Цель: Создание условий для формирования расширенного представления о бабочках через пробуждение познавательного интереса к бисероплетению.
Задачи:
- расширить кругозор (информация о бабочках);
- изучить схемы выполнения изделия «бабочка»;
- способствовать развитию навыков практической деятельности при работе с бисером;
- способствовать формированию основных компетентностей (коммуникативной, оценочной).
Методы: частично-поисковый с объяснительно-побуждающим методом обучения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Самостоятельная деятельность учеников: репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- наглядно-иллюстрированный материал;
- образцы изделий из бисера;
- технологические карты по изготовлению «бабочек».
Инструменты и материалы:
- бисер № 11 разных цветов,
- проволока.
Ход занятия
«Одним воздушным очертаньем
Я так мила!»
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие, создание доброжелательной рабочей атмосферы (сл. 1).
II. Основная часть.
Рассказ с использованием мультимедийной презентации.
– Согласно древней легенде к первому человеку на Земле приходили разные животные, и он давал им названия. Он не полностью справился с этой задачей. До наших дней существует множество ещё не названных живых существ. И вообще это сказка. На Земле живут миллионы разных зверей, птиц, рыб, насекомых, пауков и других животных. И среди них сто сорок тысяч видов бабочек (сл. 2).
На поляне у реки жили-были мотыльки.
Братья разноцветные, как фантики конфетные!
А второй – небесно-синий в белых брызгах, будто иней.
Первый – красный, как рябина, словно капелька рубина.
Третий – жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.
А четвёртый – белоснежный, лепесток ромашки нежный.
В синих точках брат шестой, Бело-красно-золотой.
А седьмой – совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой – чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.
А девятый – в белых точках, красных ромбах и кружочках.
Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!
– Ребята, вы уже догадались, о чем сейчас мы с вами будем говорить?
– Что же это за мотыльки?
– А что вы знаете о бабочках? (ответы детей).
Да, они очень милые, нежные, красивые, порхают от цветка к цветку (сл. 3).
Бабочки, несомненно, самые заметные и привлекательные из многочисленных насекомых, обитающих в лесах. В ясный летний день разноцветные дневные бабочки, порхающие над цветами, — непременное украшение лесных полян. Для поддержания жизнедеятельности большинство бабочек питается нектаром. Это необходимо, ведь в полете теряется много энергии. Помимо нектара, бабочки питаются и соком перезревших плодов. Однако, для жизнедеятельности бабочек необходим не только растворенный сахар, но и вода. Многие утоляют жажду на рассвете росой, другие пьют воду на побережьях. Между растениями и бабочками существует тесная взаимосвязь. Бабочки питаются нектаром растений. Цветы жимолости, например, устроены так, что опылять их могут только ночные бабочки. А так же у бабочек очень необычный жизненный цикл. Они не сразу рождаются бабочками, а походят через несколько стадий, прежде чем станут красавицами бабочками. Продолжительность жизни взрослой бабочки колеблется от нескольких часов до нескольких месяцев и в среднем составляет 2—3 недели (рассматриваем жизненный цикл бабочки по слайду 3).
– Ребята, сейчас отгадайте загадки (сл. 4):
На цветке живет,
Пьет цветочный сок.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
В ярком платье модница, погулять охотница.
От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
Утром ползает,
в полдень недвижима,
а вечером летает.
III. Практическая работа
– Каквы думаете, что мы сегодня с вами смастерим из бисера?
– Правильно, бабочку и прикрепим её на цветочек, который стоит перед вами. Эти яркие, разноцветные мотыльки, которых мы смастерим, принесут в ваш дом дыхание лета, ароматы луга… Модели маленьких бабочек очень просты в исполнении, но в то же время предоставляют широкие возможности для проявления выдумки и фантазии. Многообразие форм и расцветок таких бабочек просто неисчерпаемо!
Чтобы приступить к работе, давайте познакомимся со схемами (сл.5)
– Кто помнит, как называется вид плетения каждой схемы? (параллельное и петельное)
– Прежде, чем превратится в бабочку, какие циклы происходят?
Первое, что мы сделаем – куколку, а затем превратим её в красивого, нежного мотылька – бабочку, порхающую по цветкам.
Приступаем к работе.
(Демонстрация приемов работы, индивидуальная работа с детьми).
– Рассмотрите схему плетения куколки и крылышек мотылька. Начинаем плести с туловища или, как мы с вами решили, сначала сплетем куколку, которая превратится в воздушное очертание бабочки.
- Берем отрезок проволоки длиной 15 см., складываем пополам.
- Нанизываем 2 бусинки, прошиваем одну бусинку
- Два раза нанизываем по две бусинки, прошивая обе бусинки
- . Нанизываем одну бусинку, две, две, одну, две, одну.
- На концы оставшейся проволоки нанизываем по одной бусинке, складываем проволоку вдвое и закручиваем до конца – у нас получились усики. Куколка готова, осталось превратить её в бабочку.
Физкультурная пауза
– Бабочки полетели (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить согнутые прямые остальные пальцы),
– Крыльями махали (махи ладонями с широко раскрытыми пальцами),
– На цветочки сели (руки верх, все пальцы широко расставить),
– Вместе отдыхали (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы).
Продолжаем работу.
- Для этого, берем следующую проволоку, подеваем через одну бусинку, на хвостик набираем 27 бусинок и снова продеваем через одну бусинку куколки.
- Плетем второе верхнее крылышко с другой стороны бусинки, через которую продета проволока, набираем на неё 27 бусинок и пропускаем конец проволоки за бусинку, через которую продевали проволоку, слегка закручивая. Верхние крылышки готовы.
- Берем следующую проволоку, продеваем через бусинку (пятого ряда) куколки и нанизываем по 23 бусинок, повторяя плетение верхних крылышек.
– И действительно, эти яркие, разноцветные бабочки, которые мы смастерили, принесли в ваш класс дыхание лета, ароматы луга…
IV. Подведение итогов занятия
(сл. 6)
– В какое время года появляются насекомые?
– Какое насекомое мы изготовили?
– Из каких частей состоит бабочка?
– У бабочки есть (голова, грудка, брюшко, 6 лапок, усики, два глаза, четыре крылышка)
– А как мы выплетали бабочку? По схеме: сначала тельце, затем крылья, голову, усики.
Импровизированная лужайка (цветы, бабочки)
Ученик:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Афанасий Фет
Учитель: И, кажется, что наши бабочки уже раскинули свои крылья и вот-вот улетят…
(сл. 7)
– Всем спасибо за творческую работу. Сегодня все вы унесете с собой частичку дыхания лета – свою бабочку.