Душа ребенка святостью чиста
Жива и радостна от любви внимания
Она светла наивна и проста
И вдохновенно ищет понимания.
Мир детства – самый лучший мир, добрый и счастливый. Мозаика – любимая игра детей. Она дает возможность создать свое неповторимое творение, то, что больше всего интересует, так как видишь этот мир. Ведь имея одни и те же детали, каждый создаст свою картинку – индивидуальную. Чем старше становится ребенок, тем ярче, богаче становится картинка.
Отсюда и название моей программы – Мозаика детства.
Стержневой идеей является раскрытие в каждом ребенке способностей, творческой индивидуальности, воспитание стремления идти вперед. Я уверена, что неспособных детей нет, просто надо внимательно присмотреться к каждому ребенку и "зажечь" в нем искорку таланта и успеха.
Современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад.
Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, эмоциональной отзывчивости, толерантности. Возросла информированность детей. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
В начале первого года обучения детей я провожу психологические исследования учащихся. Так называемую стартовую диагностику.
25% детей имеют низкий навык совместной деятельности, адекватная самооценка – только у 21% детей, высокая сформированность внутренней позиции школьника у 34%, и такое же количество детей хотят пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. При опросе родителей показатель адаптации детей – 83%.
При изучении обратной связи – 25% детей находятся в группе риска (это касается отношений со сверстниками).
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, результаты диагностик я обнаружила противоречия:
- Между потребностью общения и дефицит общения;
- Между пониманием значимости общего дела и неумением трудиться на общее благо;
- Между желанием совместной деятельности и нетерпимостью детей друг к другу;
- Между потребностью родительского внимания к жизни ребенка и недостатком внимания к ребенку в семье.
Моя программа основана на данных диагностики и анализе сложившихся противоречий и может помочь классному руководителю в решении возникающих проблем.
Этапы реализации программы:
Первый этап: 2011 год – подготовительный (диагностика и разработка программы).
Второй этап: 2011–2014 годы – реализация воспитательной программы в целом.
Третий этап: 2015 год – завершение реализации программы, анализ результатов.
Основной этап реализации программы в целом рассчитан на 4 года и предполагает поэтапное решение определенных задач. На каждый учебный год определены свои задачи, а направления воспитательной деятельности являются одними и теми же на каждый год обучения.
Цель программы:
Воспитание нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации.
Реализацию данной цели обеспечивают задачи:
- формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира; дать возможность проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства;
- пробудить интерес к прошлому своего народа; приобщать детей к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью и привычку укреплять свое физическое и психическое здоровье; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
- воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду;
- воспитать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания; стимулировать инициативу и достижения учащихся в учебной и внеучебной деятельности;
- создать условия для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых;
- способствовать развитию умения общаться и сотрудничать; создавать условия для самовыражения каждого ученика.
Разработанная мною программа воспитательной работы “Мозаика детства” строится на следующих принципах:
- преимущественное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания личности;
- опора на содержание основного начального образования, использование его воспитательного потенциала;
- принцип личностно-ориентированности (позволяет вовлекать в работу каждого ребенка);
- принцип здоровьесбережения (дает возможность сохранения здоровья школьника, обучает здоровому образу жизни);
- принцип системности и последовательности (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов);
- принцип оптимальности (программа наиболее удобна в использовании в повседневной деятельности классного руководителя и учащихся);
- принцип конкретности (позволяет избегать неоправданного копирования проводимых дел на всех ступенях развития);
- возрастной принцип (формы работы соответствуют возрастным особенностям детей);
- развитие познавательной, социальной, творческой активности;
- сближение урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Основные направления программы:
- М
Мир прекрасного (эстетическое направление).
У него есть и своя специфика – это приобщение к искусству. Именно
искусство должно выступить для подрастающего поколения “защитным поясом”,
охранить ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи
насилия, жестокости.
Отечество мое (патриотическое направление).
Патриотические чувства в большой степени зависят от того, как они были
заложены в детях в школьные годы.
Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его (оздоровительная
деятельность).
Проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности.
Азбука творчества (коллективно-творческое дело).
В основе этого направления лежат традиционные коллективно-творческие
дела гимназии и традиционные классные праздники.
Интеллект (интеллектуально-познавательная деятельность).
Связана с формированием устойчивых познавательных интересов.
Кладовая семьи (вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс).
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей.
Азбука общения (деятельность, направленная на формирование навыков работы в группе) на формирование важнейших навыков межличностного общения и нравственного поведения.
В результате реализации воспитательной программы в классе будут созданы условия для повышения качества воспитательного процесса и формирования нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации, что позволит обеспечить:
- повышение мотивации к учебе и творчеству;
- активизацию совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции; коммуникативные навыки;
- развитие потребности детей в здоровом образе жизни, привитие здоровьесберегающих навыков;
- полноценное своевременное и всестороннее развитие ребенка (познавательных, эмоционально– волевых процессов, разных видов деятельности);
- расширение возможностей получения дополнительного образования;
- самоопределение и самореализацию учащихся через деятельность детских творческих объединений, клубов по интересам, систему дополнительного образования;
- воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.
“У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия”. Так дадим же им возможность сделать это, и тогда мы получим детей, обладающих той творческой силой преобразования, которая нам так нужна.