Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, сравнить с зоной степей.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с географическим положением зоны пустынь, ее климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека, выявить экологические проблемы данной зоны.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты природных зон, атласом-определителем “От земли до неба”, детской энциклопедией “Неизвестное об известном” (издательство “РОСМЭН”), гербарием.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока
І. Организационный момент.
– Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по природным зонам России. Нас ждут испытания. Справиться с ними нам помогут учебники и тетради, карты, атлас и энциклопедия. Проверьте, готовы ли вы отправиться в путь.
ІІ. Проверка домашнего задания.
– Нас ждет первое испытание: разгадывание кроссворда.
(Работа проводится в парах на карточках, проверка осуществляется на интерактивной доске.)
По горизонтали: 1. Горячие, сухие ветры. 2. Ядовитая змея. 3. Растение с узкими листьями (напоминает кочку). 4. Птица, которую называют степным великаном.
Ответы: 1.Суховеи. 2. Гадюка. 3. Типчак. 4. Дрофа.
По вертикали: 5. Хищная птица, немного мельче голубя. 6. Растение с узкими длинными листьями, которые гнутся до земли. 7. Цветущее растение с сине-фиолетовыми цветами. 8. Насекомое.
Ответы: 5. Пустельга. 6. Ковыль. 7. Ирис. 8. Кобылка.
– О какой природной зоне мы вспомнили? (О степи.)
ІІІ. Постановка темы и цели урока.
– Испытание второе: рассмотрите карту природных зон (учебник с.77). Найдите природную зону, расположенную по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев Волги. Назовите эту зону.
– Чтобы убедиться, что вы правы, нужно пройти третье испытание: разгадать шифр (выделить в каждом слове букву, соответствующую данной цифре).
(Правильный ответ: ПУСТЫНЯ.)
– Да, сегодня мы будем путешествовать по пустыне. Покажите эту зону на карте природных зон России (на доске).
ІV. Освоение нового материала.
– Давайте же познакомимся с климатическими условиями пустыни. (Просмотр видеофрагмента “Пустыни”: http://www.wintube.ru/video/TfE261soiWM/pustyni-rossii/).
– Какой же климат в пустыне? (Летом днем очень жарко, зимой достаточно холодно. Осадков выпадает мало. Везде пески, но есть и оазисы.)
– Есть ли в пустыне растения и животные? Возникают ли экологические проблемы?
На эти вопросы вам предстоит ответить. И перед дельнейшими испытаниями нужно отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка.
Испытание четвертое: учащиеся делятся на группы (ботаники, зоологи, экологи).
Материалы для ботаников: учебник с.123–124, гербарий, атлас-определитель “От земли до неба”, иллюстрации.
Материалы для зоологов: учебник с.126–128,энциклопедия “Неизвестное об известном” с.18, иллюстрации.
Материалы для экологов: учебник с.129, 131, фотографии с видами заповедника “Черные Земли”.
После подготовки следуют рассказы:
- Рассказ ботаников с демонстрацией иллюстраций (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740ddf09-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm).
- Рассказ зоологов с демонстрацией иллюстраций (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740ddf08-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm).
- Рассказ экологов с демонстрацией фотографий заповедника “Черные Земли” (http://russights.ru/post_1275066482.html).
V. Первичное закрепление нового материала.
Испытание пятое: выполняется индивидуальная работа в тетради с.39 № 1, 2; с.40 № 6. Взаимопроверка.
VІ. Самопроверка.
Испытание шестое: Узнай (отгадав загадку). Покажи (на интерактивной доске демонстрируется мультимедийное пособие “Большая детская энциклопедия” из серии “Уроки Кирилла и Мефодия”: панорама “Мир живой природы”).
Я на спине мешки вожу,
Вовек я их не разгружу.
(Верблюд.)Ушки, словно у лисички,
Носик, как у свинки,
А на спинке колки щетинки
(Ушастый еж.)На песчаном океане,
На сыпучем бархане,
Вырос кустик, словно еж, –
Голой ручкой не возьмешь,
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
(Верблюжья колючка.)Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.
(Суслик.)
– Какие еще растения и животные изображены?
VІІ. Подведение итогов.
– Действительно ли в пустыне пусто? Легко ли обитателям пустыни? Как они
приспособились к жизни в этой природной зоне?
– Сравните климат степной зоны и зоны пустынь.
На данном этапе выставляются оценки.
VІІІ. Информация о домашнем задании.
- Учебник с.123–129, составить рассказ о пустыне и ее обитателях.
- Тетрадь с. 40 № 3,5.
ІX. Рефлексия.
– Сегодня на уроке вы успешно проходили испытания.
– Кому они показались трудными? Поднимите левую руку.
– Кому было легко? Поднимите правую руку.
– Я рада, что многим из вас было легко, надеюсь, что и в дальнейшем вы с
такой же легкостью будете осваивать учебный материал.