Цель урока: создать условия для развития абстрактного мышления учащихся через путешествие “выше неба”.
Задачи урока:
- Формировать представления о разнообразии звезд, о созвездиях;
- Продолжить развивать умение целенаправленно наблюдать небесные тела, развивать воображение и фантазию;
- Воспитывать интерес к наблюдению звезд и созвездий, эстетические чувства красоты и гармонии.
Оборудование урока: словари, индивидуальные карточки, тесты, компьютерная презентация, символы – звездочки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приложение 1. Слайд 1
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книги на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Введение в тему.
– Ребята, а вы любите наблюдать за тем, что происходит вокруг вас?
– А часто ли вы смотрите на небо?
– А как вы думаете в какое время суток небо наиболее красивое?
(Звучит космическая музыка, слайды с изображением звездного неба.) Слайды 2–8
– Ребята, какую тему урока навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки (Звезды). Появляется табличка на доске.
– Верно. Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие по звездному небу.
Слайд 9
Вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать.
– Кто из вас знает происхождение слова “звезда”?
– Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах и в садах. У него много лепестков, похожих на лучики.
– Кто догадался, как называется этот цветок? Слайд 10
– От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах.
– Кто знает, как она называется?
Это “астрономия”, в переводе с греческого “астро” – звезда, “номос” – закон. Слайд 11
– А вы догадались, как называют людей, которые изучают звезды?
– А кто знает, как в старину называли человека, наблюдающего за звездами?
3. Актуализация знаний.
– Предлагаю вам выполнить следующее задание. Слайд 12
– Какие небесные объекты вы видите на экране?
– Соедините объекты и соответственно слова, обозначающие их природу.
Работа в парах (на партах карточки с образцами данного задания).
Проверка. Слайд 13
– Вы верно определили природу Солнца.
– Что вы знаете об этой звезде? (Ответы детей.) Слайд 14
– А как вы понимаете, что такое звезды? (Ответы детей.)
–Уточним, что такое звезды
Предлагаю прочитать толкование из словаря Ожегова (работа со словарями). Слайд 15
– Почему звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? (Звезд на небе очень, очень много. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они очень далеко от Земли и кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе).
4. Совместное открытие новых знаний
– Приходилось ли вам наблюдать звезды?
– Одинаковы ли они?
– Чем отличаются?
– Почему звезды не одинакового цвета?
– Как вы думаете, какого цвета самые горячие звезды?
– Холодные звезды?
– Какого цвета Солнце?
– Большим, ярким звездам ученые – астрономы дают имена (Сириус, Вега, Полярная, Капелла и др.).
5. Физкультминутка. Слайд 16
Пролетает звездолет,
С ним отправимся в полет.
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
6. Практическая работа № 1.
– Ребята, а как вы думаете, почему днем не видно звезд? (Днем Солнце ярко освещает небо, и его свет оказывается ярче блеска далеких звездочек.)
Проведение опыта.
Включить в классе при свете дня обычный карманный фонарик, чтобы дети убедились, что он не так ярко виден, как в темноте.
– Свет Солнца доходит до земли за 8минут 20 секунд. Свет от самой близкой звезды (не считая Солнца) идет к нам 4,5 года.
– Как вы думаете, ребята, что это? Слайд 17
– Для чего нужны эти приборы? (При обычной остроте зрения можно разглядеть около 6000 тысяч звезд. С помощью большого бинокля можно увидеть примерно в 10 раз больше. Телескоп позволяет наблюдать миллионы звезд).
– Как вы думаете, ребята, что заменяли звезды много лет назад? Слайд 18
7. Введение нового.
– В древности звездочеты мысленно соединяли самые яркие звезды линиями. Слайд 19, 20
– Как вы думаете, почему они это делали? (Рисунки, полученные из точек звезд, напоминают фигуры различных животных, людей, мифических героев, предметы.)
Группу звезд, объединенных воображаемой линией, астрономы назвали созвездиями. (Карточка на доске.) Слайд 21, 22
– Созвездий очень много, на современных звездных картах выделено 88 созвездий и каждое имеет свое название. Слайд 23
Работа с учебником стр. 106.
– Некоторые созвездия названы именами животных, очертание которых они напоминают.
– Найдите и назовите их.
Проверка.
– Есть созвездия, носящие имена героев греческих мифов. (Рассказ учителя.)
Слайд 24 Персей – герой полубог, сын бога Зевса и красавицы Данаи. Царь Полидект послал его достать у Горгон голову страшного чудовища – Медузы. Нимфы указали Персею дорогу к Горгонам. Боги снабдили его волшебным мечом и щитом – зеркалом. Персей полетел к океану и нашел там спящих Горгон. Так как вид их превращал смотрящих на них людей в камень, Персей сражался с ними мечом, глядя в щит зеркала. Победив их, он отрубил голову Медузы и в мешке привез ее царю.
Слайд 25 Геракл – самый знаменитый герой греческих мифов. Сын Зевса и простой женщины Алкмены, он должен был 12 лет служить царю Эврисфею и совершить 10 подвигов, прежде чем стать бессмертным.
– Угадайте, ребята, о каком созвездии идет речь?
Бурая мама по лесу не спеша
Идет, охраняя своего малыша
А ночью на небо взглянешь ты,
Найдешь созвездие (Малой и Большой медведицы). Слайд 26
– С этим созвездием связана удивительная легенда.
– Хотите ее узнать? (Рассказ звездочета, подготовленного ученика). Слайд 27
8. Практическая работа № 2. (Работа в парах.)
– При помощи звезд нужно создать модели созвездий, которые я вам предложила. (На партах конверты с необходимым материалом).
Планирование работы. Создание моделей.
Проверка.
9. Домашнее задание.
– Найдите легенду, подготовьте рассказ об одном из понравившихся вам созвездий. Можно выполнить рисунок или аппликацию (по желанию) для создания книги “Звездные узоры”.
10. Подведение итогов.
– Какие новые знания вы приобрели?
– Что самое интересное запомнилось?
– Чем понравился урок?
11. Обобщение.
Предлагаю тест, который поможет нам проверить, что мы поняли и запомнили.
Тест
1. Спутником Земли является:
- Солнце,
- Луна,
- Марс.
2. Солнце – это:
- Звезда,
- Планета,
- Спутник.
3. Кто изучает звезды?
- Астроном.
- Счетовод.
- Лунатик.
4. Группы звезд называют:
- Метеоры,
- Кометы,
- Созвездия.
12. Рефлексия.
– Оцените свою работу. (На партах бумажные звездочки белого цвета.)
– Если вы считаете, что вы работали на уроке хорошо, были активны, довольны собой – раскрасьте ее в цвет горячей звезды (голубая).
– Если вы считаете, что вы были не очень активны, не все удавалось – ваша звезда будет холоднее (желтая, красная). Слайд 28
– Прикрепите ее на наш небосвод.
– Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы теперь с большим интересом будете смотреть на звездное небо. Слайд 29