Тип урока: урок обобщения и систематизации разрозненных знаний, осмысления и понимания исторических явлений и процессов.
Форма урока: урок-рассуждение.
Цели и задачи урока:
- восстановить знание таких понятий как артефакт, тоталитаризм, маргинал, репрессия, социализм;
- формировать у учащихся активную жизненную позицию, любовь к своей Родине даже в трудные и неоднозначные периоды ее истории;
- совершенствовать умения строить собственные умозаключения, делать выводы, анализировать информацию, развивать навык исторической памяти;
- развивать коммуникативные компетентности, критическое осмысление отечественной истории, персональную ответственность за свой выбор;
- способствовать воспитанию сторонников ненасилия над личностью.
Методы обучения:
- объяснение
- персонификация (биография)
- продуктивно-творческий (эссе)
- рефлексивный
- оценки исторических явлений
- самостоятельной работы с историографическими источниками
- личностно-ориентированные методы
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
Технология обучения:
- ИКТ
- проектные технологии
Приемы деятельности учителя:
- эвристическая беседа
- персонификация
- фронтальная беседа
- обобщающая беседа
- работа с понятиями
- образное повествование
- консультирование подготовки презентаций
Оборудование урока:
- компьютер, мультимедийный проектор
- учебник обществознания 10 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова
- музыкальный фрагмент «Марша энтузиастов», слова А. д’Актиля, музыка И. Дунаевского
- цитаты из работ Г. Федотова и А. де Токвилля
Межпредметные связи:
- история
- краеведение
- обществознание
Опережающее задание:
- работа с интернет-ресурсами по созданию презентаций
- сбор и обработка материалов из семейных архивов
- социологический опрос учеников 106 класса по проблеме репрессий
Эпиграф к уроку: «Времена не выбирают, в них живут и умирают...» А. Кушнер
Ход урока
Урок начинается с «Марша энтузиастов», настраивающего ребят на эпоху.
Учитель: Вы прослушали «Марш энтузиастов» в исполнении Л. Орловой, в сопровождении плакатов и фотографий 30-50-х годов, которые можно использовать как артефакты сталинской эпохи. Какое впечатление он на вас произвел? (Приложение 3)
Ответы учащихся: марш создает атмосферу праздника.
Учитель: Однако не все так замечательно было в нашей стране в период сталинизма, была и другая жизнь, далеко не праздничная, а наоборот, трагичная, составляющими частями этой жизни были репрессии, раскулачивание, подавление частной инициативы, свободы слова, мысли. Вот об этой другой стороне жизни, об искалеченных судьбах людей мы сегодня и порассуждаем на уроке. Вы уже знаете с 9 класса, что согласно Конституциям 1918, 1924 и 1936 годов в нашей стране устанавливается тоталитарный режим.
– Что это за режим?
– Назовите его характерные черты.
Для ответа вы можете пользоваться учебником, страница 234.
Ответы учащихся:
В них идет перечисление характерных признаков тоталитаризма.
Учитель: Давайте порассуждаем и, заодно, уточним ваши знания.
- Идеология какой партии считалась государственной?
- Как звали лидера партии и в чем проявлялся культ его личности?
- Как был организован тотальный контроль за обществом?
Ответы учащихся:
О. Линникова: «Существовали карательные органы, например НКВД, задачей которых было искоренение инакомыслия, «врагов народа». Именно они осуществляли репрессии».
Д. Месяцева: «Существовали массовые организации, такие как ВЦСПС, задачами которого было:
- всеобъемлющий контроль за трудящимися
- воспитание преданности советской социалистической системе
- организация социалистического соревнования».
Д. Шабалин: Система воспитания начиналась с детства, уже с 7-9 лет ребенок вступал в октябрята».
Л. Потылицына: «Следующей ступенькой воспитания была пионерская организация, атрибутами которой были значок и красный галстук».
А. Пронина: «И, наконец, с 14 лет подросток вступал в ряды ВЛКСМ, который был последней ступенью перед вступлением в коммунистическую партию».
Учитель: Существовали ли альтернативные организации? Был ли выбор?
Ответы учащихся: Нет. Или ты принят только в эти организации или не принят. Тогда человек становился изгоем. Мог попасть в разряд врагов народа, у него невозможна была нормальная карьера. Жизнь такого человека была искалечена.
Учитель: А теперь мне бы хотелось, чтобы вы поработали с документами, а именно с высказыванием А. де Токвилля. Вы должны заметить, что высказывание построено на поляризации понятий. Каких? (Приложение 1)
Ответы учащихся: Демократия и социализм.
Учитель: С каким из них связан тоталитаризм? Проверим как раз, внимательно ли вы слушали ответы ваших товарищей.
Ученик: социализм.
Учитель: Кто из вас уточнит понятие?
Ученик: социализм означает общественный.
Учитель: А почему стали возможны социалистические учения?
