Цель: формирование звуко-произносительной стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Упражнять в выделении на слух и произносительно звука [л] изолированно, в слогах и в словах;
- Упражнять в употреблении звука [л] в слогах, в словах и в предложениях;
- Упражнять в составлении предложений с опорой на сюжетную картинку;
- Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятия: “звук”, “слово”, “слог”;
- Расширять словарный запас по темам: “Животные и птицы Севера”, “Инструменты”, “Продукты питания”, “Цветы”;
- Закрепить умение выкладывать звуко-слоговую и звуко-буквенную схемы слов.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю;
- Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: ноутбук, презентация “Мила в Лапландии”, зрительные символы звуков [л, а, у, ы, о], сигнал звука [л], зеркало.
Ход занятия
Оргмомент.
Пальчиковая игра “Дружба”.
Логопед предлагает ребенку подобрать слова в рифму к незаконченной фразе:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, Соединить
обе руки в кулачок-знак “приветствия”.
А теперь подружат маленькие пальчики. “Фонарики”
пальцами обеих рук.
Я сейчас дружу с тобой, потому что ты ... (герой),
Поочередно соединяют большой палец правой руки с
указательным пальцем).
А сейчас дружу с тобой, потому что ты ...
(смешной), соединяют большой палец со средним
А потом дружу с тобой, потому что ты ... (большой),
соединяют большой палец с безымянным
А потом дружу с тобой потому что ты...( со мной). соединяют
большой палец с мизинцем
Основная часть.
1. Логопед:
- У каждого ребенка есть друзья. Вот и девочка Мила очень общительная. Однажды она отправилась в далёкую Лапландию к самому Санта Клаусу. Хочешь узнать, как проходило ее путешествие? Тогда выполни задание:
Какой звук повторяется в названии этих городов Лапландии? Луосто, Салла, Олос.
Правильно, звук [л]. Давай дадим характеристику этому звуку, он какой? (согласный, твердый, звонкий) Чем мы обозначаем звук [л] в схемах? (синим кружочком с колокольчиком).
Как мы произносим звук [л]? (кончик языка упирается в верхние зубки, голос работает).
2. Игра “Светофор”.
Логопед предлагает ребенку поиграть в игру “Cветофор”. Логопед:
- Слушай внимательно и поднимай сигнальчик звука [л], когда его услышишь: [л, а, м, л, о, л, и, л] и т. д; а теперь послушаем этот звук в слогах: ла, за, па, ло, сы, лы, ла, ка, лу, зу и т. д.; ну, а теперь сложное задание послушаем звук [л] в словах: лось, лапа, посох, луна, холм, замок, Санта Клаус.
После выполнения задания логопед предлагает посмотреть на экран компьютера и увидеть, как путешествовала Мила в Лапландии. На экране появляется изображение Милы и телефона (2 слайд). Мила получила СМС-сообщение: “Милая Мила приглашаю тебя в Лапландию. Санта Клаус”. Мила обрадовалась и решила отправиться в далекое путешествие на волшебных салазках.
Вопросы:
- Кто получил сообщение? (Мила получила сообщение).
- Кто прислал сообщение? (Сообщение прислал Санта Клаус).
- Куда отправится Мила? (Мила отправится в Лапландию).
- На чем поедет Мила? (Мила поедет на волшебных салазках).
3. Игра “Наточи салазки” (3 слайд).
Логопед: Мила поедет на волшебных салазках. А чтобы они поехали нужно наточить полозья. Называй слоги, которые ты видишь на снежинках так долго, пока они не скроются. (Ла-ла-ла, лы-лы-лы).
4. Игра “Инструменты для Милы”.
Логопед: На случай поломки салазок Мила взяла с собой...(4 слайд) молоток, плоскогубцы, пилу и лопату.
Вопросы:
- Что взяла с собой Мила?
- Как назвать эти предметы одним словом?
Ребенок:
- Мила взяла молоток.
- Мила взяла плоскогубцы.
- Мила взяла пилу.
- Мила взяла лопату.
5. Игра “Продукты для Милы” (5 слайд).
Логопед: Дорога в Лапландию дальняя, поэтому Мила взяла продукты. Назови, что взяла Мила?
Ребенок:
- Мила взяла булку.
- Мила взяла колбасу.
- Мила взяла шоколад.
- Мила взяла оладьи.
6. Игра “Удивительная Лапландия” (6 слайд).
Логопед: Лапландия удивительная красивая страна. Посмотри мимо чего скользила Мила? Ребенок:
- Мила ехала мимо ёлок.
- Мила скользила около холмов.
- Мила ехала мимо лыжника.
- Мила скользила мимо белки.
- Мила ехала около лодки.
7. Игра “Волшебный замок” (7 слайд).
Логопед: Лапландия волшебная страна, и среди снегов Мила увидела голубой замок, около которого росли цветы. Назови, какие цветы увидела Мила? (8 слайд).
Ребенок:
- Мила увидела ландыши.
- Мила увидела гладиолусы.
- Мила увидела флоксы.
- Мила увидела фиалки.
- Мила увидела колокольчики.
- Мила увидела анютины глазки.
8. Игра “Кто на ёлке?” (9 слайд).
Логопед: Мила поехала дальше. Подъехала Мила к ёлке. Кого увидела Мила?
Ребенок:
- Мила увидела голубя.
- Мила увидела поползня.
- Мила увидела глухаря.
- Мила увидела дятла.
- Мила увидела галку.
9. Игра “Снегопад” (10 слайд).
Логопед: Вдруг начался снегопад. Милу стало не видно, только слышатся звуки. Догадайся, что делала Мила?
Ребенок:
- Мила ела яблоко.
- Мила ходила по снегу, согревала ноги.
- Мила точила салазки.
- Мила набирала номер и звонила по телефону.
- Мила наливала кока-колу.
- Мила листала журнал.
10. Игра “Подарки”.
Логопед: Вот и дом Санта Клауса. Мила благополучно добралась до него (11 слайд).
Только Санта Клаус был занят. Он раздавал подарки животным. Назови, кто за кем шел? (12 слайд).
Ребенок:
- За лосем шел волк.
- За волком шла белка.
- За белкой белый медведь.
- За белым медведем шел глухарь.
11. Итог занятия.
Логопед: Мила тоже получила подарок от Санта Клауса. Догадайся, какой? Мила получила музыкальную шкатулку (13 слайд). Девочка пригласила Санта Клауса к себе в родной город – Калугу. (14 слайд). Калуга - колыбель космонавтики. А встретились Мила и Санта Клаус около памятника К. Э. Циолковкому. Какой звук помог Миле совершить удивительное путешествие? (Звук [л]).