Совершенствование институциональной методической службы как эффективного механизма управления развитием профессиональной компетентности кадров

Разделы: Администрирование школы


ИПМ-1

1. Наименование опыта

Совершенствование институциональной методической службы как эффективного механизма управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров.

2. Актуальность опыта

Инновационные подходы в системе образования в аспекте Концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» и других документов стратегического характера диктуют новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров. В современных условиях востребован высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный, конкурентоспособный и мобильный педагог, ориентированный на процесс системного профессионального и личностного роста. Первостепенная роль в процессе инновационного функционирования любого образовательного учреждения и развития кадрового потенциала отводится институциональной методической службе. Очевидно, что достижение нового качества образования в разрезе современных требований, предъявляемых системе образования, не возможно без модернизации методической службы. На сегодняшний день актуальными становятся вопросы развития вариативности форм, содержания предоставляемых методических услуг на принципах адресности, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, внедрения корпоративного обучения педагогических кадров. Одним из условий, обеспечивающих решение поставленных задач, является диверсификация институциональной методической службы, включающая как структурные, так и содержательные изменения.

ИПМ-2

1. Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта.

Цель деятельности институциональной методической службы в ключе современных тенденций – содействие развитию инновационного потенциала образовательного учреждения, создание эффективных механизмов и условий для развития профессиональной компетентности педагогических кадров. Анализ текущего состояния методической службы МОУ ДОД «Центр детского творчества» позволил выявить следующие противоречия:

  • между современными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогических работников и реально сформированными профессиональными компетенциями;
  • между постоянным ростом профессионально-значимой информации и реальными возможностями педагогов в ее освоении и дальнейшем использовании;
  • между необходимостью в непрерывном повышении квалификации и недостаточным уровнем управления этим процессом на уровне учреждения.

Исходя из этих противоречий, была определена проблема необходимости обновления структуры и содержания деятельности методической службы, что позволило сформулировать гипотезу: «Обновление методической службы МОУ ДОД «Центр детского творчества» через диверсификацию форм, технологий и содержания профессиональной компетентности педагогических кадров, внедрение инновационных форм по изучению и распространению актуального педагогического опыта, новых подходов в процессе становления профессионализма и развития творческого потенциала молодых специалистов и начинающих педагогов будет способствовать достижению нового качества образования».

Стратегическая задача деятельности обновленной институциональной методической службы – развитие ее мобильности и адаптивности.

Принципами деятельности обновленной системы методической службы в МОУ ДОД «Центр детского творчества» являются:

  • многоуровневость институциональной методической службы, функционирующей на принципе системности, включающего продуктивное взаимодействие структурных единиц, соответствие целей, содержания, форм, методов, средств профессионального развития педагогов, адекватных их образовательным потребностям и запросам развивающейся образовательной системы (М.М. Поташник, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова и др.);
  • личностно-ориентированный подход, учитывающий субъектную позицию, индивидуальный уровень профессионализма и личные образовательные потребности каждого педагогического работника (И.С. Якиманская, П.И. Третьяков, А.С. Границкая);
  • диверсификация форм и содержания повышения профессиональной компетентности педагогических кадров (А.П. Ситник, Э.М. Никитин, Н.В. Немова);
  • внутрисетевое взаимодействие всех субъектов за счет целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, кадровых, консалтинговых услуг (Е.В. Василевская);
  • открытость и доступность, предполагающая добровольность участия и свободу выбора индивидуальной образовательной траектории педагога;
  • интерактивность, обеспечивающая возможность работы в формате диалога;
  • эгалитарность, обеспечивающая всем субъектам процесса взаимодействия и взаимообмена равные возможности реализации своего потенциала.

2. Условия формирования опыта.

Сформированность сложившегося опыта по обновлению методической службы учреждения обусловлена наличием целого комплекса взаимосвязанных условий:

Нормативно-правовые:

  • нормативно-законодательная база федерального, регионального и муниципального уровней;
  • институциональная нормативная база, регламентирующая деятельность структурных методических единиц.

Управленческие:

  • функционирование образовательного учреждения на принципах современного педагогического менеджмента;
  • система мотивации и стимулирования, направленная на формирование субъектной позиции педагогов в повышении уровня профессиональной компетентности.

Кадровые:

  • профессиональная активность, сформированность субъектной позиции педагогических и управленческих кадров, мотивированных на профессиональный рост, открытых инновациям в обществе и адекватных изменениям, происходящих в системе образования;
  • система повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров через курсовую подготовку и самообразование.

Методические:

  • структурно-функциональная модель методической службы МОУ ДОД «Центр детского творчества»;
  • программно-методическое обеспечение (практико- и индивидуально-ориентированные модульные программы и проекты по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров);
  • функционирование образовательного учреждения в формате инновационных технологий;
  • реализация принципов личностно-ориентированного и компетентностного подходов в практике работы учреждения.

