Использование компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях приобретает всё большую актуальность. Данные технологии позволяют специалистам индивидуализировать и дифференцировать работу с учащимися, построить коррекционный процесс более продуктивно и интересно. При составлении заданий тестового типа учитываются дидактические принципы: научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода. Задания построены от простого к сложному. Предложены задания с простым выбором ответа, задания на установление соответствия, задания на сравнение. По результатам прохождения теста ученик может вернуться к допущенным ошибкам и исправить их, пройти данный тест заново.
Тест создан с использованием программы Microsoft Office, шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint, разработанный Дмитрием Смирновым.
Данный тест по теме “Дифференциация парных согласных д - т”, входит в блок занятий по теме “Дифференциация парных согласных”. Он может применяться на занятиях при обобщении и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний и умений. Задания используются в работе с учащимися 2-3 классов, имеющих нарушения письменной речи.
Использование данного логопедического теста даёт возможность учителю-логопеду, дефектологу проанализировать результаты коррекционной работы по данной теме с каждым учеником, в интересной для ребёнка форме, выявить сохранившиеся пробелы в знаниях учащихся, скорректировать индивидуальные планы работы с учениками.
При выявлении пробелов в знаниях детей целесообразно выделить дополнительные занятия на дифференциацию данных звуков, если пробелов в знаниях детей по данной теме нет, то учитель – логопед, дефектолог переходит к изучению следующей пары парных согласных звуков.
Тип урока - Обобщения и проверка знаний
Цели урока
- Обобщить и проверить знания учащихся о парных согласных д – т.
- Развивать внимание, восприятие, логическое мышление, орфографическую зоркость, монологическую связную речь, умение работать с компьютером.
- Воспитывать культуру речи, внимательное отношение к устной и письменной речи.
Задачи урока
- Проверить умение давать характеристику звукам [д, д' – т, т'], умение выделять звуки [д, д' – т, т'] из слов.
- Проверить уровень сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов.
- Проверить умение вставлять пропущенные парные согласные, используя орфографическое правило о написании парных согласных в корне слова.
- Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте допущенные ошибки.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- информационные технологии обучения;
- проблемное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровье сберегающие технологии;
- технология индивидуализации обучения;
- технология программированного обучения.
Время реализации урока - 25 минут (индивидуальное занятие)
Ход и содержание урока
Организационный момент.
Сегодня, наше занятие будет связано с работой на компьютере. Данная работа позволит тебе проверить свои знания по изученной теме.
Введение в тему занятия.
Тему нашего занятия ты узнаешь, разгадав шифровку.
(ребёнку выдается цифровой код и шифр к нему, где каждой цифре соответствует определённая буква)
Какова тема нашего занятия? “Парные согласные д – т”
Работа с тестовыми заданиями.
Инструкция:
Работая с тестом, будь внимателен:
- прочти внимательно вопрос;
- рассмотри и назови предложенные картинки или слова;
- выбери те картинки или слова, которые считаешь правильными;
- если ты выбрал слова и уверен в их правильности, нажми кнопку “ответ готов”;
- если ты хочешь изменить свой выбор, нажми на кнопку “исправить” и выбери другие слова или картинки;
- продолжи выполнение теста.
Задание №1 Выбери правильную характеристику звуков [д, д' – т, т'].
1. Выбери правильную характеристику звуков [д], [д’] - [т], [т’]
а) Звуки [д], [д’] - согласные, звонкие
Звуки [т], [т’] – согласные, глухие
б) Звуки [д], [д’] - согласные, глухие
Звуки [т], [т’] – согласные, звонкие
в) Звуки [д], [д’] - гласные, глухие
Звуки [т], [т’] – гласные, звонкие
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Задание №2 Выделение звуков [д], [д’] - [т], [т’] из слов.
1. Посмотри на картинки. В какой группе картинок все названия со звуком [д]?
Предложены картинки:
- дверь, замок
- дом, корзина
- радуга, карандаши
- диван, скрепки
2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок все названия со звуком [Т]?
Предложены картинки:
- бочка, лист
- тыква, трава
- шарф, зонт
- петух, сумка
3. Посмотри на картинки. Какая картинка лишняя? Почему?
Предложены картинки:
Петух, капуста, кастрюля, дверь.
4. Назовите картинки, В названии каких картинок после звука [д] слышим звук [о]? Предложены картинки:
Радуга, художник, одуванчик, карандаши, звезда, помидор.
Задание № 3 Восстановление деформированных слов и предложений с буквами д – т.
1. Выбери слова, в которых на месте пропуска пишется буква т.
Самолё_, са_овод, виногра_, кос_ёр, во_яной, самока_.
(самолёт, садовод, виноград, костёр, водяной, самокат)
2. Выбери слова, в которых на месте пропуска пишется буква д.
Кро_, заво_, мос_, го_, кус_, сле_
(крот, завод, мост, год, куст, след)
3. Найди в тексте ошибки и исправь их
У тедушки дом в теревне. Около теревни прут. Летом Дима был у тедушки. Он потарил Диме удочку. Дима ходил на прут и утил рыбу.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Дима был у дедушки. Он подарил Диме удочку. Дима ходил на пруд и удил рыбу.)
Ознакомление с результатами теста
- Посмотри, сколько правильных ответов ты дал?
- Какую оценку твоим знаниям поставил компьютер?
- Где были допущены ошибки?
(Работа над ошибками, если они имеются)
Физминутка.
Упражнение “Пяточки – носочки”
Мы умеем танцевать,
На носочках постоять.
А потом на пяточках
Можем и в присядочку.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.
(упр. повторяется 3 раза)
Рефлексия деятельности на уроке
Занятие построено в форме теста. При выполнении заданий ученик может ошибаться. Если он выбрал слова или картинки неправильно, то он может изменить свой изменить свой выбор, нажав на кнопку “исправить” и выбрать другие слова или картинки. После прохождения теста ученик видит количество ошибок и итоговую оценку. При наличии неправильных ответов, ученик может исправить свои ошибки, нажав на кнопку “исправить” или пройти тест заново, нажав на кнопку “еще”.
- Над различением, каких звуков ты работал сегодня на занятии?
- Все ли задания тебе удалось выполнить?
- В каких заданиях ты допустил ошибки?
- Какие задания выполнил правильно?
Список учебной и дополнительной литературы:
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” Л.Н. Ефименкова Москва “Владос” 2001.
- “Логопедическая работа в коррекционных классах” Р.И. Лалаева Москва “Владос” 1998.
Наглядные пособия:
- “Овощи в картинках”, серия “Знакомство с окружающим миром и развитие речи”
- Лото для малышей “Логические пары”