Учебный проект "Симметрия в мире и мир симметрий"

Разделы: Математика


Перед современным образованием меняются цели и задачи, уже недостаточно того, чтобы обучающиеся хорошо усвоили знания, акцент делается на личностно-ориентированное обучение. Обучающийся в школе должен учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Это фундаментальные ценности образования.

С 2010 года работаю над проблемой: «Развитие ключевых компетенций через реализацию учебных проектов по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся», успешно осваивая и внедряя в образовательный процесс. Основные задачи, которые я перед собой ставлю, работая над проектом:

  • развивать у детей собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь её анализировать, делать выводы и заключения;
  • развивать навыки публичного выступления, в том числе и с использованием медиапродукта;
  • развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективного творческого проекта;
  • формировать метапредметные компетентности, выходить за рамки предметного содержания.

Проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Основополагающим понятием проекта «Симметрия в мире и мир симметрий» является понятие симметрии, которое проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Данный проект связан с более глубоким изучением осевой и центральной симметрии. Актуальность темы в том, что рассматривается не только математическое понятие симметрии, но и её проявлением в окружающем мире, что она связывает теорию с практикой. Проект может быть проведен в рамках уроков математики образовательного учреждения. На реализацию проекта отводится1четверть. Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформляются в виде буклета, презентации, рисунка, реферата, танца, видеоролика.

Метапредметные связи: математика, биология, русский язык и литература, изо.

Паспорт учебного проекта

1. Тип проекта: информационный, творческий.

2. Форма продукта проектной деятельности: презентация в программе Microsoft Power Point, видеоролики, выставка рисунков, иллюстрированное сопоставление фактов.

3. Вид презентации: театрализация.

4. Возраст учащихся: 6 классы.

5. Время работы над проектом: 1 четверть.

6. Режим работы: урочный, внеурочный.

7. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватель изо, биологии, русского языка и литературы, родители.

8. Цель: Развитие ключевых компетенций через реализацию учебного проекта; формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, воспитание средствами математики культуры личности.

9. Задачи:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить.

10. Проблема: Быть прекрасным – значит быть симметричным и соразмерным?

Проблемные вопросы учебной темы

В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление симметрии?

Что общего между красотой природы, красотой поэзии?

Во всём ли в жизни должна быть симметрия?

Учебные вопросы

Красота и гармония. Есть ли им место в точной науке – математике?

Как проанализировать литературные произведения с точки зрения симметрии?

Как проявляется симметрия в произведениях живописи, архитектуры?

Что такое «симметрия» в природе?

Реализация проекта

1. Вводно-мотивационный этап

  • Осознание необходимости участия каждого ребёнка в данном проекте.

2. Операционно-познавательный этап

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. (6а – симметрия в архитектуре, 6б – симметрия в русском языке и литературе, 6в– симметрия в природе
  • Проведение исследования на уроках математики, изо, биологии, русского языка и литературы

3. Этап практического взаимодействия

  • Подготовка наглядно-графического материала, звукового (фотографий, рисунков, рефератов, презентаций в программе Microsoft Power Point по математике– 6а, литературе– 6б, биологии– 6в, видеоматериалов: «Крах теории эволюции» – 6в, «Осевая симметрия в архитектуре» – 6а, «Симметрия в природе и технике» – 6в, «Ось симметрии» – 6б. – Приложение 1).
  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.
  • Оформление материалов для общественной презентации (работа над показательной частью проекта, музыкальное оформление, танцевальное оформление).

4. Итогово-аналитический этап

Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.
  • Защита проекта представителями от каждого класса.

Рефлексия: Учитель предлагает классам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.

Сценарий проекта – Приложение 2.

Презентация. (Часть видео удалена из-за превышения общего лимита объема файлов. Полная версия у автора.)