситуаций на уроке в сочетании с мультимедийными средствами обучения, с учетом вышеизложенных методических рекомендаций, позволяет мне решать следующие задачи:
- формировать у уч-ся качества как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи;
- принимать обоснованные решения;
- активизировать зрительное, визуальное и тактильное восприятие у школьников, тем самым повысить качество обучения.
- применять и использовать приобретенные умения и навыки, информацию в различных сферах своей деятельности.
Я поделилась с вами некоторыми фрагментами своей работы. Мне нравится овладевать новыми образовательными технологиями, так как считаю, что разные методы образования, в конечном счете, решают главную задачу школы: воспитание человека с новым уровнем сознания.
«Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует сделать так, чтобы он хотел его достичь».
(Квинтилиан)
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, подлинное образование «запускает» развитие и саморазвитие учащегося, являясь личностно - ориентированным процессом, – такова его истина. Таким образом, главным субъектом образовательного процесса является личность ученика, и этот субъект органически целостен. Именно эта составляющая меня и привлекает в своей педагогической практике. Актуальность темы, по- моему мнению, состоит в следующем:
В итоге в первом случае школьники теряют интерес к предмету. А использование обучающих задач на уроках географии формирует у уч-ся стремление к овладению новыми технологиями. Появляется личная заинтересованность к предмету, а следовательно и развитие индивидуальности. Формируется компетентностный подход к обучению. Это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовать на практике свою компетентность.
Одна из основных функций компетенций – быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении.
А как помочь стать ребенку успешно развивающейся личностью – цель моей деятельности.
В этом направлении работы лично мне помогает интегративное обучение. Считаю, что «интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного».
Во-первых: она позволяет развивать личностные способности ученика.
Во-вторых: в основе процесса формирования интегративных знаний и умений имеет место связь с практической деятельностью.
В-третьих: процесс обучения определяется как человекосозидающий процесс, процесс становления целостного образа «Я».
Интегративное обучение – это целостная методическая система, направленная на самостоятельное приобретение школьниками знаний и умений одновременно с интеграцией, синтезом и применением этих знаний в различных сферах деятельности.
Оно является основой вовлечения школьников в активную познавательную деятельность.
На уроке я создаю интегративную учебную проблему – форма практической реализации учащихся. Она определяет направление умственного поиска, побуждает к познанию неизвестного и ведет к усвоению нового знания или способа действий.
Интегративным образовательным процессам, легче создать, например, проблемные ситуации или эмоционально-психологические установки на уроке, обеспечить взаимное обучение, осуществить погружение.
Я думаю, что именно ситуационные задачи направлены на такой вид деятельности учащихся.
Эта технология позволяет перевести знания учащегося с репродуктивного (воспроизведение) на креативный (применение) уровень усвоения.
В этом заключается эффективность современных образовательных технологий.
Одной разновидностью ситуационных задач является метод анализа конкретных ситуаций.
Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними.
Кейсы можно использовать на разных стадиях обучения:
- В процессе обучения
- В процессе контроля: лучше использовать в конце изучения тем.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.
Итоги работы школьники представляют как в письменной, так и в устной форме, в учебной и во внеучебной деятельности.
Источники кейсов могут быть самыми разнообразными: собственный опыт уч-ся; художественные произведения, кинофильмы, научная информация. Я использую и готовые кейсы, и создаю собственные разработки и привлекаю к этой работе наиболее активных уч-ся. Особенно продуктивно применяю ситуационные задачи в курсе «География России 8-9 класс» – Приложение.
Как правило, ситуационная задача включает в себя:
|
Выделяю следующие подходы к проектированию учебных обучающих задач:
- На основе соответствующих вопросов учебника;
- На основе практико-ориентированных задач изучаемой науки;
- На проблемах реальной жизни;
- Отработке предметных знаний и умений на материале, значимом для ученика.
Степень сформированности у учеников навыков решения обучающих задач можно представить в виде матрицы:
Название задачи | Моделирование ситуации | Как выполнено (индивидуально или в группе) | Понимание представленной информации | Предложение способа решения проблемы | Обоснование способа решения проблемы |
Эти ситуации являются не только новыми для уч-ся, но и для учителя. Изменяется характер отношений между учителем и учеником. Они выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы.
При этом я считаю у школьников развиваются:
- Аналитические навыки. Умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять информацию.
- Практические навыки. Использование на практике теории предмета. Изучение способов решения проблем, навыки работы с первоисточниками.
- Творческие навыки. Владение приемами знаний в новой учебной ситуации, следовательно, развитие интеллектуальных умений (оригинальности, отличной от традиционности).
- Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные навыки. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.
- Во всех случаях решение ситуационных задач направлено на достижение метапредметных результатов.
Выводы.
Эта современная технология имеет преимущества:
- Учащиеся получают не готовые знания, а вырабатывают их сами.
- Накапливают жизненно-важный опыт решения проблем.
- Формируют умения слушать и понимать других.
- Вариативность способов решений способствует развитию креативности у учителя и учеников.
- Создает комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации.
Но важно сделать подборку соответствующего реального материала, в котором моделируется ситуация. Я нашла решение этой проблемы: по мере изучения отдельных тем, привлекаю наиболее активных уч-ся.
Позиции ученика на занятии: «Я учусь сам» – «Я учу других» – «Я – автор учебной деятельности».
Используя на уроке географии ситуационные задачи, могу отметить, у учащихся формируется творческая составляющая. А это очень важно. Они интенсифицируют учебный процесс, создают ситуацию успеха на уроке, а значит ребенку это интересно.