3. Теоретическая база опыта.

В основе формирования обновленной модели методической службы МОУ ДОД «Центр детского творчества» лежат следующие концептуальные идеи:

  • развития многоуровневой методической службы (Н.В. Немова, Т.А. Бабкина, С.Г. Вершловский, Т.В. Ильина, С.С. Татарченкова, О.З. Кузнецова, Б.Е. Душина и др.);
  • реализации компетентностного подхода (А.В. Хуторской, Т.Г. Селевко, В.В. Сериков, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова и др.);
  • непрерывности педагогического образования (М.М. Поташник, Н.В.Кузьмина и др.);
  • современного педагогического менеджмента (И.Ансофф, Б.З. Мильнер, Френсис В., В.Я. Платов, А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, Е.П. Михалева, Д.А. Новиков);
  • развития тьюторских форм и технологий повышения квалификации (Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова, Е.А. Волошина, М.Ю.Жилина);
  • концепции фасилитации (К.Роджерс, В.В. Белич, Р.С. Димухаметов, В.С. Леднев).

4. Новизна опыта видится в диверсификации институциональной методической службы, включающей как структурные, так и содержательные изменения. Совершенствование структурно-функциональной модели методической службы (Приложение 1) заключается в появлении новых структурных методических единиц (методический отдел, Школа начинающего педагога, Школа методиста, временные творческие группы педагогов) и в усилении интегративных связей внутри системы. Содержательная сторона обновления методического сервиса представлена разнообразием форм, методов, технологий корпоративного обучения и адресностью оказываемых методических услуг, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности всех категорий педагогических кадров, в рамках использования возможностей внутрисетевого взаимодействия структурных единиц методической службы. Инновационные процессы, происходящие в деятельности методической службы МОУ ДОД «Центр детского творчества», позволяют предположить развитие и внедрение идей тьюторского сопровождения педагогических кадров в проектировании их индивидуальной траектории развития.

5. Трудоемкость опыта:

  • В преодолении инертности педагогических кадров и формировании потребности в непрерывном профессиональном росте.
  • Во внедрении интерактивных форм взаимодействия.
  • В необходимости разработки модульных (мобильных) образовательных программ повышения профессиональной компетентности с учетом индивидуальных потребностей и реально сформированными специальными компетенциями педагогических кадров.
  • В вовлечении всех структурных единиц институциональной методической службы в процесс продуктивного корпоративного сетевого взаимодействия.
  • Недостаточное обеспечение образовательного учреждения информационно-коммуникационными ресурсами, отсутствие локальной сети ведет к увеличению трудоемкости опыта.

6. Возможности внедрения. Опыт может быть использован методическими службами образовательных учреждений.

ИПМ-3

1. Технология опыта.

Структурными компонентами модели обновленной институциональной методической службы являются:

  • целевой компонент, отражающий многообразие целей и задач деятельности методической службы;
  • содержательно-технологический, представленный различными направлениями деятельности службы и разнообразием форм, методов и технологий по развитию кадрового потенциала и повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;
  • результативный, отражающий ожидаемые эффекты от внедрения обновленной модели методической службы.

Выше названные компоненты представлены на всех этапах реализации обновленной методической службы: диагностико-мотивационном, организационно-деятельностном и рефлексивно-аналитическом.

Комплексное моделирование и проектирование деятельности институциональной методической службы строится на диагностической основе с учетом принципов личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Диагностика позволяет выявить потребности педагогических кадров в получении профессионально значимой информации, выявить проблемное поле, наметить точки роста и разработать индивидуальную траекторию развития каждого, а также определить вектор инновационного развития учреждения (Приложение 2).

Работа методической службы Центра по основным направлениям деятельности строится на диверсификации форм, методов и технологий и внедрении новых. В практике службы используются следующие формы, методы и технологии:

  • методический аудит, позволяющий выявить профессиональные затруднения, методический консалтинг, элементы франчайзинга в корпоративном обучении, мастер-классы педагогов – победителей конкурсов педагогического мастерства и педагогов-новаторов, творческие мастерские, интерактивные семинары, методический фестиваль, круглый стол, мозговой штурм, форум, фокус-группы, тренинги, курсы повышения квалификации (в том числе дистанционные), педагогическое и управленческое проектирование, портфолио и кейс-стади.

