Перед современным образованием меняются цели и задачи, уже недостаточно того, чтобы обучающиеся хорошо усвоили знания, акцент делается на личностно-ориентированное обучение. Обучающийся в школе должен учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Это фундаментальные ценности образования.
С 2010 года работаю над проблемой: «Развитие ключевых компетенций через реализацию учебных проектов по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся», успешно осваивая и внедряя в образовательный процесс. Основные задачи, которые я перед собой ставлю, работая над проектом:
- развивать у детей собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь её анализировать, делать выводы и заключения;
- развивать навыки публичного выступления, в том числе и с использованием медиапродукта;
- развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективного творческого проекта;
- формировать метапредметные компетентности, выходить за рамки предметного содержания.
Проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Основополагающим понятием проекта «Симметрия в мире и мир симметрий» является понятие симметрии, которое проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Данный проект связан с более глубоким изучением осевой и центральной симметрии. Актуальность темы в том, что рассматривается не только математическое понятие симметрии, но и её проявлением в окружающем мире, что она связывает теорию с практикой. Проект может быть проведен в рамках уроков математики образовательного учреждения. На реализацию проекта отводится1четверть. Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформляются в виде буклета, презентации, рисунка, реферата, танца, видеоролика.
Метапредметные связи: математика, биология, русский язык и литература, изо.
Паспорт учебного проекта
1. Тип проекта: информационный, творческий.
2. Форма продукта проектной деятельности: презентация в программе Microsoft Power Point, видеоролики, выставка рисунков, иллюстрированное сопоставление фактов.
3. Вид презентации: театрализация.
4. Возраст учащихся: 6 классы.
5. Время работы над проектом: 1 четверть.
6. Режим работы: урочный, внеурочный.
7. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватель изо, биологии, русского языка и литературы, родители.
8. Цель: Развитие ключевых компетенций через реализацию учебного проекта; формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, воспитание средствами математики культуры личности.
9. Задачи:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
10. Проблема: Быть прекрасным – значит быть симметричным и соразмерным?
Проблемные вопросы учебной темы
В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление симметрии?
Что общего между красотой природы, красотой поэзии?
Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
Учебные вопросы
Красота и гармония. Есть ли им место в точной науке – математике?
Как проанализировать литературные произведения с точки зрения симметрии?
Как проявляется симметрия в произведениях живописи, архитектуры?
Что такое «симметрия» в природе?
Реализация проекта
1. Вводно-мотивационный этап
- Осознание необходимости участия каждого ребёнка в данном проекте.
2. Операционно-познавательный этап
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. (6а – симметрия в архитектуре, 6б – симметрия в русском языке и литературе, 6в– симметрия в природе
- Проведение исследования на уроках математики, изо, биологии, русского языка и литературы
3. Этап практического взаимодействия
- Подготовка наглядно-графического материала, звукового (фотографий, рисунков, рефератов, презентаций в программе Microsoft Power Point по математике– 6а, литературе– 6б, биологии– 6в, видеоматериалов: «Крах теории эволюции» – 6в, «Осевая симметрия в архитектуре» – 6а, «Симметрия в природе и технике» – 6в, «Ось симметрии» – 6б. – Приложение 1).
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
- Оформление материалов для общественной презентации (работа над показательной частью проекта, музыкальное оформление, танцевальное оформление).
4. Итогово-аналитический этап
Завершение проекта:
- Общественная презентация проекта.
- Защита проекта представителями от каждого класса.
Рефлексия: Учитель предлагает классам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.
Сценарий проекта – Приложение 2.
Презентация. (Часть видео удалена из-за превышения общего лимита объема файлов. Полная версия у автора.)