Урок-рассуждение "О тоталитаризме вообще и судьбе человека в СССР периода сталинизма"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок обобщения и систематизации разрозненных знаний, осмысления и понимания исторических явлений и процессов.

Форма урока: урок-рассуждение.

Цели и задачи урока:

  • восстановить знание таких понятий как артефакт, тоталитаризм, маргинал, репрессия, социализм;
  • формировать у учащихся активную жизненную позицию, любовь к своей Родине даже в трудные и неоднозначные периоды ее истории;
  • совершенствовать умения строить собственные умозаключения, делать выводы, анализировать информацию, развивать навык исторической памяти;
  • развивать коммуникативные компетентности, критическое осмысление отечественной истории, персональную ответственность за свой выбор;
  • способствовать воспитанию сторонников ненасилия над личностью.

Методы обучения:

  • объяснение
  • персонификация (биография)
  • продуктивно-творческий (эссе)
  • рефлексивный
  • оценки исторических явлений
  • самостоятельной работы с историографическими источниками
  • личностно-ориентированные методы

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная

Технология обучения:

  • ИКТ
  • проектные технологии

Приемы деятельности учителя:

  • эвристическая беседа
  • персонификация
  • фронтальная беседа
  • обобщающая беседа
  • работа с понятиями
  • образное повествование
  • консультирование подготовки презентаций

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор
  • учебник обществознания 10 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова
  • музыкальный фрагмент «Марша энтузиастов», слова А. д’Актиля, музыка И. Дунаевского
  • цитаты из работ Г. Федотова и А. де Токвилля

Межпредметные связи:

  • история
  • краеведение
  • обществознание

Опережающее задание:

  • работа с интернет-ресурсами по созданию презентаций
  • сбор и обработка материалов из семейных архивов
  • социологический опрос учеников 106 класса по проблеме репрессий

Эпиграф к уроку: «Времена не выбирают, в них живут и умирают...» А. Кушнер

Ход урока

Урок начинается с «Марша энтузиастов», настраивающего ребят на эпоху.

Учитель: Вы прослушали «Марш энтузиастов» в исполнении Л. Орловой, в сопровождении плакатов и фотографий 30-50-х годов, которые можно использовать как артефакты сталинской эпохи. Какое впечатление он на вас произвел? (Приложение 3)

Ответы учащихся: марш создает атмосферу праздника.

Учитель: Однако не все так замечательно было в нашей стране в период сталинизма, была и другая жизнь, далеко не праздничная, а наоборот, трагичная, составляющими частями этой жизни были репрессии, раскулачивание, подавление частной инициативы, свободы слова, мысли. Вот об этой другой стороне жизни, об искалеченных судьбах людей мы сегодня и порассуждаем на уроке. Вы уже знаете с 9 класса, что согласно Конституциям 1918, 1924 и 1936 годов в нашей стране устанавливается тоталитарный режим.

– Что это за режим?

– Назовите его характерные черты.

Для ответа вы можете пользоваться учебником, страница 234.

Ответы учащихся:

В них идет перечисление характерных признаков тоталитаризма.

Учитель: Давайте порассуждаем и, заодно, уточним ваши знания.

  1. Идеология какой партии считалась государственной?
  2. Как звали лидера партии и в чем проявлялся культ его личности?
  3. Как был организован тотальный контроль за обществом?

Ответы учащихся:

О. Линникова: «Существовали карательные органы, например НКВД, задачей которых было искоренение инакомыслия, «врагов народа». Именно они осуществляли репрессии».

Д. Месяцева: «Существовали массовые организации, такие как ВЦСПС, задачами которого было:

  • всеобъемлющий контроль за трудящимися
  • воспитание преданности советской социалистической системе
  • организация социалистического соревнования».

Д. Шабалин: Система воспитания начиналась с детства, уже с 7-9 лет ребенок вступал в октябрята».

Л. Потылицына: «Следующей ступенькой воспитания была пионерская организация, атрибутами которой были значок и красный галстук».

А. Пронина: «И, наконец, с 14 лет подросток вступал в ряды ВЛКСМ, который был последней ступенью перед вступлением в коммунистическую партию».

Учитель: Существовали ли альтернативные организации? Был ли выбор?

Ответы учащихся: Нет. Или ты принят только в эти организации или не принят. Тогда человек становился изгоем. Мог попасть в разряд врагов народа, у него невозможна была нормальная карьера. Жизнь такого человека была искалечена.

Учитель: А теперь мне бы хотелось, чтобы вы поработали с документами, а именно с высказыванием А. де Токвилля. Вы должны заметить, что высказывание построено на поляризации понятий. Каких? (Приложение 1)

Ответы учащихся: Демократия и социализм.

Учитель: С каким из них связан тоталитаризм? Проверим как раз, внимательно ли вы слушали ответы ваших товарищей.

Ученик: социализм.

Учитель: Кто из вас уточнит понятие?

Ученик: социализм означает общественный.

Учитель: А почему стали возможны социалистические учения?

