Цель: ознакомить учащихся с новым произведением Ю.П. Мориц “Разговаривали вещи”; учить давать характеристику героям произведения.
Задачи:
- Развивающий аспект:
– развитие речи учащихся;
– развитие умений анализировать в поэзии способы изображения героев; - Воспитательный аспект урок нацелен на воспитание внимания к ответам, версиям собеседников, уважительного отношения к мнению другого человека.
- Познавательный аспект:
– формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения драмы;
– формирование представления об особенностях жанра драмы;
– формирование умения понимать авторский замысел; раскрывать особенности характеров героев средствами речевых характеристик и авторских ремарок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат,
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
– Прочитайте “птичьем базаром”.
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте тихим голосом, затем все громко.
– Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.
– С вопросительной интонацией.
– С восклицательной интонацией.
– С сердитой.
– С веселой.
– А теперь скороговоркой.
3. Проверка домашнего задания.
– Эти странные предметы
Что-нибудь да говорят:
То дают другим советы,
То в себе мечту таят…
Оживают и смеются,
Плачут, странности творят,
Любят, дышат, расстаются,
Удивляют всех подряд.
Итак, на дом было задано стихотворение ….?
4. Ответы на вопросы.
Прежде чем мы начнем, давайте вспомним требования к декламации стихотворения.
Ответы детей:
- Назвать автора;
- Назвать произведение
- Читать по-взрослому
– А это как?
(Делать паузы; выделять голосом ключевые слова, читать выразительно, красиво.)
Спросить двух учеников.
– Но у нас есть еще вопросы:
- Какие действия совершает тетушка Луна? Может ли она так действовать на самом деле?
- С каким настроением автор рассказывает эту историю? (Писатели и поэты – большие выдумщики. Они могут совсем обычную вещь превратить в живое существо. И тогда она преображается: начинает разговаривать, вести себя как человек.)
- А как автору удалось оживить Луну?
Какой прием он использовал? (Олицетворение.)
Дайте определение этому понятию (это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.)
– Найдите в тексте олицетворение, которое помогает создать образ Луны-преследователя.
5. Новая тема.
– Прием олицетворения используют многие авторы. Не исключение и произведение Юнны Мориц “Разговаривали вещи”. Чтобы вам было понятно, давайте разберем несколько слов.
6. Словарная работа.
7. Инсценировка произведения.
– Наши ребята подготовили мини-спектакль по этому произведению.
– Давайте попросим их разыграть произведение для нас.
(Выступление ребят.)
– Молодцы! Давайте похлопаем. Я думаю, что актеры заслужили оценку 5!
8. Анализ выступления актеров.
– Как ощущения?
– Понравилось? Не понравилось?
9. Первичная читка произведения.
– Читаем в полголоса.
10. Работа над произведением.
- Какую серьезную проблему решают вещи в стихотворении? (Свою нужность.)
- Что предпринял автор, чтобы рассказать читателю о важности этой
проблемы. (Оживил вещи.)
– Как называется этот прием? (Вещи говорят о том, как приятно быть кому-то нужным.) - Как вы думаете, могла бы описанная ситуация случиться с людьми? (Ответы детей.)
11. Рефлексия
Детям предлагается на выбор бумажки разного цвета: зеленые и розовые.
– Если вы чувствуете, что вам все удалось, вы активно выполняли все наши задания, возьмите розовый листок. Если кто-то сомневаетесь, то возьмите – зеленый.
– Прикрепите его на доску.
12. Подведение итогов.
Домашнее задание.