Н. Лапкин: «Мир капитализма разрушал очень быстро традиционные ценности, порождал экономические и социальные кризисы и высвобождал огромную массу людей, оставшихся без средств к существованию, мы их называем маргиналы».
Учитель: Век революций, начавшийся в Европе в ХVIII-ХIХ веках, настиг и Россию. Иллюзии на быстрые преобразования в сторону «человека массы» способствовали зарождению и утверждению тоталитаризма в стране «недемократического менталитета», но даже в ней были люди уже усвоившие систему либеральных ценностей: труд, собственность, свобода. Как же быть с ними?
Ученик: репрессировать.
Учитель: Раскройте значение понятия репрессия.
Е. Буланихина: Термин репрессия означает подавление.
Учитель: Примеров репрессий предостаточно, можно вспомнить террор Робеспьера, Муссолини или геноцид евреев при Гитлере. Эта черта любого тоталитарного режима, не обошла она стороной и сталинизм.
Семина Маша сделала презентацию репрессий элиты общества, выделив ней партийную, военную и творческую элиту. Далее идет презентация. (Приложение 5)
Учитель: Какую цель преследовали репрессии?
М. Семина: Породить атмосферу страха, парализовать волю народа, направить ее в нужном Сталину направлении.
Учитель: Однако репрессии – явление массовое в 30-е годы, и касались они людей более «низших рангов», людей, представляющих социальные группы «собственников» прежде всего. Сейчас вашему вниманию будут представлены 2 презентации, сделанные по материалам семейных архивов вашей одноклассницы Целоусовой Лады и учителя литературы нашей школы Тимчук О.Ю., родственники которых прошли через репрессии, пусть не в самом жестоком их проявлении, но жизнь их подвергалась насилию со стороны государства (Приложение 2), (Приложение 4).
Далее идут презентации, сопровождаемые биографическим рассказом.
Учитель:
– К каким социальным слоям относились семьи?
– Какая часть определения репрессий согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий от 18.10.1991» года подходит к судьбам представленных людей?
– Как насилие со стороны государства отразилось на личной судьбе представленных вам людей?
– Какой политический и социальный смысл имело насилие над «простыми» людьми?
Учащиеся должны определить, что представленные люди относились к кулакам и средней буржуазии, а также, что смыслом репрессий было сделать общество более однородным и послушным.
Учитель:
И чтобы окончательно закрепить у вас представление о смысле репрессий обратимся к цитате №1. Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
– Цель репрессий?
– Что нравится вам, а что нет в представленном идеале «тоталитарного человека»?
– Могло ли общество состоять из таких людей?
Учитель: В учебнике обществознания на странице 234 найдите высказывание о тоталитарном режиме И.А. Ильина, сравнив его с предыдущими высказываниями, скажите, что их объединяет?
Ученик: Мысль о том, что человек в условиях тоталитаризма перестает быть свободным, жизнь его поглощается государством.
Учитель: К каким же выводам мы сегодня можем придти?
Ученики:
– Тоталитаризм стал возможен благодаря революциям, социальным кризисам, приведшим к появлению маргиналов.
– Часто тоталитаризм объединяется с социализмом, желающим сделать общество однородным.
– Тоталитарный режим подавляет личность, свободу, лишает собственности.
– Способами существования режима являются репрессии, нагнетающие атмосферу страха, и система воспитания, подчиняющая человека воле государства.
– Тоталитаризм обязательно приходит к краху, т.к. частные интересы людей сильнее абстрактных идеалов.
Заключительное слово учителя:
Сталинизм остался в прошлом. Для вас, живущих в XXI веке, он стал эпизодом истории своей страны. Как показал социальный опрос вашего класса, о репрессиях вы знаете и слышали, но только 5 учащихся вашего класса (20%) указали, что в их семьях были репрессированные, но материал не сохранился. Мне кажется, что результаты исследования не совсем точно отражают реалии тех лет.
На мой взгляд, единственная причина такого результата исследования – желание человеческой памяти забыть все страшное и плохое. Сегодняшний урок проведен с целью, чтобы вы не забывали даже страшные страницы истории нашей страны, т.к. в этих страницах отражена жизнь конкретных людей, потомки которых живут рядом с вами. Недаром эпиграфом к нашему уроку взяты строчки А.Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают...»
Я благодарю всех за работу, за предоставление материалов из семейных архивов.
Вашим домашним заданием будет:
- написать отзыв об уроке по плану:
а) что я узнал нового на уроке;
б) чем понравился урок;
в) нужно ли расширять знания на данную тему или достаточно усвоить учебный материал; - написать эссе на тему «Для многих сталинизм ассоциируется со страхом. Не легче ли забыть и не бояться?».
Литература:
- Учебник Обществознание 10 класс: базовый уровень под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой.
- История России 9 класс (Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.).
- Головатенко А.Ю. «Тоталитаризм XX века». Москва, Школа-пресс, 1992.
- Ф. фон Хайек. Вопросы философии. 1990, №10.
- Internet-ресурсы.