Занятие "Животные Якутии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).

Материал: фотографии, иллюстрации, папка с кусочками меха животных, лист с изображением следов некоторых животных, Красная книга.

Ход занятия

I

– В какой стране живет? (В России)

Россия большая и почти ее половину занимает наша республика. Как она называется? (Якутия)

– Посмотрите на карту (Карта Якутии). Сегодня мы с вами совершим путешествие по Якутии. А для этого сначала мы отправимся в самый далекий уголок республики на Север, в тундру.

На чем ездят по тундре? (На оленях)

  • Песенка про оленя (1 куплет на якутском языке)

Хаар-хаар хачыргыыр
Халлааным халынна
Тап-тап табыйан
Табанаам, айаннаа!

(показывают «оленьи рога», роют копытом «снег»)

II

– Посмотрите на карту. Белая полоса — полоса тундры. Давайте вспомним, кто у нас живет в тундре?

Рассказывает ребенок: По тундре бродят огромные стада северных оленей. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Зимой олени на санях возят по тундре людей и груза. Олень сам себе добывает еду, разгребает снег копытами и питается ягелем.

– Кто еще обитает в тундре? (полярные волки)

Стихотворение якутского писателя Т. Тимофеева «Серые волки» – читает ребенок.

Ночью зимней и осенней
Рыщут волки вокруг оленей
Все подкрасться норовят,
Чтобы сцапать оленят.
Вот обжоры! Вот жадюги!
Не страшны им даже вьюги –
Чем быстрее снег летит
Тем сильнее аппетит
В тундре нюх у волка тонок!
Все учует — он таков
Беззащитный олененок –
Вот приманка для волков
Оленята снег разроют
Вкусный ягель поедят
Под луною волки воют –
Словно съесть ее хотят!

– А что это за белый зверек? (песец)

Рассказ ребенка: Песец похож на лису, но немного меньшего размера. Песцы живут в норах под землей. Они питаются мышами, яйцами птиц и ягодами.

– Давайте мы с вами животных тундры (животные — значки) прикрепим на нашу карту.

III

– После тундры на карте зеленым цветом отмечена зона леса или тайга. Вспомним лесных обитателей. Самое большое хищное животное наших лесов? (медведь).

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так головой своей крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так дружно дерево качали
Вперевалочку ходили и из речки воду пили,
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А потом они плясали, выше лапы поднимали
Вот так, вот так выше лапы поднимали
(медведя прикрепляют на карту)

– Какие еще хищники живут в тайге? (волк, лисы)

Рассказы детей: самое крупное животное в лесу — это лось. У него огромные рога и очень быстрые ноги, длинные и сильные. Ударом копыта может убить волка. Еще он защищается своими рогами. Они питаются травой, корой деревьев и водной растительностью.

Пушной зверек соболь очень ловкий и сильный. Он питается ягодами и мелкими грызунами (мышами, бурундуками), также очень любит кедровые орехи. У соболя очень ценится мех.

Заяц — беляк зимой роет нору в снегу, зимой он белый, а летом мех серый. Питается травой, корой деревьев, веточками кустарников. Спасают зайца от хищников быстрые ноги и острый слух.

– Послушаем стишок про белочку С. Данилова

У белочки в избушке
Пуховые подушки
Вострушка снегу рада
Встает чуть свет, как надо –
Не просто ведь плутовке
Добраться до кладовки
Живет уютно, тихо,
Гнездо ее найди-кА!
Летать без крыльев может,
Сучка не потревожит.
Летит от ветки к ветке
Следы двойные редки
Все дальше в снежной чаще
Пушистый хвост мелькает
Охотник настоящий
Повадки эти знает
Высматривает зорко:
А где скорлупок горка?
Где шишки от обеда забыла непоседа?

(Кто рассказывает прикрепляет значок на карту)

IV

– Теперь посмотрим на нашу карту. Какая красивая она стала. Вот сколько много животных обитает в нашей Якутии.

– А, какую пользу приносят лесные обитатели? (ответы детей)

Мы живем на Севере, у нас зима холодная и долгая. Животные нас одевают и кормят. Из меха пушных зверей шьют шапки, шубы, воротники, из лапок оленей шьют унты.

Девочки у нас будущие мамы, рукодельницы.

  • Игра для девочек: «Угадай, чей это мех?»
  • Игра для мальчиков: «Чьи это следы?»

V

– Красная книга. Это необычная книга, на ее листочках животные, птицы, растения. Эту книгу составили ученые. В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало! Их надо охранять! Им надо помогать!

– А кто скажет, как можно помочь этим животным? (запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда)

– Посмотрим, какие животные попали в эту книгу? (Дети называют животных: косуля и зубр)

VI

Для охраны редких животных и растений созданы заповедники. Заповедник — участок природы, который охраняется. На его территории нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. У нас в Якутии много заповедников.

VII

– А это птица стерх — белый журавль. Гнездиться только у нас в Якутии. У якутов есть поверье: человек, который увидел танец стерхов, проживет очень счастливую жизнь.

  • Танец стерхов (танцуют девочки)

VIII

Птички, бабочки, лягушки.

Насекомые, зверушки
Все привыкли жить на воле –
Очень плохо им в неволе!
Нельзя их в баночки сажать –
Им надо ползать, петь, летать
И плавать в тепленькой водице –
Давит, топтать их не годиться!
Пожалейте муравья!
Накормите воробья!
Не надо птиц сачком ловить
А нужно просто всех любить!
Я очень дети всех прошу:
Любите все живое
Ведь у нас одно на всех
Небо голубое!

Итог после стихотворения: Мы все должны помнить: каждое растение, каждое живое существо удивительны и нужны природе! В ней нет ничего лишнего! Любить природу, значит не трогать ее, не мешать ей жить по своим закона.