Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Изменения в социально-экономическом развитии общества, возросший интерес к техническим профессиям, сфере высоких технологий актуализируют роль научно-технического творчества в привлечении подрастающего поколения к участию в развитии научно-промышленного комплекса страны, повышении инновационной активности, в интеграции научной и образовательной деятельности, и прежде всего, в процессе профессионального самоопределения подрастающего поколения. Таким образом, можно говорить об определяющей роли научно-технического творчества в формировании у детей и подростков способности к успешной социализации в современном мире и их активной адаптации на рынке труда.
Возросший в последнее время интерес детей и подростков к новым направлениям науки и техники в сфере высоких технологий и постоянный поиск новых путей привлечения ребят к «технической мысли» требует перехода на новые формы организации работы с детьми и развитие научно-технического творчества в новом качестве. И такой формой стал технопарк.
Технопарк является одной из современных форм организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности в условиях стремительного прогресса высоких технологий. Данная форма организации зарекомендовала себя как инструмент вовлечения детей и подростков в активную практическую деятельность на основе освоения новых научно-технических направлений. Технопарк – это и эффективное средство успешной профориентации и социализации детей и подростков.
Деятельность Технопарка осуществляется на основе интегративного взаимодействия 6 структурных подразделений: конструкторского бюро «Робототехника», мастерской «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», лаборатории «Экология и техносфера», дизайн-мастерской «S-класс», телестудии «Медиа-полюс», бизнес-клуба «Новые горизонты». В Технопарке обучаются ребята среднего и старшего школьного возраста, имеющие склонности к научно-технической, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности и желающие обучаться по образовательным программам повышенного уровня сложности.
Сложившаяся в технопарке система профориентационной работы включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых педагогом-психологом и педагогами дополнительного образования, основанных на диагностико-консультационном, информационном, активизирующем и развивающем подходах.
Вся профориентационная работа с обучающимися технопарка осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам профессий, во-вторых, в формировании адекватной самооценки и осмыслении своих личностных качеств и склонностей, на основе которых возможно осуществить правильный профессиональный выбор, и, в-третьих, в формировании профессиональных способностей обучающихся и развитии их профессиональной мотивации.
В технопарке обучаются способные и мотивированные дети. Чтобы выявить таких ребят, педагоги дополнительного образования ведут наблюдение за уровнем сформированности практических навыков обучающихся, их успешностью в течение всего периода обучения по образовательным программам. А педагогом-психологом на последнем году обучения среди обучающихся проводится анкетирование. Так, по результатам анкетирования, проведенных в мае 2010 года, сформированы первые учебные и творческие группы обучающихся технопарка. На вопрос «Хотели бы Вы продолжить свое обучение в технопарке «Энигма»?» 91% респондентов дали положительный ответ, из которых у 58% выявлен высокий уровень мотивации к занятиям в технопарке и у 42% - средний уровень. Подобное анкетирование было проведено и в 2011 году, по итогам которого сформированы новые группы обучающихся технопарка.
С помощью методики, направленной на изучение профессиональных склонностей и интереса к предмету труда, установлено:
- у 21% опрошенных выявлена склонность к работе с людьми;
- у 23% - к исследовательской (интеллектуальной) работе;
- склонность к практической деятельности показали 37% обучающихся;
- и у 19% выявлена склонность к эстетическим видам деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник позволил выявить следующее:
- в профессиональной сфере «Человек-Техника» профессиональная направленность и интерес выражены у 52% обучающихся технопарка;
- в профессиональной сфере «Человек - Художественный образ» – у 20%;
- «Человек-Человек» – у 16%;
- «Человек-Природа» - у 12%;
- «Человек-Знак» – у 11%.
А использование компьютеризированного комплекса тестирования «Профориентатор» позволило нам комплексно диагностировать интересы, способности и личностные качества обучающихся технопарка старшего школьного возраста, соотнося их с выбором профессии. Результаты этих и других видов интеллектуальных, личностных, межличностных и профориентационных диагностик в целом подтвердили правильность выбранного ребятами направления деятельности в технопарке.
По результатам диагностических процедур условно было выделено 2 группы обучающихся с позиций «Хочу-Могу-Надо»:
- 1 группа - с выраженными интересами и способностями к определенному роду деятельности и высоким уровнем мотивации;
- 2 группа – обучающиеся с узким кругом профессиональных интересов.
На обучающихся 2-ой группы педагогом-психологом были составлены индивидуальные карты профессионального самоопределения и совместно с педагогом дополнительного образования разработан план работы, включавший в себя профориентационное постдиагностическое консультирование, встречи с родителями, активизирующие профориентационные игры, предложение учебной и справочной литературы, встречи со специалистами, консультирование у учителей-предметников, обзор интернет-сайтов по профориентации, комплекс мероприятий в рамках реализации профориентационной программы «Выбор профессии».
Так, в течение 2011/2012 учебного года с обучающимися технопарка проведено:
- 4 профориентационных игры: «Ассоциация», «Остров», «Стажёры-инопланетяне» и «Профессия на букву…», которые направлены на моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения подростков.
- 2 занятия с элементами тренинга «Время выбирает нас»;
- 5 групповых консультаций («Как выбрать профессию», «Профессии наших родителей», «Познай самого себя» и др.);
- более 15 встреч с родителями, учителями-предметниками, специалистами Центра занятости, представителями социальных партнеров различных учреждений и предприятий города Надыма.
Весь комплекс мероприятий способствует стимулированию самопознания подростков, формирования у них готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального и жизненного развития.
