Индивидуальное логопедическое занятие "Мила в Лапландии. Автоматизация звука [л] в предложениях"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: формирование звуко-произносительной стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Упражнять в выделении на слух и произносительно звука [л] изолированно, в слогах и в словах;
  • Упражнять в употреблении звука [л] в слогах, в словах и в предложениях;
  • Упражнять в составлении предложений с опорой на сюжетную картинку;
  • Развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить понятия: “звук”, “слово”, “слог”;
  • Расширять словарный запас по темам: “Животные и птицы Севера”, “Инструменты”, “Продукты питания”, “Цветы”;
  • Закрепить умение выкладывать звуко-слоговую и звуко-буквенную схемы слов.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю;
  • Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: ноутбук, презентация “Мила в Лапландии”, зрительные символы звуков [л, а, у, ы, о], сигнал звука [л], зеркало.

Ход занятия

Оргмомент.

Пальчиковая игра “Дружба”.

Логопед предлагает ребенку подобрать слова в рифму к незаконченной фразе:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Соединить обе руки в кулачок-знак “приветствия”.
А теперь подружат маленькие пальчики. “Фонарики” пальцами обеих рук.
Я сейчас дружу с тобой, потому что ты ... (герой), Поочередно соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем).
А сейчас дружу с тобой, потому что ты ... (смешной), соединяют большой палец со средним
А потом дружу с тобой, потому что ты ... (большой), соединяют большой палец с безымянным
А потом дружу с тобой потому что ты...( со мной). соединяют большой палец с мизинцем

Основная часть.

1. Логопед:

- У каждого ребенка есть друзья. Вот и девочка Мила очень общительная. Однажды она отправилась в далёкую Лапландию к самому Санта Клаусу. Хочешь узнать, как проходило ее путешествие? Тогда выполни задание:

Какой звук повторяется в названии этих городов Лапландии? Луосто, Салла, Олос.

Правильно, звук [л]. Давай дадим характеристику этому звуку, он какой? (согласный, твердый, звонкий) Чем мы обозначаем звук [л] в схемах? (синим кружочком с колокольчиком).

Как мы произносим звук [л]? (кончик языка упирается в верхние зубки, голос работает).

2. Игра “Светофор”.

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру “Cветофор”. Логопед:

- Слушай внимательно и поднимай сигнальчик звука [л], когда его услышишь: [л, а, м, л, о, л, и, л] и т. д; а теперь послушаем этот звук в слогах: ла, за, па, ло, сы, лы, ла, ка, лу, зу и т. д.; ну, а теперь сложное задание послушаем звук [л] в словах: лось, лапа, посох, луна, холм, замок, Санта Клаус.

После выполнения задания логопед предлагает посмотреть на экран компьютера и увидеть, как путешествовала Мила в Лапландии. На экране появляется изображение Милы и телефона (2 слайд). Мила получила СМС-сообщение: “Милая Мила приглашаю тебя в Лапландию. Санта Клаус”. Мила обрадовалась и решила отправиться в далекое путешествие на волшебных салазках.

Вопросы:

  1. Кто получил сообщение? (Мила получила сообщение).
  2. Кто прислал сообщение? (Сообщение прислал Санта Клаус).
  3. Куда отправится Мила? (Мила отправится в Лапландию).
  4. На чем поедет Мила? (Мила поедет на волшебных салазках).

3. Игра “Наточи салазки” (3 слайд).

Логопед: Мила поедет на волшебных салазках. А чтобы они поехали нужно наточить полозья. Называй слоги, которые ты видишь на снежинках так долго, пока они не скроются. (Ла-ла-ла, лы-лы-лы).

4. Игра “Инструменты для Милы”.

Логопед: На случай поломки салазок Мила взяла с собой...(4 слайд) молоток, плоскогубцы, пилу и лопату.

Вопросы:

  1. Что взяла с собой Мила?
  2. Как назвать эти предметы одним словом?

Ребенок:

  • Мила взяла молоток.
  • Мила взяла плоскогубцы.
  • Мила взяла пилу.
  • Мила взяла лопату.

5. Игра “Продукты для Милы” (5 слайд).

Логопед: Дорога в Лапландию дальняя, поэтому Мила взяла продукты. Назови, что взяла Мила?

Ребенок:

  • Мила взяла булку.
  • Мила взяла колбасу.
  • Мила взяла шоколад.
  • Мила взяла оладьи.

6. Игра “Удивительная Лапландия” (6 слайд).

Логопед: Лапландия удивительная красивая страна. Посмотри мимо чего скользила Мила? Ребенок:

  • Мила ехала мимо ёлок.
  • Мила скользила около холмов.
  • Мила ехала мимо лыжника.
  • Мила скользила мимо белки.
  • Мила ехала около лодки.

7. Игра “Волшебный замок” (7 слайд).

Логопед: Лапландия волшебная страна, и среди снегов Мила увидела голубой замок, около которого росли цветы. Назови, какие цветы увидела Мила? (8 слайд).

Ребенок:

  • Мила увидела ландыши.
  • Мила увидела гладиолусы.
  • Мила увидела флоксы.
  • Мила увидела фиалки.
  • Мила увидела колокольчики.
  • Мила увидела анютины глазки.

8. Игра “Кто на ёлке?” (9 слайд).

Логопед: Мила поехала дальше. Подъехала Мила к ёлке. Кого увидела Мила?

Ребенок:

  • Мила увидела голубя.
  • Мила увидела поползня.
  • Мила увидела глухаря.
  • Мила увидела дятла.
  • Мила увидела галку.

9. Игра “Снегопад” (10 слайд).

Логопед: Вдруг начался снегопад. Милу стало не видно, только слышатся звуки. Догадайся, что делала Мила?

Ребенок:

  • Мила ела яблоко.
  • Мила ходила по снегу, согревала ноги.
  • Мила точила салазки.
  • Мила набирала номер и звонила по телефону.
  • Мила наливала кока-колу.
  • Мила листала журнал.

10. Игра “Подарки”.

Логопед: Вот и дом Санта Клауса. Мила благополучно добралась до него (11 слайд).

Только Санта Клаус был занят. Он раздавал подарки животным. Назови, кто за кем шел? (12 слайд).

Ребенок:

  • За лосем шел волк.
  • За волком шла белка.
  • За белкой белый медведь.
  • За белым медведем шел глухарь.

11. Итог занятия.

Логопед: Мила тоже получила подарок от Санта Клауса. Догадайся, какой? Мила получила музыкальную шкатулку (13 слайд). Девочка пригласила Санта Клауса к себе в родной город – Калугу. (14 слайд). Калуга - колыбель космонавтики. А встретились Мила и Санта Клаус около памятника К. Э. Циолковкому. Какой звук помог Миле совершить удивительное путешествие? (Звук [л]).