"И сразу стало все не так"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомить учащихся с новым произведением Ю.П. Мориц “Разговаривали вещи”; учить давать характеристику героям произведения.

Задачи:

  • Развивающий аспект:
    – развитие речи учащихся;
    – развитие умений анализировать в поэзии способы изображения героев;
  • Воспитательный аспект урок нацелен на воспитание внимания к ответам, версиям собеседников, уважительного отношения к мнению другого человека.
  • Познавательный аспект:
    – формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения драмы;
    – формирование представления об особенностях жанра драмы;
    – формирование умения понимать авторский замысел; раскрывать особенности характеров героев средствами речевых характеристик и авторских ремарок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат,
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.

– Прочитайте “птичьем базаром”.
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте тихим голосом, затем все громко.
– Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.
– С вопросительной интонацией.
– С восклицательной интонацией.
– С сердитой.
– С веселой.
– А теперь скороговоркой.

3. Проверка домашнего задания.

– Эти странные предметы
Что-нибудь да говорят:
То дают другим советы,
То в себе мечту таят…
Оживают и смеются,
Плачут, странности творят,
Любят, дышат, расстаются,
Удивляют всех подряд.

Итак, на дом было задано стихотворение ….?

4. Ответы на вопросы.

Прежде чем мы начнем, давайте вспомним требования к декламации стихотворения.

Ответы детей:

  1. Назвать автора;
  2. Назвать произведение
  3. Читать по-взрослому

– А это как?

(Делать паузы; выделять голосом ключевые слова, читать выразительно, красиво.)

Спросить двух учеников.

– Но у нас есть еще вопросы:

  1. Какие действия совершает тетушка Луна? Может ли она так действовать на самом деле?
  2. С каким настроением автор рассказывает эту историю? (Писатели и поэты – большие выдумщики. Они могут совсем обычную вещь превратить в живое существо. И тогда она преображается: начинает разговаривать, вести себя как человек.)
  3. А как автору удалось оживить Луну?
    Какой прием он использовал? (Олицетворение.)
    Дайте определение этому понятию (это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.)
    Найдите в тексте олицетворение, которое помогает создать образ Луны-преследователя.

5. Новая тема.

– Прием олицетворения используют многие авторы. Не исключение и произведение Юнны Мориц “Разговаривали вещи”. Чтобы вам было понятно, давайте разберем несколько слов.

6. Словарная работа.

7. Инсценировка произведения.

– Наши ребята подготовили мини-спектакль по этому произведению.
– Давайте попросим их разыграть произведение для нас.

(Выступление ребят.)

Молодцы! Давайте похлопаем. Я думаю, что актеры заслужили оценку 5!

8. Анализ выступления актеров.

– Как ощущения?
– Понравилось? Не понравилось?

9. Первичная читка произведения.

– Читаем в полголоса.

10. Работа над произведением.

  1. Какую серьезную проблему решают вещи в стихотворении? (Свою нужность.)
  2. Что предпринял автор, чтобы рассказать читателю о важности этой проблемы. (Оживил вещи.)
    Как называется этот прием? (Вещи говорят о том, как приятно быть кому-то нужным.)
  3. Как вы думаете, могла бы описанная ситуация случиться с людьми? (Ответы детей.)

11. Рефлексия

Детям предлагается на выбор бумажки разного цвета: зеленые и розовые.

– Если вы чувствуете, что вам все удалось, вы активно выполняли все наши задания, возьмите розовый листок. Если кто-то сомневаетесь, то возьмите – зеленый.

– Прикрепите его на доску.

12. Подведение итогов.

Домашнее задание.