Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию.
Материалы и оборудование:8 ключей – подсказок разной формы; плакат с нарисованными силуэтами ключей; веревка; шарики с бумажками с вопросами внутри; разрезные знаки: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи; разные ключи; чемоданчик замком; мольберт с плакатом «Улица города»; клей; картинки с изображением транспорта, людей, светофоров, знаков.
Ход урока
Игроков приветствует старец Фура: Я рад приветствовать вас в Форте Боярд. Задания будут трудные, но интересные. И все они будут посвящены правилам дорожного движения. За каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. В конце игры вас ожидает сюрприз, он находится в сундуке, который вы откроете, если соберете все ключи подсказки.
I. Первый ключ-подсказку вы получите у меня, отгадав мои загадки.
Один ребенок уходит на 2 задание. Остальные отгадывают загадки.
Загадки старца Фура по ПДД:
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный переход. ("Пешеходный переход".)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети. ("Дети".)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на велосипеде. ("Велосипедная дорожка".)
А здесь, ребята не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. ("Пункт медицинской помощи".)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он -
В этом месте телефон. ("Телефон".)
Получают ключ-подсказку с буквой «В».
А теперь вы отправляетесь за остальными ключами – подсказками, а за тем, когда вы соберете все подсказки, я жду вас у себя.
II. «Лабиринт с ключом».
Вокруг спортивной лестницы запутана веревка, на ней повешен ключ. Задача игроков провести ключ по «лабиринту» и снять его.
Получают второй ключ с буквой «Е».
Все идут на 3 задание.
III. «Умники и умницы».
В шарике лежит записка с вопросом. Каждый игрок должен лопнуть шарик и ответить на вопрос в записке. Подсказки команды разрешаются.
- Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).
- По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
- В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе).
- С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).
- Почему нельзя играть на дороге? (это опасно)
- Про что говорят «главный командир на дороге»? (светофор).
- Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик)
- Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).
- Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке)
- С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (сзади).
Получают ключ с буквой «О».
IV. «Банки».
Один игрок от команды ищет киндер в банках с разными наполнителями (песок, крупа, вода, клейстер и т.д.).
Получают ключ с буквой «О».
V. «Разрезные знаки».
В конверте разрезанные дорожные знаки. (5 знаков: пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи.)
Собрать знаки и правильно назвать.
Получают ключ с буквой «Т».
VI. «Ключики».
На площадке развешаны ключи. ( на брусьях, на лестнице, на воротах, на баскетбольных кольцах, на скамейках.) Дети должны их собрать и подобрать к замку, который открывает чемоданчик.
Получают ключ с буквой «Р».
VII. Игра «Можно - нельзя».
Дети встают врассыпную. А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя» (определим места катания на велосипеде). Дети реагируют: если можно - крутят рули, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.
На остановке автобуса…(нельзя)
Во дворе …(можно)
На стадионе … (можно)
На проезжей части …(нельзя)
В детском саду …(можно)
На шоссе… (нельзя)
На автомагистрали …(нельзя)
На полянке …(можно)
По лужайке …(можно)
По лестнице …(нельзя)
По тротуару … (можно)
А теперь надо назвать виды «транспорта», на которых путешествовали сказочные герои.
- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка)
- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
- Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету)
- На чем летал Алладин? (Ковер-самолет)
- На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки)
- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)
Получают ключ с буквой «С».
VIII. Эстафета «Улица нашего города».
Дети делятся на две команды и встают на старт. Каждый берет по одной картинке.
Дети по одному бегут к финишу и приклеивают картинки на схему «Улица города» кто быстрее.
Получают последний ключ с буквой «Ф».
Собрав все ключи, дети возвращаются к старцу Фура. Перед старцем на столе лежит плакат с силуэтами ключей. Дети раскладывают собранные ключи на силуэты, получается загаданное слово (светофор).
Старец Фура: Ну, вот мы и снова встретились. Вы оказались очень умными, внимательными и ловкими. За это я вручаю вам ключ от сундука.
Дети полученным ключом открывают сундук. Внутри они находят «золотые слитки» (конфеты в золотых обертках).