Цель: систематизировать формирование познавательной активности детей посредством речевой деятельности и художественным творчеством.
Коррекционно-образовательные задачи:
– расширять и углублять знания детей о водоемах Кольского полуострова и его
обитателях;
– развивать познавательный интерес к природе родного края;
– активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи,
выразительность речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать навык диалогической и монологической речи;
– совершенствование умения дорисовывать недостающие элементы, используя
различные способы рисования и инструменты;
– развивать восприятие, внимание, память, мыслительные процессы;
– развивать дыхание, общую и мелкую моторику;
– развивать эмоционально-волевую сферу;
– развивать художественное творчество, фантазию.
Воспитательные задачи:
– воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного края,
– воспитывать чувство коллективизма, стремление оказать помощь товарищу.
Предварительная работа:
– поисковая работа по подбору иллюстративного материала;
– знакомство с литературными произведениями:
Сахарнов С.В. “Кто в море живет?”, Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке”,
Андерсен Г.Х. “Русалочка”;
– разучивание пальчиковых гимнастик “Рыбка” и “Пять рыбок”, загадывание загадок;
– рассматривание репродукций картин:
Айвазовский И.К. “Черное море”, Рылов А. “Море. Камни”, “В голубом просторе”;
– дидактические игры:
“Собери морской пейзаж”, “Дорисуй…”;
– подвижная игра “Караси и щука”;
– прослушивание музыки:
песня “Дельфины” на стихи Козлова С. из мультфильма “В порту”, Дебюси К. “Море”,
“Разговор ветра с морем”, Равель М. “Игра воды”;
– просмотр мультфильмов “Разноцветная семейка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”,
“Русалочка”, “В поисках Немо”, “Подводная братва”.
Оборудование: глобус, игрушка “рыбка”, картинки с изображением рыб (ерш, окунь, корюшка, сиг, палтус, семга), дидактическая игра “Собери картинку”, штампы различной формы, гуашь, кисти, фломастеры, стаканы для воды, салфетки, тряпочки.
Персонаж: Владычица подводная – учитель-логопед
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика:
Ребята, изобразите, пожалуйста, веселую лягушку, сердитую акулу, испуганную рыбку, быстрого морского конька. (Дети выполняют задание.)
2. Вводная часть.
Воспитатель
: Скажите, пожалуйста, где живут эти живые существа? (Эти живые существа живут в море, в реке, в океан, под водой.)Воспитатель
: Все эти живые существа живут в разных водоемах, например, лягушка – в болоте, в пруду, акула в океане, рыба в реке, т.е. в подводном царстве.На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ну-ка глобус покружи,
Где сейчас мы, покажи.
Воспитатель
: Глобус показывает, что наш город Мончегорск, дома, в которых мы живем, наш детский сад, и мы находимся на Кольском полуострове. Кольский полуостров – один из самых озерно-речных участков России. Здесь около 110 тысяч озер. Реки на Кольском полуострове имеют горный характер. Омывают полуостров Баренцево и Белое моря.Воспитатель:
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Каждый попасть туда мечтает.
3. Игра – путешествие.
Воспитатель:
Я предлагаю совершить путешествие в подводное царство. В путь, друзья!
(Дети идут по пуговичным дорожкам.) Для здоровья полезно ходить по песку и камешкам босиком.
(Коррекционная мини-гимнастика для профилактики осанки и плоскостопия.)
Игра малой подвижности “Море” (аудиозапись шум моря).
К морю синему спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились.
Воспитатель:
Ребята, подойдите поближе, ощущаете, как вода ласкает ноги, какая она нежная. Волна накатывается и опять убегает. Вместе с волной уходит все, что накопилось плохого: обида, гнев, страх. Подышим морским воздухом (дети вдыхают).Упражнение на развитие дыхания.
Нам здесь хорошо и спокойно, морской воздух придает нам уверенности. Мы чувствуем прилив нежности, любви друг к другу, окружающему миру.
Воспитатель:
– А кто это плещется?
Ребята, посмотрите,
Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.
– Может ей кого – то жалко?
– Может ей на солнце жарко?
– Может ветер шаловливый, напугал морскую рыбу?
– Может рыба хочет пить,
Может нам пойти спросить?
(Дети подходят к рыбке.)
Дети:
Здравствуй, Рыбка! Что случилось?Рыбка:
(аудиозапись)Ребята, помогите! От беды вы нас спасите.
Злой волшебник в Подводном царстве
Рыбок всех заколдовал.
Воспитатель:
А как же мы попадем в подводное царство?Рыбка: (аудиозапись) Вам поможет волшебная раковина.
Воспитатель:
Кладите на нее свои руки:1–2–3 – все замрем! В мир подводный попадем!
Сейчас начнутся чудеса! Надо только закрыть глаза!
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в подводное царство. Рассмотрим морское дно. Как богат и красив подводный мир. Что вы здесь видите? (Мы видим водоросли, камни, песок, ракушки.)
(Появляется Владычица подводная – учитель-логопед.)
Владычица подводная:
Кто здесь шумит? Почему морской песок взбаламучен? Кто это мои владения потревожил?Воспитатель: Ой, ребята, это кто?