Н. Лапкин: «Мир капитализма разрушал очень быстро традиционные ценности, порождал экономические и социальные кризисы и высвобождал огромную массу людей, оставшихся без средств к существованию, мы их называем маргиналы».

Учитель: Век революций, начавшийся в Европе в ХVIII-ХIХ веках, настиг и Россию. Иллюзии на быстрые преобразования в сторону «человека массы» способствовали зарождению и утверждению тоталитаризма в стране «недемократического менталитета», но даже в ней были люди уже усвоившие систему либеральных ценностей: труд, собственность, свобода. Как же быть с ними?

Ученик: репрессировать.

Учитель: Раскройте значение понятия репрессия.

Е. Буланихина: Термин репрессия означает подавление.

Учитель: Примеров репрессий предостаточно, можно вспомнить террор Робеспьера, Муссолини или геноцид евреев при Гитлере. Эта черта любого тоталитарного режима, не обошла она стороной и сталинизм.

Семина Маша сделала презентацию репрессий элиты общества, выделив ней партийную, военную и творческую элиту. Далее идет презентация. (Приложение 5)

Учитель: Какую цель преследовали репрессии?

М. Семина: Породить атмосферу страха, парализовать волю народа, направить ее в нужном Сталину направлении.

Учитель: Однако репрессии – явление массовое в 30-е годы, и касались они людей более «низших рангов», людей, представляющих социальные группы «собственников» прежде всего. Сейчас вашему вниманию будут представлены 2 презентации, сделанные по материалам семейных архивов вашей одноклассницы Целоусовой Лады и учителя литературы нашей школы Тимчук О.Ю., родственники которых прошли через репрессии, пусть не в самом жестоком их проявлении, но жизнь их подвергалась насилию со стороны государства (Приложение 2), (Приложение 4).

Далее идут презентации, сопровождаемые биографическим рассказом.

Учитель:

– К каким социальным слоям относились семьи?

– Какая часть определения репрессий согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий от 18.10.1991» года подходит к судьбам представленных людей?

– Как насилие со стороны государства отразилось на личной судьбе представленных вам людей?

– Какой политический и социальный смысл имело насилие над «простыми» людьми?

Учащиеся должны определить, что представленные люди относились к кулакам и средней буржуазии, а также, что смыслом репрессий было сделать общество более однородным и послушным.

Учитель:

И чтобы окончательно закрепить у вас представление о смысле репрессий обратимся к цитате №1. Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:

– Цель репрессий?

– Что нравится вам, а что нет в представленном идеале «тоталитарного человека»?

– Могло ли общество состоять из таких людей?

Учитель: В учебнике обществознания на странице 234 найдите высказывание о тоталитарном режиме И.А. Ильина, сравнив его с предыдущими высказываниями, скажите, что их объединяет?

Ученик: Мысль о том, что человек в условиях тоталитаризма перестает быть свободным, жизнь его поглощается государством.

Учитель: К каким же выводам мы сегодня можем придти?

Ученики:

– Тоталитаризм стал возможен благодаря революциям, социальным кризисам, приведшим к появлению маргиналов.

– Часто тоталитаризм объединяется с социализмом, желающим сделать общество однородным.

– Тоталитарный режим подавляет личность, свободу, лишает собственности.

– Способами существования режима являются репрессии, нагнетающие атмосферу страха, и система воспитания, подчиняющая человека воле государства.

– Тоталитаризм обязательно приходит к краху, т.к. частные интересы людей сильнее абстрактных идеалов.

Заключительное слово учителя:

Сталинизм остался в прошлом. Для вас, живущих в XXI веке, он стал эпизодом истории своей страны. Как показал социальный опрос вашего класса, о репрессиях вы знаете и слышали, но только 5 учащихся вашего класса (20%) указали, что в их семьях были репрессированные, но материал не сохранился. Мне кажется, что результаты исследования не совсем точно отражают реалии тех лет.

На мой взгляд, единственная причина такого результата исследования – желание человеческой памяти забыть все страшное и плохое. Сегодняшний урок проведен с целью, чтобы вы не забывали даже страшные страницы истории нашей страны, т.к. в этих страницах отражена жизнь конкретных людей, потомки которых живут рядом с вами. Недаром эпиграфом к нашему уроку взяты строчки А.Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают...»

Я благодарю всех за работу, за предоставление материалов из семейных архивов.

Вашим домашним заданием будет:

  1. написать отзыв об уроке по плану:
    а)  что я узнал нового на уроке;
    б)  чем понравился урок;
    в)  нужно ли расширять знания на данную тему или достаточно усвоить учебный материал;
  2. написать эссе на тему «Для многих сталинизм ассоциируется со страхом. Не легче ли забыть и не бояться?».

Литература:

  1. Учебник Обществознание 10 класс: базовый уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой.
  2. История России 9 класс (Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.).
  3. Головатенко А.Ю. «Тоталитаризм XX века». Москва, Школа-пресс, 1992.
  4. Ф. фон Хайек. Вопросы философии. 1990, №10.
  5. Internet-ресурсы.