С целью предоставления качественных методических услуг структурно-функциональная модель службы дополнена новыми структурными единицами:

  • методический отдел, деятельность которого направлена на совершенствование методического обеспечения образовательного процесса, пропаганду и активное внедрение новых форм, методов и технологий обучения, содействие инновационной деятельности образовательного учреждения и создание единой системы информационно-методической поддержки кадров. Методический сервис отдела строится на принципах оказания адресных информационных, методических, консалтинговых услуг всем субъектам образовательного процесса. При методическом отделе функционируют Школа методиста, Школа начинающего педагога, Временные творческие группы педагогов;
  • Школа начинающего педагога, обеспечивающая оптимизацию процесса вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность. Методическое обеспечение деятельности Школы – программа «Дорога к мастерству» (срок реализации – 1 год). Мобильность Школы обеспечена модульностью программы на основе диагностических исследований по выявлению проблемного поля начинающих педагогов;
  • Школа методиста, деятельность которой направлена на совершенствование деятельности методистов образовательного учреждения в рамках новых требований, а также становление методиста-тьютора. Методическое обеспечение деятельности Школы – программа «Азбука методиста» (срок реализации – 1 год). Мобильность Школы обеспечена модульностью программы с учетом кадровых изменений и тенденций, происходящих в системе образования;
  • Временные творческие группы педагогов, осуществляющие внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс Центра через корпоративное обучение.

Все структурные единицы институциональной методической службы (педагогический совет, методический совет, методический отдел, Школа начинающего педагога, Школа методиста, методические объединения педагогов, Временные творческие группы педагогов) выстраивают конструктивное взаимодействие по решению профессиональных задач на принципах внутреннего сетевого взаимодействия, активно используя образовательные, информационные, методические и консалтинговые услуги.

2. Эффекты от перехода на новую модель институциональной методической службы:

  • управленческая мобильность в организации деятельности методической службы и ее продуктивный характер;
  • сформированность профессиональных компетентностей педагогических работников;
  • адресность и дифференциация оказания методических услуг;
  • становление методиста-тьютора;
  • продуктивность деятельности педагогических кадров;
  • повышение уровня образовательных достижений обучающихся;
  • повышение качества методических продуктов;
  • расширение единого информационно-методического пространства;
  • инновационный имидж образовательного учреждения.

3. Индикаторы эффективности опыта:

  • количество разработанных локальных актов, регламентирующих деятельность методической службы;
  • количество авторских, модифицированных образовательных, социально-адаптивных, профилактических, досуговых программ, инновационных проектов, учебно-методических комплексов, дидактических пособий и исследовательских проектов педагогов;
  • количество внедренных инновационных форм и технологий работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;
  • количество эффективно реализуемых педагогических технологий в образовательном процессе;
  • доля педагогов с высоким уровнем сформированности профессиональных компетентностей, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, курсовой профессиональной подготовки и переподготовки, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов – победителей и призеров конкурсов педагогического мастерства, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов – обладателей Грантов различного уровня, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов, обобщивших и распространивших актуальный педагогический опыт на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, от общего количества педагогических кадров;
  • доля педагогов, занимающихся научно-исследовательской, проектной, опытно-экспериментальной деятельностью, от общего числа педагогов;
  • доля обучающихся – победителей и призеров творческих конкурсов, фестивалей, спортивных мероприятий, научно-практических конференций, форумов, от общего количества педагогических кадров;
  • доля обучающихся – обладателей Грантов различного уровня, от общего количества обучающихся.

ИПМ-4

Продуктивность опыта.

Мониторинг деятельности образовательного учреждения за период с 2009 по 2011гг. свидетельствует о повышении результативности работы всех субъектов образовательного процесса за счет эффективно действующей обновленной методической службы:

  • число педагогов, занимающихся научно-исследовательской, проектной, опытно-экспериментальной деятельностью возросло на 50%;
  • доля педагогов, обобщивших и распространивших актуальный педагогический опыт на федеральном уровне составила 7% (от общего количества педагогов), региональном – 22%, муниципальном – более 50%;
  • число педагогов-победителей и призеров конкурсов педагогического мастерства увеличилось на 35%;
  • доля педагогов с высоким уровнем сформированности профессиональных компетентностей составляет 20%;
  • число педагогов с высшей квалификационной категорией возросло на 34%, с первой – на 15%;
  • число педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, составило 36 чел.;
  • более 78% педагогических работников освоили и успешно используют в педагогической деятельности следующие технологии: интерактивное обучение (83%); информационно-коммуникативные технологии (82%); технология учебно-исследовательской деятельности (75%); диалоговое обучение (73%); «Портфолио» (61%); проектная деятельность (38%); кейс-стади (28%); арт-технология (17%); модульное обучение (10%); технология развития критического мышления (7%).
  • разработаны авторские программы – 3, модифицированные образовательные – 17, профилактические – 5, инновационные проекты – 7, более 35 учебно-методических комплексов, дидактических пособий педагогов;
  • количество внедренных в систему работы методической службы инновационных форм, методов, технологий работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров – 7;
  • стабильно активное и результативное участие обучающихся в творческих конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях, научно-практических конференциях, форумах: количество победителей на международном уровне – 11(100%), всероссийском – 24 (71%), региональном – 85 (65%), муниципальном – 279 (76%);
  • количество обучающихся – обладателей Грантов Президента РФ, Губернатора ЯНАО, Гранта «Успех», победителей креативного марафона «Уникум» – 8.