Текстовые задания на коррекционно-развивающих занятиях

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (696 кБ)


Использование компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях приобретает всё большую актуальность. Данные технологии позволяют специалистам индивидуализировать и дифференцировать работу с учащимися, построить коррекционный процесс более продуктивно и интересно. При составлении заданий тестового типа учитываются дидактические принципы: научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода. Задания построены от простого к сложному. Предложены задания с простым выбором ответа, задания на установление соответствия, задания на сравнение. По результатам прохождения теста ученик может вернуться к допущенным ошибкам и исправить их, пройти данный тест заново.

Тест создан с использованием программы Microsoft Office, шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint, разработанный Дмитрием Смирновым.

Данный тест по теме “Дифференциация парных согласных д - т”, входит в блок занятий по теме “Дифференциация парных согласных”. Он может применяться на занятиях при обобщении и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний и умений. Задания используются в работе с учащимися 2-3 классов, имеющих нарушения письменной речи.

Использование данного логопедического теста даёт возможность учителю-логопеду, дефектологу проанализировать результаты коррекционной работы по данной теме с каждым учеником, в интересной для ребёнка форме, выявить сохранившиеся пробелы в знаниях учащихся, скорректировать индивидуальные планы работы с учениками.

При выявлении пробелов в знаниях детей целесообразно выделить дополнительные занятия на дифференциацию данных звуков, если пробелов в знаниях детей по данной теме нет, то учитель – логопед, дефектолог переходит к изучению следующей пары парных согласных звуков.

Тип урока - Обобщения и проверка знаний

Цели урока

  • Обобщить и проверить знания учащихся о парных согласных д – т.
  • Развивать внимание, восприятие, логическое мышление, орфографическую зоркость, монологическую связную речь, умение работать с компьютером.
  • Воспитывать культуру речи, внимательное отношение к устной и письменной речи.

Задачи урока

  • Проверить умение давать характеристику звукам [д, д' – т, т'], умение выделять звуки [д, д' – т, т'] из слов.
  • Проверить уровень сформированности фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов.
  • Проверить умение вставлять пропущенные парные согласные, используя орфографическое правило о написании парных согласных в корне слова.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте допущенные ошибки.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • информационные технологии обучения;
  • проблемное обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • технология индивидуализации обучения;
  • технология программированного обучения.

Время реализации урока - 25 минут (индивидуальное занятие)

Ход и содержание урока

Организационный момент.

Сегодня, наше занятие будет связано с работой на компьютере. Данная работа позволит тебе проверить свои знания по изученной теме.

Введение в тему занятия.

Тему нашего занятия ты узнаешь, разгадав шифровку.

(ребёнку выдается цифровой код и шифр к нему, где каждой цифре соответствует определённая буква)

Какова тема нашего занятия? “Парные согласные д – т”

Работа с тестовыми заданиями.

Инструкция:

Работая с тестом, будь внимателен:

- прочти внимательно вопрос;

- рассмотри и назови предложенные картинки или слова;

- выбери те картинки или слова, которые считаешь правильными;

- если ты выбрал слова и уверен в их правильности, нажми кнопку “ответ готов”;

- если ты хочешь изменить свой выбор, нажми на кнопку “исправить” и выбери другие слова или картинки;

- продолжи выполнение теста.

Задание №1 Выбери правильную характеристику звуков [д, д' – т, т'].

1. Выбери правильную характеристику звуков [д], [д’] - [т], [т’]

а) Звуки [д], [д’] - согласные, звонкие

Звуки [т], [т’] – согласные, глухие

б) Звуки [д], [д’] - согласные, глухие

Звуки [т], [т’] – согласные, звонкие

в) Звуки [д], [д’] - гласные, глухие

Звуки [т], [т’] – гласные, звонкие

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2 Выделение звуков [д], [д’] - [т], [т’] из слов.

1. Посмотри на картинки. В какой группе картинок все названия со звуком [д]?

Предложены картинки:

- дверь, замок

- дом, корзина

- радуга, карандаши

- диван, скрепки

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок все названия со звуком [Т]?

Предложены картинки:

- бочка, лист

- тыква, трава

- шарф, зонт

- петух, сумка

3. Посмотри на картинки. Какая картинка лишняя? Почему?

Предложены картинки:

Петух, капуста, кастрюля, дверь.

4. Назовите картинки, В названии каких картинок после звука [д] слышим звук [о]? Предложены картинки:

Радуга, художник, одуванчик, карандаши, звезда, помидор.

Задание № 3 Восстановление деформированных слов и предложений с буквами д – т.

1. Выбери слова, в которых на месте пропуска пишется буква т.

Самолё_, са_овод, виногра_, кос_ёр, во_яной, самока_.

(самолёт, садовод, виноград, костёр, водяной, самокат)

2. Выбери слова, в которых на месте пропуска пишется буква д.

Кро_, заво_, мос_, го_, кус_, сле_

(крот, завод, мост, год, куст, след)

3. Найди в тексте ошибки и исправь их

У тедушки дом в теревне. Около теревни прут. Летом Дима был у тедушки. Он потарил Диме удочку. Дима ходил на прут и утил рыбу.

(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Дима был у дедушки. Он подарил Диме удочку. Дима ходил на пруд и удил рыбу.)

Ознакомление с результатами теста

  • Посмотри, сколько правильных ответов ты дал?
  • Какую оценку твоим знаниям поставил компьютер?
  • Где были допущены ошибки?

(Работа над ошибками, если они имеются)

Физминутка.

Упражнение “Пяточки – носочки”

Мы умеем танцевать,
На носочках постоять.
А потом на пяточках
Можем и в присядочку.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.
(упр. повторяется 3 раза)

Рефлексия деятельности на уроке

Занятие построено в форме теста. При выполнении заданий ученик может ошибаться. Если он выбрал слова или картинки неправильно, то он может изменить свой изменить свой выбор, нажав на кнопку “исправить” и выбрать другие слова или картинки. После прохождения теста ученик видит количество ошибок и итоговую оценку. При наличии неправильных ответов, ученик может исправить свои ошибки, нажав на кнопку “исправить” или пройти тест заново, нажав на кнопку “еще”.

  • Над различением, каких звуков ты работал сегодня на занятии?
  • Все ли задания тебе удалось выполнить?
  • В каких заданиях ты допустил ошибки?
  • Какие задания выполнил правильно?

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” Л.Н. Ефименкова Москва “Владос” 2001.
  2. “Логопедическая работа в коррекционных классах” Р.И. Лалаева Москва “Владос” 1998.

Наглядные пособия:

  1. “Овощи в картинках”, серия “Знакомство с окружающим миром и развитие речи”
  2. Лото для малышей “Логические пары”