Методическая цель: показать методику проведения комбинированного урока с применением мультимедийного проектора.
Цели занятия:
обучающие
- познакомить обучающихся с определением логарифма;
- научить применять его при решении примеров;
развивающие
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять;
- формировать навыки самостоятельной работы с учебником;
- развивать рефлексивные навыки обучающихся, их математическую культуру и речь;
воспитательные
- воспитывать умение контролировать свою деятельность и оценивать её;
- воспитывать культуру общения, коммуникативные и информационные навыки, умение работать в команде.
Тип занятия: усвоение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
- Карточки с заданием
- Таблицы степеней простых чисел
- Карточки с определением и свойствами степеней с дробным и отрицательным показателями.
- Рефлексия урока.
- Историческая справка.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.);
- Актуализация опорных знаний (10 мин.);
- Изучение нового материала (10 мин.);
- Закрепление нового материала (15 мин.);
- Домашнее задание (1 мин.);
- Презентация «Логарифмы вокруг нас» (4 мин.);
- Итог урока (3 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем в малых группах:
Группа № 1: консультант Кирилл.
Группа № 2: консультант Анна.
Группа № 3: консультант Юля.
Группа № 4: консультант Лиза.
Напоминаю, что консультанты отвечают за работу в группе
Внимательно слушайте объяснения преподавателя.
Делайте записи в тетради.
Работайте в группах. Решив каждое задание, сравните ответы с товарищами в группе. Если испытываете трудности при проверке – обратитесь к преподавателю.
– Желаю нам успешной работы, и надеюсь, что мы получим удовольствие от сегодняшнего урока, который предлагаю провести следующим образом:
Слайд 1.
- Провести небольшую разминку в виде устной работы под девизом “Счёт и вычисление – основы порядка в голове» Иоганн Генрих Песталоцци;
- Затем перейти к теме урока “Логарифмы”;
- Закрепить изученный материал решением примеров;
- Просмотреть презентацию по теме “Логарифмы вокруг нас”;
- Подвести итоги урока.
Есть ли замечания и предложения по ходу занятию?
– Нет, то приступаем к работе.
II. Актуализация опорных знаний.
– у вас на столах есть справочный материал, можете воспользоваться им для работы.
Слайд 2.
- Представьте степень в виде корня .
- Вычислите: ;;;;; ;;
– Как называется данное выражение?
– Назовите основание степени;
– Назовите показатель степени;
– Назовите значение степени;
– Может ли значение степени быть отрицательным числом?
– От чего это зависит?
– Если основание степени положительное число, может ли значение степени быть отрицательным? Ответ обоснуйте
– Какими правилами, свойствами, определениями пользовались при решении примеров?
Предполагаемый ответ:
Определениями степени с отрицательным и дробным показателем.
– Обратите внимание на последнее задание.
– Что можно заметить в условиях этих примеров?
Предполагаемый ответ:
– заметили, что в примерах есть степени, которые отличаются только основаниями.
– Например?
Слайд 3.
и ;
и ;
и .
– В этих степенях основания противоположные числа.
III. Изучение нового материала.
– Ребята, показатели степеней, у которых положительные основания называют (показываю на записанную, на доске тему, а они говорят…) логарифмами и обозначают знаком log;(на доске записаны знаки логарифмов);
(«Логарифм» происходит от греческого число и отношение.)
lg – если основание степени равно 10, то логарифм десятичный;
ln – если основание степени число e = 2,7…, то логарифм натуральный.
– Записываем в тетрадях число и тему урока.
– Кто может сформулировать цель нашего урока?
– Цель нашего урока: познакомить с определением логарифма и закрепить его в ходе решения примеров.
Слайд 4. Определение логарифма
– прочитайте определение логарифма и запишите его в тетради.
– итак, что такое логарифм?
Учитель записывает на доске определение логарифма.
, где
– Вернемся к примерам. Слайд 2 (задание 2).
;
;
;
;
;
;
;
;
– В каких из них показатели степеней можно назвать логарифмами? Почему? (примеры записывают на доске, столбиком, с ответами)
– запишем показатели этих степеней в виде логарифмов.
Например, (учитель объясняет и записывает один пример на доске)
= , т.е. = 27
81 – основание; – показатель; 27 – значение степени, тогда .
Если нет вопросов – попробуйте сами. Время- 3минуты.
=;
;
=8;
;
=10000;
,
4;
=1;
.
IV. Закрепление нового материала (работа в малых группах).
– Ребята, предлагаю проверить как вы усвоили тему урока. Предлагаю выполнить следующие задания.
Задание 1 .Устно( 5мин). Слайд 5.
Представьте число в виде логарифма с основанием 2.
2= log2 … ;
8= log2 …;
0= log2…;
-3= log2 …;
-2= log2 …;
1= log2 … ..
Слайд 6.
Задание 2 Найди ошибку (5-7 мин).
Хотела облегчить ваш труд и вычислила некоторые логарифмы, но наделала ошибки. Предлагаю вам найти их. Решите примеры в тетрадях. Исправив каждый неправильный ответ, вы получите букву, а вместе – слово. Приступайте. Время на выполнение 5-7 мин.
- log416 = 2,
- log3243=5,
- log2 8=-3, (3Н)
- log1/21/2=1,
- log50.2 = -2, (-1Е)
- log525 = -2, (2П)
- log31/3 = 1, (-1Е)
- log31/9 = 2. (-2Р)
А | Е | П | Н | Б | Р |
4 | ―1 | 2 | 3 | 5 | ―2 |
Слово – НЕПЕР
Джон Непер английский математик ввел понятие логарифма и был автором первых печатных логарифмических таблиц.
– Итак, еще раз, что такое логарифм? Показатель степени с положительным основанием, т.е.
, где
Слайд 7.
Задание 3. Собери определение логарифма (3 мин.)
Ребятам предлагается из слов, находящихся в файле на столах, собрать определение логарифма. Кто собрал первым зачитывает определение логарифма.
В дальнейшем, когда вы изучите еще и все свойства логарифмов, вы сможете любое положительное число записать, например, при помощи трех 2 и математических символов 5 = – log2 log2 .
V. Домашнее задание.
учебник стр. 233 №483, 487
В заключении предлагаю вам просмотреть презентацию «Логарифмы вокруг нас». (4 мин.)
– Прокомментируйте, пожалуйста, сделайте выводы.
– Что было для вас неожиданным?
– Кто начинает? (2-3 человека, 2-3мин)
VI. Итоги.
– Подведем итоги нашей работы:
- Как вы считаете – цель которую мы ставили в начале урока достигнута?
- Заполните листы самооценки и рефлексии (консультанты сдают их учителю)
- Комментарии учителя работы консультантов и всей группы в целом.
- Поблагодарить за сотрудничество.
Литература:
- А.Н.Колмогоров., А.М.Абрамов и др. Алгебра и начало анализа. 10-11 класс. Учебник. М. – Просвещение, 2010.
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. Алгебра и начало анализа. Дидактические материалы. Петроглиф, 2006.
- Интернет-ресурсы.