Большое значение в процессе развития профессиональной мотивации обучающихся технопарка, обеспечении интеграции образовательной, научной и производственной сферы имеют профориентационные экскурсии, позволяющие более предметно познакомиться с различными видами профессий и требованиями, предъявляемыми к специалистам данной сферы деятельности. В соответствии с совместным планом работы структурных подразделений технопарка и социальных партнеров в 2011/2012 учебном году проведено 10 экскурсий. Обучающиеся конструкторского бюро и радиотехнической мастерской посетили учебно-производственные мастерские на базе Управления ремонтно-восстановительных работ предприятия «Газпром добыча Надым» и познакомились с работой токарных и слесарных мастерских, побывали в цехе электро-монтажных работ. Встреча со специалистами Надымского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета позволила им узнать о направлениях, по которым ведется обучение в ВУЗе, а также, профессиях, наиболее востребованных на рынке труда.
Обучающиеся дизайн-мастерской «S-класс» посетили муниципальное унитарное предприятие «Надежда», где познакомились с профессиями швейного производства, а встреча со специалистами частного предприятия «Салон штор» в Торговом центре «Династия» позволила узнать об основах предпринимательской деятельности.
Обучающиеся экологической лаборатории активно сотрудничают со специалистами отдела экологического мониторинга и биомедицинских технологий ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики». Профориентационные экскурсии и беседы со специалистами позволили юным экологам более предметно познакомиться с профессией химика, биолога, лаборанта и увидеть специализированное оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Сотрудники Научного центра изучения Арктики Лобанов Андрей Александрович и Агбалян Елена Васильевна уже не первый год оказывают помощь ребятам из экологической лаборатории в выборе тем научно-исследовательских и проектных работ, проводят консультирование по возникающим вопросам, рецензирование и экспертизу работ. Формированию практических навыков работы будущих ученых способствуют полевые исследования, которые юные экологи проводили в городском парке и на окраине города, наблюдая за видовым разнообразием лишайников как индикаторов качества воздуха. А в августе 2012 года Габдракипов Ильнур принял участие в Международном детском эколого-этнографическом Конгрессе «Полярное лето, в рамках которого проводилась Всероссийская летняя гуманитарно-экологическая экспедиция. Юный эколог успешно провел исследования по ботанике и гидробиологии.
Познакомиться с работой теле- и радиоведущих, режиссеров и звукооператоров, работой в кадре, основами записи и монтажа обучающиеся детской студии телевидения «Медиа-полюс» смогли, неоднократно посетив Надымскую студию телевидения. Уже в декабре этого года они примут участие в совместном проекте телевизионной программы «Продленка» как авторы новостных роликов, тематических сюжетов.
Технопарк - это место, где будущие инженеры-электронщики, программисты, художники, дизайнеры, швеи, экологи формируют профессиональные компетенции, учатся владеть специальной терминологией, осваивают практические навыки работы на специальном оборудовании. Это было бы не возможно без соответствующего программно-методического обеспечения. Все реализуемые в технопарке образовательные программы - 2 авторские и 8 модифицированных - являются профессионально-ориентированными. В методическое обеспечение программ включена система знаний, педагогических технологий и методических приемов, способствующих развитию логического, абстрактного и творческого мышления, формированию навыков анализа, проектирования, моделирования, исследования и осуществлению поиска новых идей. Обучение в группах технопарка строится на основе проектно-исследовательской технологии, технологии решения изобретательских задач, опытно-экспериментальной деятельности, технологии педагогических мастерских, проблемно-поисковом обучении, используются методы мозгового штурма, прямых аналогий, морфологического анализа. Реализуемые в технопарке образовательные программы позволяют обучающимся овладеть профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми будущим специалистам с соответствии с выбранной спецификой деятельности. Таким образом, реализация в рамках технопарка профессионально-ориентированных программ повышенного уровня сложности - еще одна возможность, обеспечивающая успешную профориентацию и адаптацию на рынке труда.
Достойно представлять достижения обучающихся технопарка на творческих и интеллектуальных конкурсах, робототехнических фестивалях всех уровней (от муниципального до международного) позволяют проводимые педагогом-психологом тренинги личностного роста, направленные на формирование и развитие навыков продуктивной коммуникации и публичной самопрезентации. Это, безусловно, позволяет им владеть аудиторией и успешно адаптироваться в незнакомой среде, в том числе и в полиязычной. Представленное на конкурсе новое творческое или техническое решение, рационализаторское предложение или созданное робототехническое устройство – это непросто победа или призовое место, это, прежде всего, личностный рост для каждого, признание их социальной успешности и востребованности.
Обучение в технопарке позволяет сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к дальнейшему обучению в ВУЗах в соответствии со спецификой деятельности и способствует их успешной адаптации в дальнейшей жизни. Ежегодно банк профессионального самоопределения выпускников Центра пополняется фамилиями студентов профильных российских ВУЗов:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, факультет «Робототехника»;
- Казанский нефтегазовый университет, факультет «Автоматика и программирование»;
- Московский радиотехнический институт им. Попова, факультет «Промышленная автоматика»;
- Томский университет систем управления и радиоэлектроники, факультет «Промышленная электроника»;
- Институт современных образовательных технологий, факультет «Дизайн»;
- Тюменский нефтегазовый университет, факультет «Безопасность окружающей среды» и др.
За последние 5 лет более 80% (50чел.) выпускников продолжили обучение по профилю, пройдя школу профессионального становления в учебных объединениях Центра детского творчества. Большинство из них поддерживают общение с педагогами дополнительного образования. В частности, бывшие выпускники Долинского Валерия Сергеевича. Многие из его учеников работают в подразделениях ООО «Газпром добыча Надым», двое стали кандидатами технических наук.
Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.