Владычица подводная:
Я – Владычица подводная.Воспитатель:
На детей ты не сердись.
Лучше с нами разберись.
Посмотри-ка на ребят,
В подводное царство вышел детский сад.
Владычица подводная:
Ну что ж, я приветствую всех вас,
Под водой, в глуби у нас.
А скажите мне о том,
Вам подводный мир знаком?
Дети
: Да!Владычица подводная:
Тогда, что же вам здесь нужно?Дети:
Рыбке мы помочь пришли, у нее беда случилась. Помогите нам, подскажите, как рыб вернуть в подводный мир.Владычица подводная:
Хорошо, я вам помогу. Но для начала посмотрим, знаете ли вы обитателей водоемов Кольского полуострова?Владычица подводная:
Слушайте загадки:Вот стайка рыбок замерла, у мелочи одна наука,
Сверкнув глазами, проплыла. Скорее в тину! Это…. (щука).Под корягою лежит, в летний жаркий полдень спит.
Любитель речных глубин, изворотливый …(налим).Весь полосатый и очень колючий
Он поджидает добычу под кручей …(окунь)
(Дети отгадывают загадки, появляются по очереди речные рыбы, один из детей составляет описательный рассказ об одной из рыб.)
Щука.
Щука пресноводная рыба, обитает (живет) в реках. Она серо-зеленого цвета в крапинку. Ее вытянутое тело похоже на торпеду. У этой хищной рыбы остроконечная голова и острые зубы.
Владычица подводная:
Молодцы. А теперь соберите рыб из пазлов и назовите их.(Дети собирают с помощью пазлов озерных рыб, называют их, другой ребенок составляет описательный рассказ об одной из них, появляются озерные рыбы.)
Корюшка.
Это корюшка. У нее удлиненное тело, покрытое крупной для нее чешуей. У корюшки большой рот, буро-зеленая спинка и серебристые бока. Она питается мальками и икрой рыб. Свежая корюшка пахнет свежими огурцами.
Владычица подводная:
Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте поиграем.Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягивают руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягивают руки вперед и вверх тянутся)
Мои руки – это крабы (растопыривают пальцы и шевелят)
Плавают вперед – назад (движение рук вперед, назад)
Владычица подводная:
Посмотрите икринки, давайте узнаем, какие рыбы из них появятся.(Дети открывают икринки и называют морских рыб, кто-то из детей составляет рассказ об одной из рыб, появляются морские рыбы.)
Палтус.
Палтус большая, плоская рыба. Пятна на спине палтуса помогают ему прятаться на морском дне. Там он поджидает свою добычу. Питается палтус мелкой рыбешкой и любит холодную воду, поэтому живет в Северных морях.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Давайте вместе с Владычицей подводной и рыбкой поиграем в игру, “Какие бывают рыбки”.
(Дети встают в круг и отвечают на вопрос “Какие бывают рыбки?”, передавая друг другу рыбку.)
– Круглые рыбы.
– Речные рыбы.
– Чешуйчатые рыбы.
– Морские рыбы.
– Колючие рыбы.
– Большие рыбы.
– Озерные рыбы.
– Аквариумные рыбы.
Владычица подводная: Ребята, а у меня есть аквариум с моими любимыми рыбами. Я хочу его вам показать. Он у меня большой и просторный, вот посмотрите. Ой, видно и моих рыб заколдовал волшебник.
Воспитатель: Не расстраивайся, Владычица подводная мы с ребятами тебе поможем. Ребята вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы оживим твоих рыб, занимайте места в подводной мастерской.
Воспитатель объясняет технику рисования рыб с помощью штампа и гуаши, обращает внимание, что детали можно дорисовать фломастерами или при помощи кисти.
Пальчиковая гимнастика “Пять рыбок”.
Пять маленьких рыбок играли в реке | Волнообразные движения руками |
Лежало большое бревно на песке | Ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок |
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” | Волнообразные движения руками |
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко!” | Покачивание ладонями из стороны в сторону. |
А третья сказала: “Мне хочется спать!” | Повороты ладоней на тыльную сторону |
Четвертая стала чуть-чуть замерзать, | Быстрое покачивание руками |
А пятая крикнула: “Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб вас не схватил!” |
Волнообразные движения руками |
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение. В процессе работы воспитатель задает вопросы: Какую рыбу ты рисуешь? Какой формы твоя рыба? И так далее.
По окончании работы дети размещают рисунки в аквариум, проводится анализ работ.
Владычица подводная: Мы с рыбкой благодарим вас за помощь, вы такие добрые и дружные ребята, много знаете о подводных обитателях. Но рыбки могут жить и у вас дома, в аквариумах. На память мы с рыбкой дарим вам морские сувениры. До свидания!
Воспитатель:
Кладите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем. В детский сад мы попадем!
Воспитатель: Ну что ж, вышли на берег крутой и отправляемся домой.
(Дети идут по пуговичной дорожке.)
Наше путешествие подошло к концу.4. Итог занятия.
Воспитатель:
Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают.) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!