Цель: Приобщить детей к русской национальной культуре, познакомить с видами устного народного творчества; закрепить представления о составе чисел в пределах 10; информировать представления об отрезке, луче, ломаной линии; закрепить пространственные отношения: в лево, в право, вверх, вниз; развивать звуковую культуру речи, память, внимание, творческое воображение, мелкую моторику.
Ход занятия
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был волшебник. Заглянул этот волшебник к нам в детский сад узнать, чем занимаются дети. А в это время дети разыгрались, расшумелись. Вот и решил он над ребятами подшутить. Сделал невидимыми трех детей, а сам смотрит и посмеивается: “Попробуйте, найдите”. Ребята, если вы сумеете догадаться, кого заколдовал волшебник, то ребята снова станут видимыми. Для этого нужно выполнить следующие задания.
Задание первое: “Составь имя”. Детям показывают карточки. Надо назвать изображенный предмет и соединить первые звуки.
Дом – Апельсин – Шар – Ананас (Даша).
Кот – Арбуз – Тетрадь – Яхта (Катя).
Стул – Трактор – Арбуз – Свекла (Стас).
Задание второе: “Сосчитай звуки”. Дети определяют, сколько гласных звуков в отгаданных именах).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданиями. Ребята, волшебник приглашает вас в сказочный город, где много интересного и занимательного. Закройте глаза и приготовьтесь, через несколько секунд мы с вами перенесемся в сказочный город.
(Звучит музыка. Дети открывают глаза. На столах лежат листочки с воротиками.)
Воспитатель: Мы с вами и не заметили, как оказались у ворот сказочного города. Но что это? Ворота закрыты, а над ними надпись: “Задание для ребят”.
Задание третье: Нужно подобрать такое число, чтобы в сумме оно составляло с другим числом число над воротами.
Воспитатель: Я уверена, что вы сможете составить число из двух меньших. (ответы детей.) (Звучит спокойная музыка, дети работают.)
Воспитатель: Все справились, давайте проверим, какие вы молодцы! Посмотрите, ворота открылись, и мы с вами очутились в городе. А теперь отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд,
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица.)
Дети: Это загадка про улицу.
Воспитатель: Правильно, а раз наш город сказочный, давайте заглянем в гости к сказочному герою. Например, к Бабе Яге, но когда отправляться в гости, нужно знать адрес. А что такое адрес?
Дети: Это название улиц, номер дома, квартиры.
Воспитатель: А мы знаем, на какой улице живет Баба Яга?
Дети: Нет! Не знаем!
Воспитатель: Так давайте попробуем прочесть ее название. Название спряталось в волшебном цветке.
Задание четвертое: Чтобы прочесть название улицы, надо сложить первые буквы из названий данных предметов. Высчитывается цветок, на лепестках которого нарисованы: рыба, очки, мышь, арбуз, шар, кот, ананас. Получится слова “ромашка”.
Воспитатель: А вот и дом Бабы Яги. Чем дом Бабы Яги отличается от других домов?
Дети: У нее дом на курьих ногах, поворачивается в разные стороны.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего он сделан?
Дети: Он сделан из дерева, из бревен, он бревенчатый.
Воспитатель: А как раньше на Руси называли такие дома?
Дети: Такие дома называются избами, срубами.
Воспитатель: А мы живем, в каких домах?
Дети: Мы живем в кирпичных, панельных, домах.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что дома могут отличаться друг от друга по признакам, можно сказать, имеют свой характер. (Проводится игра: “Скажи наоборот”, веселый – грустный; тяжелый – легкий; высокий – низкий; широкий – узкий; длинный – короткий.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько домов в этом сказочном городе. Но чтобы войти в дома, нам нужно найти “золотые ключики”.
Задание пятое: графический диктант “ключики”.
Воспитатель: Возьмите листики бумаги и простые карандаши. Мы будем писать графический диктант “ключики”. Нарисуйте точку. Далее три клетки вправо, две клетки вниз, десять клеток вправо, две клетки вниз одна клетка влево, две клетки вниз, две клетки влево, две клетки вверх, семь клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево, шесть клеток вверх. Пока мы с вами искали ключики, в погоде произошли изменения. (Вносится картина с изображением грозы, молнии.)
Воспитатель: Что это? (Молния), на что похожа молния?
Дети: Молния похожа на ломаную линию.
Воспитатель: Из чего состоит ломаная линия?
Дети: Из отрезков.
Воспитатель: Чем отличается отрезок от луча? (Ответы детей.)
Воспитатель: А вот и дождик начался. Что нам нужно, что бы не промокнуть?
Дети: Зонтики.
Задание шестое: “Выложи из палочек зонтик”. Детям предлагаются счетные палочки в количестве семи штук. Воспитатель говорит: “Ребята, нам с вами придется спрятаться под “зонтик”. Вам надо их сделать из семи волшебных палочек (из пяти палочек нужно выложить фигуру трапецию, из двух палочек – ручку “зонтика”). Физкультурная минутка “дождик”.
Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей
И на Бабу Ягу
Хоть по тысячу ведру.
Воспитатель: Пока идет дождь, поиграем в слова. Проводится игра “Составь слова”. Детям предлагается звуковые карточки с картинками, которые обозначают буквы: “А”, “О”, “У”, “М”, “И”, и т.д.
Задание: Составьте слова: “Кот”, “Дом”, “Мама”, и т.д.
Слова могут предлагаться по теме занятия или на закрепление определенного звука, буквы.
Воспитатель: Посмотрите вокруг: дождь закончился, и вы можете сложить зонтики.
Задание седьмое: Переложи две палочки так, чтобы получились “треугольники”. За основу берется уже составленная фигура “Зонтик”. Надо взять две палочки – “ручки зонтика” – и положить их в фигуру трапецию наискосок, так получится при одинаковых треугольника.
Воспитатель: Сколько получилось треугольников? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, волшебник сообщил, что в сказочном городе сломались, … а что сломалось – отгадайте.
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
(Часы.)
Воспитатель: Правильно это часы. И наша задача – их отремонтировать.
Задание восьмое: “Расположите цифры по циферблату в числовом порядке”, дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы! Волшебник и жители города очень благодарны за помощь. А нам пора возвращаться в детский сад, но перед нами еще задание на смекалку. (Решение задач в стихах).
Волк в избушку постучал,
“Открывайте!” – прокричал.
И ребятушки – козлятки,
побежали без оглядки,
Чтобы спрятаться, укрыться,
Тихо – тихо затаиться:
под кроватью один,
Под столом один,
и под печкой один,
И под лавкой один,
а еще один в кадушке.
Сколько же козлят в избушке? (Пять.)Нарисую-ка я дом:
три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
чтобы не было темно.
Сколько всего окон? (Четыре.)
Воспитатель. Молодцы! Вот мы и попали обратно в свой детский сад.
Приложение 1. Правовое воспитание школьников.
Приложение 2. Конспект занятий по связной речи.